Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

26.04.2024, 00:15

Его величество «Бузеон»: в Полотняном Заводе создаётся первый в России музей бумаги

 В Полотняном Заводе создаётся первый в России музей бумаги 

 
Открытие  музейного комплекса  запланировано на 24 августа, оно приурочено к празднованию 300-летия Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры.

Здесь веет седой стариной
Музей площадью 1250 квадратных метров  разместится в древнейшей постройке на территории  фабрики. Здесь очень атмосферно: кирпичные стены двухметровой толщины, сводчатые потолки, старинная крепежная  балка над проемом, отлитая на одном из Демидовских заводов, с хорошо видимой датой изготовления. 
От всего этого  веет седой стариной и основательностью. Когда- то здесь размещалось бумажное производство, поэтому мотивы, которыми руководствовались организаторы  музея, выбирая для него место, здесь кажутся более чем обоснованными. Да и исторические интерьеры воссоздать несложно: одна старая  кладка чего стоит! Ничего не нужно «старить». Реставраторам  достаточно  было лишь очистить кирпичи, чтобы добиться потрясающего эффекта.
В интернете  уже можно посмотреть  будущие  интерьеры «Бузеона», но в реальности  сейчас здесь еще идет работа. Внутренние отделочные работы в основном уже завершены. Проведены все сети, кроме компьютерной. Но еще предстоит провести много наружных работ: привести в порядок стены, проложить дорожки, благоустроить территорию. 
Также предстоит установить все  выставочное  оборудование, укомплектовать экспозиции. Этим  сейчас без устали занимается директор музея Константин Гавриленко. В одном лице он прораб, дизайнер и музейный работник. Когда я приехал к нему, он знакомил со строящимся музеем  работниц бухгалтерии  ПЗБМ. Присоединился к  экскурсионной группе и я.
Что ждёт посетителей?
На первом этаже за холлом находятся залы, где посетители  смогут узнать много интересного о самых древних аналогах бумаги (папирусе, пергаменте), о возникновении бумажного производства в Китае, Японии, Корее, на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Экспонаты и витрины расскажут  о разных этапах развития производства бумаги в Европе, возникновении мануфактур. 
Отдельная часть экспозиции будет посвящена истории целлюлозно-бумажной промышленности в  России  и СССР, в частности, истории  Полотняно-Заводской бумажной мануфактуры. Здесь же, на первом этаже, будет  находиться лекционный зал. Когда мы походили по первому этажу, рабочий шпатлевал степы «японского» сектора. Скоро их украсят недавно приобретенные на аукционе подлинные японские гравюры. 
На втором этаже разместятся библиотека, лаборатория бумажного производства, «класс советской школы», где уже установлены парты той эпохи  с откидывающимися крышками, зал для выставок арт-изделий из бумаги. Но здесь будет можно не только смотреть, слушать  и узнать что-то новое, фишкой музея станет возможность собственноручно отлить бумажный  лист, посетить мастер–класс по изготовлению поделок из бумаги и картона.
У каждого экспоната своя биография
Отвечая на вопрос, откуда экспонаты, Константин рассказал, что в музей они попадают самыми разными путями. Что-то дарят добрые люди, а что-то берут  или приобретают сами. Макет бумагоделательной  машины, например, забрали в разрезанном виде из закрывавшегося Кондровского бумажного техникума. 
Оттуда же привезли  наглядные пособия. Действующий  листоотливной аппарат привезли из Санкт- Петербургского  ВНИИ бумаги, где после закрытия института его собирались сдать на металлолом. Оттуда же и лабораторное оборудование. Все  отдали бесплатно. Деревянную  водяную мельницу, применявшуюся  для размола тряпья (из него делали самую качественную бумагу),  сделал на заказ кондровский предприниматель Игорь Черкасов. Так что здесь  у каждого экспоната своя история.
Первый и единственный
- Это будет частный отраслевой музей бумаги. Аналог его мы «подсмотрели» в Испании, в пригороде Барселоны, где в XVIII веке было 16 бумажных фабрик. В нашей стране это будет первый и пока единственный музей подобного типа, -  с воодушевлением рассказывает  Константин Гавриленко.  – Но я все-таки хочу, чтобы это был не столько музей, сколько большой научно-выставочный популяризационный центр, где можно было бы провести какие-либо исследования, получить знак качества на свою бумагу, создать  арт-изделие. Мне кажется, что со временем музеи будут эволюционировать. Помимо того, что уже сейчас  они  становятся все более интерактивными, в дальнейшем музеи будут вырастать в некие научные центры.
Отблески света от недавно установленных необычных светильников играют на стеклах Костиных очков, и кажется, что у рассказчика так ярко горят глаза. Да они у него и вправду горят:  видно, что дело, которым он сейчас занимается, захватило его полностью. А это всегда главная гарантия успеха.
История отрасли будет в сохранности
Музей,  музеон плюс бумага –  из этих слов устроители и сложили  название музея бумаги – «Бузеон». Но для чего он нужен? У Дмитрия Дулькина, главного идеолога и инвестора музея, генерального директора группы компаний  объединенных бумажных фабрик  (куда входит и  ООО «Полотняно-Заводская бумажная мануфактура» - ПЗБМ), такой  вопрос даже не возникал. Для него, потомственного бумажника, доктора наук и профессора Архангельского университета, в ситуации, когда отраслевые научные учреждения закрываются, их оборудование, как и  станки  модернизируемых предприятий, идет на  металлолом, стало делом корпоративной чести сохранить  историю отрасли.
- Что касается решения  организовать музей бумаги именно здесь, то оно вдвойне правильное, - считает Дмитрий Александрович. -  Мы даже не говорим о том, что в Полотняном находится старейшее предприятие страны, организованное Пет-
ром I и до настоящего времени производящее бумагу. Есть  другой факт, менее известный. Если взять конец XVIII и XIX век, то выяснится, что Калужская губерния была центром производства бумаги в России. В начале XIX века на ее территории располагалось 14 предприятий! Такого не было ни в одной губернии.

Николай КОРСАКОВ

Фото автора 
и сайта музея buzeon.com.

  • Последние новости

    30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
    20.12.2019 23:54 /
    В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




    20.12.2019 23:22 /
    Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
    В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
    Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
    Архив новостей





    АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета