23.04.2024, 21:17 |
О калужском тесте и хлудневской игрушке: разговор с сенатором о региональных брендах03.05.2018, 06:37  «Калужские губернские ведомости», г. Калуга, Калужская область
Разговор с сенатором о региональных брендах В последнее время много говорится о необходимости поддерживать и развивать региональные бренды, подчеркивающие уникальность той или иной территории. Для чего это нужно? Какую пользу это может принести регионам? Об этом и другом читайте в интервью с членом Совета Федерации от Калужской области Юрием Волковым.
- Юрий Николаевич, на одном из заседаний Совета Федерации Валентина Матвиенко бросила упрек в адрес региональных администраций о недостаточной работе по выявлению и оформлению региональных брендов. Что вы думаете по этому поводу и как обстоят дела у нас, в Калужской области? - Действительно, председатель Совета Федерации весьма критично высказалась в отношении процесса выявления и регистрации региональных брендов в России. Представителям регионов в верхней палате было поручено инициировать эти процессы по всей стране. На мой взгляд, своевременная и очень важная инициатива. Страна у нас огромная, много интересных, во многом уникальных и самобытных мест, событий, товаров, которые, к сожалению, неизвестны большинству россиян. Какова цель этой инициативы? Считаю, что через формирование и развитие местных, региональных брендов нам удастся во многом улучшить окружающую людей территорию, сделать ее более привлекательной не только для туристов и предпринимателей, но и в первую очередь для местных жителей. Люди должны по праву гордиться своей землей, малой родиной, своими достижениями, традициями, достопримечательностями, своими великими земляками. У нас с вами есть великие бренды, которые объединяют всех нас, которыми мы по праву гордимся, – Победа в Великой Отечественной войне, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Лев Толстой, Федор Достоевский, Александр Пушкин, Лев Яшин, Владислав Третьяк. Но для россиянина, живущего в конкретном городе или селе, важно знать историю своего края и славные дела земляков, чтобы гордиться этим и приумножать. Значит, нам надо искать предметы гордости в каждом субъекте, популяризировать их, создавать туристические маршруты. Согласитесь, что наши достопримечательности – природные, исторические, индустриальные, кулинарные, ремесленные и т.д. – никто не знает лучше самих жителей. Может, стоит бросить клич среди жителей Калужской области по выявлению наиболее значимых событий, явлений, предметов, товаров и начать процесс оформления территориальных брендов? Согласитесь, люди охотнее поедут жить и работать в место с «изюминкой», то есть в известное место, которое, что называется, на слуху. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, занимаясь региональным брендированием, мы повышаем привлекательность региона. Всем нам известны знаменитые российские бренды – тульский пряник, оренбургский пуховый платок, кавказские минеральные воды и т.д. Всего в России зарегистрировано 165 региональных товарных знаков, среди них, к сожалению, только один из Калужской области – «Козельская минеральная вода». Для сравнения – в Евросоюзе зарегистрировано около 4 тыс. наименований мест происхождения товара. - А какие интересные региональные практики существуют в этой сфере? - Вот, например, «Кострома – ювелирная столица России», не случайно туда едут туристы со всей страны и из многих зарубежных стран, зная, что 80% ювелирных украшений, продаваемых в стране, – продукция костромичей. Интересен и опыт Ярославской области, где составили гастрономическую карту «Путешествуй со вкусом», в которой представлены 41 гастрономический объект, 13 маршрутов, 10 региональных брендов, 16 традиционных рецептов ярославской кухни. Или взять Архангельскую область – гастрономический маршрут «Кофе по-мезенски» давно полюбился местным и приезжим туристам. Уверен, что и в Калужской области есть немало интересных, вкусных и увлекательных гастрономических достопримечательностей, начиная от перемышльских огурцов и заканчивая диковинными для центральной России креветками. Я уже не говорю о калужском тесте, которое также до сих пор не зарегистрировано как региональный бренд.
Разговор с сенатором о региональных брендах
В прошлом номере «КГВ» мы начали разговор с сенатором Юрием Волковым о региональных брендах. Чем в этом плане может похвалиться наша область? Что нужно сделать для того, чтобы калужские бренды стали максимально известны и начали приносить конкретную пользу региону? Об этом читайте во второй части интервью с Юрием Волковым.
«Братство кольца»
- Некоторые города области уже который год пытаются войти в состав Золотого кольца России…
- Хорошо известно, что Золотое кольцо – это национальный туристский проект. В него входят Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Владимир, Суздаль, Иваново, Кострома, Сергиев Посад и Углич. Последний, кстати, только в начале этого года вошел в состав Золотого кольца. При населении Углича в 32 тысячи человек город ежегодно принимает 400 тысяч туристов.
Федеральное правительство до 30 июня представит список городов и населенных пунктов, которые смогут войти в Золотое кольцо. Министерство культуры РФ объявило сбор заявок от желающих. При этом в министерстве заявили, что ежегодно список участников проекта будет увеличиваться на одного претендента. В этом году конкурс может доходить до 10 городов на одну вакансию. Нашим участникам - Калуге, Боровску, Тарусе, Малоярославцу - серьезную конкуренцию могут составить Тула и Серпухов.
Отмечу, что для городов, претендующих стать частью Золотого кольца, минкультуры России разработан ряд жестких требований, которые сопоставимы с критериями ЮНЕСКО. Например, поселение должно быть основано не позднее XV века, должна присутствовать сохранившаяся цельная историческая архитектурно–планировочная городская среда. Более половины имеющихся исторических памятников должны быть отреставрированы. Серьезное внимание уделяется и вопросам благоустройства территории – озеленение улиц, наличие пешеходных зон, освещение фасадов зданий, наличие необходимых инфраструктурных объектов.
- На ваш взгляд, ужесточение требований к претендентам позволит подтянуть привлекательность городов для туристов?
- Уверен в этом. Да и федеральный бюджет не останется в стороне от вопросов развития данных территорий. Ведь именно за счет новых участников Золотое кольцо может получить дальнейшее развитие, свое второе дыхание. Маршрут существует уже 50 лет, он имеет конечный рыночный потенциал, это не курорты на море, куда люди ездят ежегодно.
Нам есть чем гордиться
- Юрий Николаевич, что кроме городов – претендентов на попадание в Золотое кольцо мы еще можем предложить у себя в регионе туристам?
- В области уже есть примеры хороших туристских находок, иначе бы к нам ежегодно не приезжали более 2 млн туристов. Но нельзя останавливаться на достигнутом.
Я совершенно уверен, что в России очень мало территорий, столь богатых на исторические события, как наша Калужская область. Становление российского государства, борьба за независимость, формирование современной России – все эти знаковые для страны события прошли красной нитью через нашу землю. Великое стояние на Угре, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война – вот далеко не полный перечень судьбоносных для страны и народа событий. Считаю очень своевременной инициативу губернатора области Анатолия Артамонова рассмотреть возможность оформления в качестве регионального бренда Великое стояние на Угре, сделав его одной из туристских визитных карточек Калужской области. Сама судьба послала нам величайшее историческое событие в истории страны – наша задача придать этому факту максимальную публичность, используя как для привлечения дополнительного потока туристов, так и для повышения чувства патриотической гордости у людей, живущих на этой исторической земле.
Далее, думаю, вполне жизнеспособны региональные бренды, такие как «Калуга космическая», «Калуга купеческая», «Калужская область – родина трех русских цариц», «Боровск старообрядческий», «Таруса - русский Барбизон» (Таруса вообще кладезь брендов – Паустовский, Рихтер, Цветаева и др.).
А сколько православных святынь находится на территории области!
А какие у нас исторические муниципальные образования! Обнинск – город мирного атома, Козельск – город воинской славы и т.д. А Полотняный Завод? А Ильинские рубежи? А Безымянная высота? А Людиновское подполье?
Наша область славится великими людьми – ученые Циолковский и Чижевский, композитор Туликов, маршал Жуков, учитель Иванов и десятки не менее знаменитых земляков, чьи имена могут стать центрами притяжения в туристических маршрутах области.
- Что нужно сделать в первую очередь по региональному брендированию?
- За решение этих непростых вопросов активно взялись специалисты региональных министерств культуры, конкурентной политики, а также Калужской ТПП. Собраны первые предложения по территориальным брендам. Ведется проработка юридических аспектов данных вопросов, которые, как в любом новом деле, требуют тщательного изучения. Впереди еще много работы. Но тот искренний интерес, который проявляют многие заинтересованные калужане к данному вопросу, вселяет уверенность в успехе начатого дела. Считаю, нужно выбрать несколько наиболее популярных региональных брендов и приступить к их регистрации, как говорится, лиха беда начало. Мы готовы со своей стороны оказать всяческую поддержку этим начинаниям.
Одновременно продолжать работу по выявлению, а может быть, и созданию новых, интересных, оригинальных товаров и событий.
Не секрет, что сейчас во всем мире идет борьба за туриста, все страны хотят привлечь к себе как можно больше отдыхающих. Бренд региона создается с той же целью, что и бренд любого товара: чтобы получить коммерческую выгоду. В случае с региональным брендингом это получается за счет привлечения туристов, повышения привлекательности региона для инвесторов и увеличения добавленной стоимости товаров, которые производятся на территории региона. Но мало создать конкурентный продукт, надо завернуть его в красивую обертку и умело продать.
Приглашаю калужан принять участие в обсуждении данного вопроса. А газете «Калужские губернские ведомости» выступить дискуссионной площадкой для обмена мнениями. Сделаем вместе нашу область еще более известной, привлекательной, интересной как для туристов, так и для жителей региона.
Беседовал Александр БЕКРЕНЕВ
|
|