Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

28.10.2020, 11:41

Знаете ли вы о легендах рыбинских шлюзов?

 

17 мая 1941 года через рыбинский шлюз прошли первые речные суда – так началась работа Рыбинского гидроузла с его легендами и реалиями.








Можно сотни раз проходить рыбинский шлюз, и всякий раз испытываешь восторг от водной феерии шлюзования…



 

Массивные створки ворот нижнего бьефа медленно раскрылись, пропуская теплоход «Московский-7» в шлюзовую камеру. Длина корпуса судна до 60 метров, значит, впритык в шлюзовой камере, чья длина около 300 метров, а ширина 30 метров, поместятся пять «Московских» (в два ряда – десяток), или тройка круизных теплоходов, или парочка танкеров типа «река-море», или флотилия яхт.

После того, как 200-тонные створки ворот сомкнулись, в камере забурлила вода. Прошло семь с половиной минут – и теплоход поднялся в шлюзовой камере на 18 метров – вровень с верхним бьефом, т.е. на уровень Рыбинского водохранилища.

Пока ворота закрывались, на одной из створок стоял человек. Это – судопропускник. Начальник вахты из средней шлюзовой башни, где находится пульт управления, контролирует процесс шлюзования с помощью радиосвязи, переговариваясь с капитанами судов, и по приборам в автоматическом режиме. Судопропускник всё видит сам: как разместилось судно в шлюзовой камере, нет ли утечки нефтепродуктов, а главное, правильно ли закрылись ворота: перекос недопустим – напор воды в камере на ворота составляет – 8800 тонн! Обо всем он докладывает по рации начальнику вахты.

Ворота верхнего бьефа представляют собой огромный металлический щит.

С помощью оригинального механизма, частью которого являются громадные цепи, щит уводится под воду и укладывается горизонтально. После того, как наш теплоход, шедший снизу, проследовал в водохранилище, а судно, следующее сверху, зашло в камеру, механизм вернул щит из глубины в вертикальное положение. Вода из шлюзовой камеры откачивается в водохранилище, и суда опускаются до уровня Волги.

Рыбинский шлюз состоит из двух одинаковых камер. Вода поступает в камеру из водохранилища по подземной галерее через донные отверстия, расположенные вдоль всей камеры. Камеры соединены друг с другом, и в случае синхронной работы перелив воды из одной в другую происходит по закону сообщающихся сосудов, что сокращает время шлюзования.

В начале навигации через Рыбинский шлюз проходят до 20 судов ежесуточно, в июле — августе – до 60 судов. За навигацию шлюз выполняет более 5000 шлюзований, пропуская около 10 тыс. единиц флота. Годовой грузопоток через рыбинские шлюзы составляет 10 млн. тонн, пассажиропоток – 300 тыс. пассажиров.

Шлюзы овеяны мифами…

По легенде в конце 30-х годов в котлован строящегося шлюза упали и были замурованы в бетоне несколько заключенных. И впрямь, на строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов использовался труд заключенных. К 1 января 1941 года их число в Волголаге было максимальным – свыше 80 тысяч человек. Смертность из-за непосильной работы, побоев и расстрелов за «саботаж» была высокой. Но допустить, чтобы зеки были забетонированы заживо, лагерные начальники не могли. За такое расходование человеческого материала их самих бы отправили в «расход».

Стену средней шлюзовой башни со стороны Волги украшает барельеф с челном Степана Разина. По легенде грозный атаман с ватагой доплыл по реке до наших мест. Но документального подтверждения тому нет.

На площадке-подиуме перед средней шлюзовой башней со стороны водохранилища должны были встать прославленные «Рабочий и колхозница» скульптора Веры Мухиной. Но строительство Рыбинского гидроузла еще не было завершено. Поэтому триумфаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 года по возвращению домой временно установили возле ВДНХ (ныне ВВЦ) в Москве, где в итоге они обрели постоянную прописку.

Взамен их в 1953 году на дамбе рыбинских шлюзов была установлена монументальная композиция «Мать-Волга» – очерк в камне московских скульпторов Шапошникова и Малашкиной и архитектора Донских, а с 2016 года – бренд Рыбинска.

Скептики сомневаются в безопасности рыбинских гидросооружений спустя 77 лет их эксплуатации. Стоит опасаться?

«Расчетный срок службы сооружений Рыбинского гидроузла 100 лет. Это означает, что через сто лет эксплуатации надлежит сделать реконструкцию сооружения, и оно прослужит еще век», – сообщил профессор кафедры гидротехнических сооружений МГСУ Вячеслав Малаханов.

17 марта 2016 года приемочная комиссия Федерального агентства морского и речного транспорта приняла в эксплуатацию пусковой комплекс Рыбинского шлюза. В ходе реконструкции, которая проводится на гидроузле в рамках федеральной программы развития транспортной системы России с 2010 по 2020 год, на шлюзе были заменены клапанные затворы, ворота нижнего бьефа, заделаны трещины водопроводных галерей, отремонтированы причально-направляющие сооружения нижнего и верхнего бьефа правого и левого берегов, обновлены три дамбы, переустроено электроснабжение и наружное освещение гидроузла.

Тем не менее, бдительность терять не стоит…

Весной 2017 года из-за природного катаклизма – аномального паводка – на рыбинских шлюзах произошла авария. Сильным напором воды повредило одну из створок нижних рабочих ворот шлюза. Во время ЧП никто не пострадал, но камера вышла из строя.

На место оперативно прибыла ремонтная бригада, которая приступила к восстановительным работам только после осушения камеры. Всего  работали 53 специалиста, в том числе водолазы, стропальщики, механики и четыре единицы техники.

Пока устранялось повреждение шлюзовых ворот, в течение нескольких дней, начиная с 1 мая 2017 года, было приостановлено шлюзование судов. По этой причине судоходные компании и пассажирские суда выбились из расписания и начали менять круизные маршруты. На время ремонта пассажирам судов стали предлагать туристические экскурсии на автобусах.

Александр СЫСОЕВ

Фото автора

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета