![]() |
17.03.2025, 00:28 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Достучаться до ребёнка: в обнинском реабилитационном центре «Доверие» всё больше детей с диагнозом «аутизм»03.05.2018, 06:31  «Калужские губернские ведомости», г. Калуга, Калужская область
![]() 2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он учреждён по инициативе Государства Катар и отмечается с 2008 года. В настоящее время во всем мире отмечается значительное увеличение числа детей с аутистическими нарушениями. Если 20 лет назад диагностировалось 3-4 случая аутизма на 10 000 детей, то сейчас от 10 до 20. Рост аутизма в мире уже сопоставляют по масштабам с эпидемией. Есть ребята, совсем не похожие на своих сверстников: они живут в своем замкнутом мире и не пускают туда даже близких людей. Виной всему расстройство - аутизм. Есть много теорий на этот счет: генетическая предрасположенность, прививки, родовые травмы, искусственное вскармливание, - но ни одна из них окончательно не доказана, и с аутическими расстройствами приходится разбираться огромному числу специалистов. - Какие бы причины ни вызывали это заболевание, важно знать, что это не приговор, - уверена заведующая отделением диагностики и разработки программ реабилитации центра «Доверие» социальный работник и психолог Елена ДАНИЛОВА, с которой мы побеседовали об особенностях заболевания. Узнать аутизм можно- Диагностируется аутизм в самом раннем возрасте, – говорит Елена Данилова. - Уже с шести месяцев можно определить особенности ребёнка. Например, малыш не фиксирует взгляд на маме, не отзывается на свое имя. Насторожить должны и речевые проблемы, когда ребёнок не смеётся в ответ, у него нет контакта с близким окружением, особенно если в семье уже есть дети. Далее аутизм определяется диагностически, а это довольно сложно. Инструментарий для работы с такими детьми разработан в основном в США и Великобритании. На Западе адаптация и развитие детей-аутистов контролируется на государственном уровне - там большинство из них ходят в обычные школы в сопровождении взрослого. Что касается реабилитационного центра «Доверие», то все без исключения специалисты владеют технологиями работы с детьми с аутизмом. - Мы поддерживаем очень тесную партнерскую связь с Институтом коррекционной педагогики РАН: специалисты Лаборатории поведенческих отклонений Ольга Никольская и Елена Баенская всегда с нами на прямой связи, - говорит директор обнинского центра. - В «Доверии» имеется хороший диагностический материал: специальные анкеты KID-RCDI и M-CHAT, которые применяют специалисты и сами родители, чтобы определить нюансы поведенческих отклонений детей. Жить вне социума?- Этого не должно быть! – убеждена Елена Данилова. - У многих таких детей интеллект с высоким IQ. Да что там говорить, даже нобелевский лауреат по математике Григорий Перельман страдает расстройством аутического спектра. Диагноз «аутизм» - сильнейший удар для родителей, но нужно знать: существует большая вероятность, что малыш полностью адаптируется к социуму, если у него сохранён интеллект. Большинство детей, прошедших реабилитацию, живут полноценной жизнью. Для этого с малышом должны заниматься коррекционные педагоги и психологи, а родителям следует приложить максимум усилий дома. Главное - не замыкаться, не избегать друзей, путешествий с ребёнком - не становиться «аутичной» семьей. Ребёнка нужно активно вводить в социум. Вернуть детей в жизнь- В основном это досадовские, маленькие детки. Мы стараемся их подготовить, чтобы они смогли влиться в детский сад и удержаться там хотя бы непродолжительное время, – говорит Елена Данилова. - Первая наша задача – научить общаться, выражать свои желания и потребности. Порядка 80% детей с РАС пробуют пойти в детсад, однако опять возвращаются к нам. Сады не готовы принимать таких ребят из-за отсутствия специалистов. А есть дети, которые и в школе удерживаются, но только потому, что их мамы работают с ними с рождения. Всё зависит от всех- В обычные школы детей с РАС тоже почти не принимают: никому не хочется возиться с особенными учениками, – с горечью констатирует Елена Данилова. - А после завершения учёбы они обычно доживают свой век дома либо в интернате для душевнобольных. Хотя на Западе давно выстроена системная работа с такими детьми, которая не ограничивается лечением: действуют программы реабилитации, помогающие аутистам развить коммуникативные навыки, им доступно образование и все виды социальной помощи. Благодаря этому люди, страдающие аутизмом, становятся полноценными членами общества: устраиваются на работу и даже создают семьи. Российские родители практически в одиночку бьются за своих детей, доказывая, что они не шизофреники, - им надо лишь помочь. - Наши психиатры и социальные работники делают все что могут, - считает Елена Данилова. - Но помимо лечения детям нужна реабилитация и школьное обучение в специальных центрах. А пока выходит, что без господдержки здоровье детей во многом зависит от кошелька их родителей. Если у семьи нет денег, ребенок рискует навсегда остаться выброшенным из жизни. Хотя государству выгоднее сделать из детей с РАС полноценных членов общества. Кстати, в Москве открылся Федеральный центр по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра. Однако работает он по линии минобрнауки, и Калужская область еще не начала с ним сотрудничать. Детский аутизм – особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения и социального взаимодействия. Обладая достаточными речевыми и интеллектуальными возможностями, ребёнок не стремится их использовать в реальной жизни, во взаимодействии с окружающими.
|
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |