Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

26.04.2025, 07:36

Политолог и друг музея Роман Евстифеев: «Ситуация в ВСМЗ ведет к радикализации общественных настроений»

 О ситуации во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике с Романом Евстифеевым мы беседовали в апреле. Практически сразу же после выхода интервью было образовано «Общество друзей Владимиро-Суздальского музея-заповедника», в котором Роман Владимирович играет весьма заметную роль. Как изменился музей за прошедшие полгода? Чего ждать владимирцам - друзьям музея и всем, кто заинтересован в сохранении культурного наследия? Как музейная повестка повлияла на результаты губернаторских выборов? Об этом - в сегодняшнем разговоре «ВВ» с доктором политических наук, действительным членом Академии политической науки, членом Экспертного совета Российской ассоциации политической науки, ведущим научным сотрудником Владимирского филиала РАНХиГС и другом музея Романом Евстифеевым.
- Роман Владимирович, что нового во взаимоотношениях общества и музея?
- Мы (общество, жители Владимирской области) исчерпали все легальные возможности влиять на ситуацию в ВСМЗ. Законопослушные граждане два года писали письма во всевозможные инстанции, проводили общественные слушания, приглашали к сотрудничеству органы власти и музей... Все эти ресурсы исчерпаны и предлагать их еще раз - бессмысленно, несерьезно. И здесь, боюсь, наступает период радикализации общественных настроений и, возможно, действий. Очевидно, что сегодняшние руководители ВСМЗ против музея и против Владимирской области. Они разваливают и то, и другое. Решение директора ВСМЗ об уничтожении науки в музее - еще одно подтверждение вышесказанному. Как на это среагирует общество?
- А какие варианты? Как может проявиться эта радикализация настроений?
- Не знаю. «Друзья музея» - общественная организация, а не военная - не можем скомандовать «всем молчать». Кто-то, возможно, выйдет на одиночный пикет... Знаю, что есть предложение устроить демонстрацию. Дескать, нас не слышат и не замечают, давайте сделаем так, чтобы услышали и заметили.
«Общество друзей музея» пыталось канализировать недовольство людей в легальное русло, создавало законные формы участия граждан, предлагало сотрудничество всем, кому только можно. Результат нулевой. А люди снизу хотят получить результат, и как они будут вести себя дальше, я не представляю.
- Вы сейчас говорите о сотрудниках музея?
- Вообще о гражданах, которых тревожит судьба ВСМЗ и в целом региона. Как показали выборы, таких людей много. Владимирцы могли поддержать прежнего губернатора, но этого не произошло. Тысячи жителей области не стали голосовать за Орлову, которая, кстати, в музейном вопросе заняла совершенно четкую позицию невмешательства. Эти люди хотят перемен, а мы им ничего не можем предложить. Они сами будут действовать.
- Или не будут действовать...
- У нас есть политические силы, которые могут воспользоваться ситуацией в ВСМЗ. Они с удовольствием будут улавливать протестные настроения и направлять их в нужное им русло. Есть такие политические риски. Надо думать, что делать с тем недовольством, которое высказали люди, в том числе и на выборах.
- Это чья забота?
- И федеральной власти, и региональной. Выборы очень хорошо показали, что у людей «накипело». Но результаты выборов никого не удовлетворили, потому что изначально владимирцы были поставлены в неправильную ситуацию. Она началось в марте 2013 года и не разрешена до сих пор.
- Поясните, что вы имеете в виду?
- Когда был снят Виноградов без объяснения причин и назначена и. о. губернатора Орлова. Так нельзя с людьми! Ее приняли, но опять не получили никаких объяснений по многим очень важным вопросам, в том числе и по ВСМЗ.
- Получается, что музей - одна из реперных точек народного недовольства?
- Одна из важнейших. На музее скрестилось много важных линий. Например, линия региональной идентичности - это наше наследие, мы хотим его сохранить и передать. Линия самоуважения и достоинства - мы должны в этом участвовать, управлять, мы - граждане и имеем на это право.
- Кто-то в ответ скажет, что идет становление гражданского общества, а кто-то, что «раскачивают лодку»...
- Хорошая метафора про лодку, но обычно ее говорят те, кто в этой лодке находится. А если мы за ней плывем и хватаемся за борта? И нам при этом говорят: «Не раскачивайте лодку, плывите сами», да еще и... хрясь веслом, чтобы неповадно было. Люди примерно так себя и ощущают: мы за бортом, по нам веслом лупят, да еще и собирают плату за проезд в лодке. Как-то у нас позабыли, что требования и интересы населения (а не власти!) первичны.
- Надеетесь, что позиция администрации области по ВСМЗ при губернаторе Сипягине будет другой?
- Прошлая губернская власть все понимала, но не вступалась, новая власть поймет или нет - не знаю, не знаю - вступится ли за музей. К новому губернатору те же требования, что и к старому - чтобы он по-другому построил взаимоотношения с директором ВСМЗ.
- Во Владимире считается, что Конышев - человек Кириенко, они вместе работали в «Росатоме». Никто из региональных властей не захочет ссориться с администрацией президента.
- Я бы не стал придавать этому большого значения. Ну работал Конышев с Кириенко, и что? Сергей Кириенко - государственный деятель крупного масштаба, а не шпана из подворотни. Подобные разговоры и страхи выгодны Конышеву - чтобы люди выстраивали такую цепочку и даже не пытались что-то сделать. Реальность же может быть совсем другой.
- В прошлую нашу встречу вы критиковали музейщиков за недостаточную научную активность. И вот директор ВСМЗ решил проблему - провел сокращения научных подразделений. Может быть, и надо было сокращать таких неактивных работников?
- Я говорил, что достаточно критично отношусь к музейной науке. Но вопрос ведь не в том, какая там наука сейчас, а в том, что ее не будет вообще. Да, научные работники музея были не очень заметны, и их деятельность не была направлена вовне. Но это и надо было менять, а не разрушать вообще. Наука необходима музею - это написано в уставе ВСМЗ и регулируется российским законодательством. Собирать, сохранять и презентовать историю - вот первостепенная цель музеев-заповедников. А как это делать без научной обработки? Очевидно, у руководства ВСМЗ нет компетенции внедряться в научные дела, нет понимания, чем должен заниматься научный работник в музее, поэтому избран путь упразднения науки.
- Многие опасаются, что следующим кадровым решением Игоря Конышева станет сокращение ставок хранителей... Будут ли тогда богатства?
- Их и не будет. ВСМЗ будет продавать то, что есть, пока и оно не исчезнет. Действия руководства музея говорят, что пошло разрушение. Музей, каким мы его знали и любили, уже не существует. Если в прошлый раз мы содержательно говорили, каким может быть путь музея, то сейчас об этом не может быть и речи.
- У общественников есть возможность получить информацию о состоянии фондов?
- Про фонды мы вообще не знаем ничего. Известно, что полностью разобрана экспозиция в Палатах. Детского центра уже нет - эволюционного перетекания не произошло. Все тайно почищено, уверен, что часть экспонатов, не представляющих исторической ценности, утеряна. Никаких документов, подтверждающих опасность газовой котельной, так и не было представлено. Что будет в Палатах - неясно. Судьба Музея хрусталя и Музея природы также неясна...
ВСМЗ превращается в контору по организации выставок. Вероятно, свою задачу директор видит в том, чтобы максимально дешево устраивать сменные выставки и таким образом поддерживать поток туристов. Все остальное не интересно. Абсолютно негосударственный расчет. Но, увы, сейчас содержательно о будущем музея даже не имеет смысла разговаривать.
Конышев-то уйдет, и команда его уйдет, а нам оставит нечто руинизорованное, а не музей. Кстати, против губернатора Орловой проголосовал Суздальский район, несмотря на грядущее 1000-летие и связанные с юбилеем социальные проекты, которые лоббировала Светлана Юрьевна. Может быть, и не главным, но раздражителем для горожан стало то, что в историческом здании - доме купца Лихонина живет, как в собственной квартире, гендиректор.
- Есть ли у друзей музея план дальнейших действий?
- Сидеть сложа руки не будем - за свои ценности надо бороться и драться, используя все законные возможности привлечения внимания к музею-заповеднику.

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета