![]() |
30.04.2025, 19:04 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Елецкая симфония14.05.2018, 06:23  «ЛГ: итоги недели», г. Липецк, Липецкая область
![]() Дополнительное образование в Ельце равноценно обязательному, и это позволяет из обычных школьников растить прекрасных, гармоничных людей…
Закономерно лучшие – В Ельце работают пять учреждений дополнительного образования: четыре детские школы искусств и одна – художественная, – рассказала Татьяна Орехова, начальник управления культуры Ельца. – В них обучаются 1855 детей. Тринадцать отделений, сорок специальностей (семнадцать предпрофессиональных и двадцать три общеобразовательные программы), сто четырнадцать преподавателей, больше половины из которых – с высшим образованием, – такова арифметика гуманитарных дисциплин. Чаще всего дети выбирают хореографию, театр, живопись и музыку. – Для нас главным уровнем качества школ остаётся число ребят, продолживших своё образование в высших и средних специальных учебных заведениях, – отмечает Татьяна Валентиновна. – Это двенадцать процентов от всех выпускников учреждений дополнительного образования, что соответствует общим показателям по стране. Начальник управления говорит: за последние три года активность юных ельчан, участвующих в конкурсах разных уровней, значительно выросла. В 2015 году воспитанники школ Ельца только на всероссийских творческих состязаниях победили восемьдесят семь раз, в 2016 году – 114 раз, а в 2017– 175.
Высоких оценок заслужили и сами учебные заведения города. Четыре года назад детская школа искусств имени Любови Соколовой одержала победу сначала на региональном конкурсе «Лучшая школа искусств городского округа», а затем и на общероссийском – «50 лучших детских школ искусств». В 2017 году этих же наград удостоилась и ДШИ № 3. А как гласит народная мудрость: «Что произошло однажды – случайность, что повторилось дважды – закономерность»!
Первая позиция «Мир потребует глубокого духовного и чувственного преображения», – предсказывали братья Стругацкие ещё пятьдесят лет назад. Сегодня, когда гуманитарные науки в уязвимом положении перед математическими и экономическими, пророчество писателей-фантастов начинает сбываться. Современные дети легко осваивают новейшие модели телефонов, способны сами запрограммировать и управлять роботами, но не всегда в состоянии разобраться с собственными эмоциями или чувствами окружающих. – Что даёт искусство? Не хочется говорить банальности про развитие кругозора, оно в первую очередь помогает раскрыться душе ребёнка, – уверена Татьяна Дулова, директор детской школы искусств имени Любови Соколовой. – Учителя из образовательных школ часто говорят, что наших ребятишек легко определить в толпе – не только по внешнему виду, но и по манере поведения, воспитанию. Они иначе двигаются, кланяются, здороваются, говорят, умеют держать паузу, что стало большой редкостью… Можно вызубрить таблицу умножения, заучить правила орфографии, но трудно научить культуре поведения и общения. Это прививается на примере окружающих. – До восемнадцати лет дети находятся на гребне волны без помощи старших, – продолжает Татьяна Николаевна. – Они легко могут ошибиться. Хорошо, если рядом окажется твёрдый локоть взрослого, а если нет? В нашей школе ребёнок проводит большую часть свободного времени, так что родители могут быть спокойны. Нет, я не рисую радугу, соблазнов для детей очень много. Мы вынуждены противостоять давлению массовой культуры, общему снижению качества воспитания, компьютерным играм… У нас учатся необыкновенные дети. И уникальны они потому, что решили посвятить свои лучшие годы изучению высокого искусства. Я навсегда запомнила слова артиста балета, ведущего педагога Воронежского хореографического училища Ивана Пантелеевича Дорофеева: «Классическое искусство, как фармакология – в него нельзя добавить ни на грамм больше, ни на грамм меньше». В школе искусств имени Любови Соколовой обучаются двести пятьдесят детей, работают шестнадцать преподавателей и концертмейстеров. Все педагоги имеют высшую квалификационную категорию. Двадцать шесть лет назад в первом наборе было всего двадцать