03.12.2024, 19:48 |
Местные мифы, местные люди. Открылась выставка, объединяющая реальный и художественный Ижевск26.06.2018, 06:14  «Удмуртская правда», г. Ижевск, Республика Удмуртия
Каким предстаёт Ижевск, если смотреть на него не взглядом благодушного туриста, выискивающего глянцевые, парадные виды городских ландшафтов, а внимательным и прямым взглядом исследователя времени и человеческой природы? Ответом на этот вопрос может стать выставка фотографии, живописи и графики Locals, которая действует в УРМИИ. Коридор второго этажа Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств заняли работы местных художников–любителей и фотографии – цветные и чёрно–белые, масштабные и маленькие. Смешение фактур и стилистик на первый взгляд кажется хаотическим, но прокладывая вновь и вновь маршруты между картинами и фотографиями, зритель внезапно понимает, что эта небольшая, локальная выставка (Locals и переводится как «местные») и есть микромодель Ижевска, пестрого, неоднородного, где бытовое мгновенно становится частью городского мифа. Точки схождения Вот на картине поющие женщины в удмуртских платьях в красную клетку, – их лица не прорисованы, и только по пластике тел, по внутреннему ритму картины зритель понимает, что звучит общий хор. Фон и вовсе стёрт, фигуры как будто проступают из дымки воспоминаний. И тут же, рядом, фотография, на которой женщины в красных сценических платьях, стилизованных под этнику, поют что–то, – тут уже можно прочитать каждую морщинку на их лицах, узнать городской пейзаж за их спинами. Вот картина семейного обеда, где самой запоминающейся деталью становится не простой быт самой обыкновенной кухни, не лица матери и двух её детей, а полосатое тельце тигрёнка, выписанное наивным художником Германом Прорехиным так заботливо, что кажется живым (и только по логике происходящего смотрящий понимает, что это мягкая игрушка). И тут же – дублирующая этот сюжет фотография, совпадающая с картиной даже композиционно, где в центре внимания, – снова тонкое гибкое тельце, на этот раз настоящего котёнка, обмякшего в девичьих руках. Или вот графическая работа – крупная умиротворённая фигура лежит, опершись на локоть, у расстеленной на земле скатёрки с расставленной на ней простой пищей. Тот же покой и задумчивость – на фотографии женщины, лежащей в той же самой позе на краешке большого покрывала, уставленного чашками и плошками с обычной пикниковой снедью. И таких рифм между картинами и фотографиями здесь множество. Не зная историю выставки, можно даже предположить, что фотографы изучили подборку картин из фондов музея и выискивали затем в городе сюжеты, которые могли бы проиллюстрировать эти картины. Но в том–то и дело, что коллекцию УРМИИ фотографы не видели и «подгонкой» бытовой реальности под художественную не занимались. Для этого у них не было ни времени, ни задачи. Взгляд со стороны Фотографическая часть выставки – это результат трёхдневной «полевой» экспедиции в Ижевск группы студентов Московской школы фотографии им. А.Родченко и мастера фотографии Игоря Мухина. В поисках натуры для своих занятий современной документальной, социальной по своей сути фотографией они исследуют разные регионы, а приезд в Ижевск стал возможен благодаря поддержке холдинга «КОМОС», – компания безвозмездно оплатила фотографам транспортные расходы и проживание в столице Удмуртии (именно от таких инициатив бизнеса часто зависит, состоится ли проект вообще). Тогда, в 2015 году, приезд москвичей частично совпал с ижевским Днём города, и фотографы смогли исследовать и праздничный, и будничный Ижевск, создать своеобразную хронику его жизни. В сопровождении местных фотографов они обошли и центр, и окраины, – им было интересно всё. Их готовность зайти за любую дверь даже привела к тому, что один из москвичей отбился от остальной группы и прошёл через проходную одного из режимных предприятий Ижевска, – там именно в эту минуту по чистой случайности не оказалось охранника. Ижевским коллегам потом пришлось быть очень убедительными, чтобы вызволить гонзо–фотографа с территории предприятия без последствий. Куратор выставки Елена Касимова говорит: – Это был самый масштабный фотодесант из Москвы в Ижевск за многие годы. Я не участвовала в том проекте как фотограф (Елена была студенткой Школы фотографии им. Родченко, – прим. ред.), но была знакома с результатами экспедиции. Уже тогда было понятно, что нужна итоговая выставка, которая обобщит полученный художественный опыт и представит ижевчанам взгляд на них со стороны. Конечную форму выставки подсказал личный опыт куратора. В прошлом Елена Касимова знакомилась с фондами УРМИИ и, рассматривая фотографии московских фотографов, вспоминала работы местных художников, которые очевидно перекликаются с этой фотолетописью. Она говорит: – Прежде всего я подумала о работах Германа Прорехина, которые хранятся в фондах музея. Они запомнились мне силой и выразительностью образов и очень личной изобразительной манерой, – было понятно, что хотя Прорехин самодеятельный художник, с типичными образами своего времени и места он работает не менее интересно и глубоко, чем профессионалы. Так возник замысел соединить фотографию и живопись. Город людей Вдумчиво поработав с фондами музея, куратор отобрала работы ещё нескольких художников–любителей – Владимира Веретенникова и Виктора Олюшкина. Когда картины и фотографии были помещены в одно пространство, обнаружилась связывающая их сквозная тема: это оказалась галерея портретов жителей Ижевска, – не парадная и очень честная. И фотографы, и художник вглядываются в ижевчан с искренней симпатией и любопытством, но при этом без желания навести на их жизнь глянец или ретушь. Они принимают их такими, какие они есть, – «простыми людьми», часто со сложными судьбами (для того, чтобы увидеть это со всей очевидностью, часто достаточно единственного кадра и одной зарисовки). Выставка вообще обнаруживает ценность внимательного, неповерхностного взгляда. Среди работ московских фотографов нет ни одного постановочного кадра, нередко они снимали через стекло трамвая стоящих на улицах людей или, направив объектив в обратном направлении, вагоновожатых, – и каждый без исключения из этих портретов поражает выразительностью фактуры и цельной историей, которая читается на лицах ижевчан и ижевчанок. Это – стоп–кадры, которые каждый из жителей города мог бы коллекционировать в своей памяти ежедневно, но, как правило, упускает из вида. Выставка напоминает о том, что внимания стоит всё вокруг, – банальность, о которой мы, на самом деле, постоянно забываем. Ещё один пласт выставки – философский. Locals исследует, как воздействует на восприятие живописи её соседство с документальной фотографией (и наоборот). Представленные вместе, картины и фотографии не полемизируют, а создают общее смысловое пространство: обобщённость живописных образов поднимает конкретику фотографии до значения символа. Так и фиксируется дух места. |
|