четыре человека. Год спустя, в 1993-м, открыли хореографическое отделение, которое сегодня возглавляет Елена Ивановна Тимофеева. За восемнадцать лет работы она смогла сделать Елец балетным центром Липецкой области. – Нашей школе неизменно везёт с концертмейстерами, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Музыкальное училище имени Тихона Хренникова готовит хороших специалистов, так что недостатка кадров нет. В 2014 году я ездила вместе с балеринами на Международный конкурс для детей и юношества в Мюнхен. Так вот, когда мы зашли со своим концертмейстером и провели репетиции под живой звук, все ахнули. Немецкие коллеги потом признались: «Глазам не поверили. Мы слышали, что Россия – бедная страна, а тут – собственный концертмейстер. У ваших детей есть возможность заниматься под живой звук. Вот это культура!» Позднее они узнали, что «обычные дети» оказались необычно талантливыми. Елецкие балерины в Германии заняли весь пьедестал почёта: первое, второе и третье места. Воспитанники Елены Тимофеевой – лауреаты международных и российских конкурсов и фестивалей в Берлине, Лионе, Париже, Одессе, Вене, Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове, Липецке. – У меня часто спрашивают: «Где вы находите таких детей?», – улыбается директор. – В Ельце. Они живут рядом с нами, и это радует. Бесталанных детей нет, просто каждый дар надо рассмотреть. – Мы понимаем, что елецкие дети живут далеко от столицы, – комментирует Елена Тимофеева, заведующая хореографическим отделением детской школы искусств имени Любови Соколовой. – Поэтому пытаемся приобщить их к высокой культуре и классическому танцу. Конечно, балет – великий труд как для детей, так и для родителей. Он требует колоссального количества времени, сил, здоровья и финансовых вложений. Многие наши воспитанники потом поступают в профессиональные учебные заведения. Причём экстра-класса. Работают в театрах оперы и балета. Ваня Михалёв – ведущий солист музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Руслан Скворцов – премьер Большого театра, Аня Милук танцует в Михайловском театре... Талантов очень много… Я боюсь кого-нибудь забыть. В прошлом году наши четырнадцатилетние выпускники поступили в Пермское хореографическое училище. Причём сразу в четвёртый класс. Но даже те, кто не станут профессиональными танцорами, пронесут любовь к балету через всю жизнь. Через своё искусство они учатся трудиться по-настоящему. Я за них не волнуюсь, потому что знаю: не пропадут. Не теряются в столице и воспитанники Ирины Дуловой, руководителя театрального отделения школы искусств. Ирина Юрьевна окончила елецкую школу, потом поступила в Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. Награждена золотой медалью международного фестиваля «Белые ночи» за документальный фильм. Ирина Дулова вернулась на родину, чтобы передавать опыт своим юным землякам. – До прихода Ирины Юрьевны на театральном отделении сменилось много педагогов, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Мы приглашали разных артистов. Но не каждый актёр может стать учителем. Почему? Работа в школе требует полной самоотдачи. Её невозможно совмещать с репетициями, гастролями и спектаклями. Дети – эгоисты. Если видят, что преподаватель опаздывает или не приходит на репетицию, то быстро остывают к занятиям. Выпускники школы искусств учатся в ГИТИСе, театральном колледже Олега Табакова, высшем театральном училище имени Щепкина, Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, Воронежской государственной академии искусств и других знаменитых учреждениях России. На театральном отделении школы искусств организована предпрофессиональная подготовка. Воспитанники изучают основы актёрского мастерства, сценическую речь, танец, историю театра, грим... – В чём секрет успеха? – размышляет директор. – Трудно сказать. У нас маленький коллектив – всего шестнадцать человек, но преданый своему делу. В прошлом году мне ребёнок прислал видеопоздравление с Новым годом. Сначала пожелал счастья, здоровья, даже финансового благополучия. А в конце добавил, что любит школу искусств, потому что: «Я здесь нужен! Меня здесь ждут!»
Взяли верхнюю ноту Говорят, образование – это всегда встреча. Встреча ученика с Учителем. Воспитанникам елецкой детской школы искусств № 3 она обеспечена. Ведь при поступлении они обязательно знакомятся с директором Станиславом Сергеевичем Кореневым. Руководитель народного хора русской песни «Черёма», лауреат премии Правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества, вот уже сорок два года бессменный директор ДШИ № 3 – это краткий список заслуг Станислава Сергеевича. – Я не могу работать хуже, чем когда-то работали со мной, – отмечает Коренев. – Любовь к искусству мне прививали замечательные учителя: Иван Михайлович Свиридов, Борис Алексеевич Быков… Педагоги с утра до вечера занимались с нами, воспитывали наши души, прививали любовь к выбранному делу. Сегодня всё накопленное богатство я передаю подопечным. Убеждён – душу формируют вера, искусство и любовь к красоте. Человек, который видит и понимает прекрасное, уже сам по себе выдающаяся личность. Не случайно в XIX веке дворяне пристальное внимание уделяли музыке, поэзии, пению, рисованию… И потом, вращаясь в гармоничной среде, человек сам растёт. Ребёнок, увлечённый искусством, на порядок выше обычных детей. Ведь каждый раз он уходит из школы наполненный новыми знаниями, впечатлениями и эмоциями. Детская школа искусств № 3 – самая большая в Ельце. Образование в ней получают свыше шестисот человек. Здесь работают хореографическое, художественное, театральное, музыкальное, дизайнерское отделения. – У нас тридцать шесть творческих коллективов, три – со статусом образцовых, – с гордостью рассказывает руководитель. – Акцент делаем на народной песне. Ведь именно она рождает любовь к Родине, своей земле и в конечном счёте воспитывает патриотизм. Но сегодня мы всё реже слышим её в нашей жизни, и это не может не печалить. В лучшей школе России традиционно сильное художественное отделение. Только в прошлом году на общероссийском конкурсе «Молодые дарования России» были отмечены сразу два ученика ДШИ № 3: Екатерина Андропова стала лауреатом второй степени, а Григорий Хлебников – первой. Регулярны победы учащихся и в конкурсе-фестивале художественного творчества детей и юношества имени Виктора Сорокина, многих всероссийских и международных состязаниях. – В соперничестве дети получают колоссальный опыт, – отметил Станислав Сергеевич. – Безусловно, творческие состязания не должны становиться самоцелью, но развитое чувство сцены помогает в нужный момент собраться и уверенно выступить. Отсутствие страха перед публикой – во многом залог успеха. Растеряешься, себя не проявишь. Москва, Сочи, Орёл, Курск, Минск, Гомель – только часть географии наших выездов. – Недавно с четвёртой Всероссийской теоретической олимпиады по музыкальной литературе «Петербургская весна» вернулась Анастасия Комолова. В Северной столице она завоевала Гран-при, – продолжает Коренев. – Хорошо зарекомендовали себя и гармонисты. В Москве на четвёртом Всероссийском конкурсе-фестивале «Символы национальной культуры: русская гармонь» отмечены наградами Захар Быков и Даниил Петрищев, они стали лауреатами третьей премии. Ребят уже заметили. Даниила пригласили на конкурс организаторы фонда Спивакова, а Захара Быкова позвали в Новосибирск на фестиваль «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина. На областном конкурсе «Данс-дизайн» в Липецке преподаватель и хореограф Ольга Игоревна Коренева взяла главный приз приз «Композиция» с театром танца «Гротеск». А в Казани на Международном хоровом конкурсе имени Семёна Казачкова отличился академический хор «Cantabile», который стал лауреатом третьей степени. Отмечу, среди участников были и капеллы мальчиков. Но, к сожалению, в нашей школе поющих юношей очень мало. Елец – спортивный город, здесь ребята увлекаются всё больше боксом и борьбой. Станислав Сергеевич не скрывает, что он руководитель-хозяйственник. Материальная база школы – предмет его постоянных волнений и раздумий. – Мы всё время меняем внутренний облик школы, стремясь занять максимально возможное полезное пространство, – признаётся директор. – Например, неделю назад силами педагогов отремонтировали новый класс. Раньше «карман» декораций за сценой пустовал, обустроив его, мы получили помещение для вновь открытого театрального отделения. В школе сильный преподавательский состав. Юлия Прокофьева – в прошлом выпускница ДШИ № 3, а сегодня заведующая отделением струнно-смычковых инструментов. В этом году её кандидатуру будут выдвигать на общероссийский конкурс «50 лучших преподавателей школ искусств». Десять лет назад на базе школы искусств Юлия Германовна создала ансамбль скрипачей «Весёлый смычок». Коллектив из двадцати человек сегодня хорошо знаком музыкантам области. В 2017 году скрипачи взяли на VII молодёжных Дельфийских играх Липецкой области золотую медаль. – Лучше всего дети раскрепощаются и развиваются в коллективе, – убеждён Коренев. – Чувство ответственности быстрее воспитывается, когда они понимают, что своим небрежным отношением к делу подведут не только себя, но и команду. Недавно «Весёлый смычок» взял Гран-при в Воронеже, а ведь в столице Черноземья традиционно сильные скрипичные классы. Не стоит забывать, что там два музыкальных колледжа и академия искусств. Но наши ребятишки выдерживают даже такую конкуренцию. В этом году десятилетний юбилей отмечает и образцовый театр танца. Коллектив активно готовится к «Вечеру хореографических миниатюр» в театре «Бенефис». – Это будет танцевальный мини-спектакль, – раскрывает замысел директор. – А вообще мы мечтаем возродить наш духовой оркестр. В девяностых годах он был в школе, а пять лет назад с уходом преподавателя распался. Мы уже набрали восемь человек. Сейчас с ребятами занимается Виктор Поздняков, выпускник Гнесинского института. Надеюсь, скоро мы узнаем имена новых талантливых музыкантов.
На главных конкурсах с оркестром! Большое искусство для маленьких людей открывают и в школе № 2, одном из старейших учреждений дополнительного образования Ельца. Здесь работает слаженный творческий коллектив, создан оркестр русских народных инструментов «Энтузиасты». В этом году оркестр отметил пятидесятилетний юбилей. – Нашу школу открыли в 1964 году, – рассказал Алексей Попов, руководитель ДШИ № 2. – Первым директором и основателем стал Алексей Владимирович Семиколенов. Выпускник Липецкого музыкального училища приехал в Елец и с нуля формировал коллектив школы. Спустя четыре года, в 1968 году решено было организовать собственный оркестр под руководством Вячеслава Николаевича Хохлова. Сегодня в школе работают двадцать девять преподавателей, помимо оркестра «Энтузиасты» основан ансамбль скрипачей, оркестр и дуэт преподавателей, дуэт баянистов, аккордеонистов… Более четырёхсот детей здесь учатся понимать универсальный язык искусства. – Только в 2017 году наши воспитанники участвовали в 31-м конкурсе, сто пятьдесят семь человек порадовали победами, – подчёркивает Алексей Алексеевич. – На завершившемся в апреле Межрегиональном конкурсе оркестров и ансамблей народных инструментов «Струна поёт о красоте» отличились два наших коллектива. Лауреатами первой степени стали «Энтузиасты» и ансамбль русских народных инструментов «Perpetuum mobile». Но, пожалуй, самая значительная победа прошлого года – VII молодёжные Дельфийские игры Липецкой области. На них «золото» взяли Алёна Шипилова (сольное пение) и фольклорный ансамбль «Туесок». За игру на флейте бронзовую награду получила Арина Никульникова. Откуда такие результаты? От безграничной любви к своему делу. Работая с детьми, не сфальшивишь. Тут же заметят. Все лауреаты, воспитанники и просто ученики нам как собственные дети. И это не громкие слова. У себя в школе мы наблюдаем преемственность поколений. Вчерашние ученики приводят своих детей. Это ли не показатель доверия? Алексей Попов возглавил школу в 2005 году. Он ельчанин, профессиональный музыкант, выпускник Елецкого государственного колледжа искусств имени Тихона Хренникова и Воронежской государственной академии искусств. Завершив учёбу в аспирантуре, решил вернуться на родину, здесь же и прославился. Как руководитель. – Сегодня мне чаще приходится решать организационные задачи, – признаётся Попов. – Но по урокам очень тоскую, работа с детьми ни с чем не сравнимое удовольствие. Смотришь, скучно ребёнку разучивать какое-нибудь произведение, и на ходу придумываешь, как заинтересовать ученика. Педагогика – тоже творчество с ежедневными открытиями! Ведь музыка – универсальный инструмент развития личности. Она помогает раскрыть внутренний мир ребёнка, преодолеть стрессовые ситуации, а кому-то и найти дело всей жизни. Как нашей воспитаннице Яне Сорокопуд – солистке Воронежской государственной филармонии, или Полине Богатиковой, которая заканчивает Гнесинский институт по эстрадному вокалу…
Современный мир навязывает людям новый формат жизни – ускоренный, прагматичный, технологичный. А между тем душа человека, особенно маленького, по-прежнему тянется к прекрасной сказке. Однажды испытав магию сцены или волшебство вдохновения, она хранит опыт превращения всю жизнь. Так могут ли эти знания быть дополнительными? На родине Бунина и Хренникова убедительно отвечают: «Нет!» На разных площадках этому ответу рукоплещут авторитетные музыканты, знаменитые актёры и опытные педагоги, неизменно восклицая: «Браво, Елец!». |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |