Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

15.01.2025, 01:08

Немцы Сергиева Посада побывали на премьерном спектакле «Долгий путь»

В рамках проекта Местной национально-культурной автономии, посвященного 75-летию трудовой армии, российские немцы Сергиева Посада побывали на премьерном спектакле «Долгий путь», который состоялся на сценической площадке Музея истории ГУЛАГа. Постановка Эрвина Гааза рассказывает о трагической истории его предков, которые стали жертвами Холокоста в гитлеровской Германии, были сосланы Британской империей в гетто на Маврикий и пострадали в сталинских застенках.

«Закончил! Я ее закончил вчера. Пьесу, в которой, впервые за 80 лет, из разбросанных по миру документов сложится история семьи моего отца, моего деда, расстрелянного в 1938 году, бабушки, умершей в 48 году в ссылке, брата бабушки и братьев деда», - напишет Эрвин Петерович в полночь 22 мая сего года на своей странице в LIVEJOURNAL. Его дед, известный в Германии врач-нейрохируг, антифашист, бежавший в Париж, по приглашению главного хирурга Красной армии Николая Бурденко, приехал в СССР с молодой женой и маленьким сыном Петером, будущим отцом Эрвина.

«У Петера Гааза была единственная фотография матери из следственного дела, и ни одной фотографии отца. О судьбе братьев своих родителей он не знал ничего, так же, как до февраля этого года ничего не знал и я», - рассказывает Эрвин Гааз. Помогла Юдит Меркушефф, которая занималась историей земляков, уехавших до войны в СССР. Она нашла документы во Вроцлаве (Бреслау). И прошлое семьи стало возвращаться. В Израиле нашлась двоюродная тетя Эрвина Гааза Далия Берки. Она приехала в Россию, привезла фотографии деда и бабушки, многое рассказала о предках.

Спектакль «Долгий путь» - это по крупицам воссозданная из документов, воспоминаний, фотографий история дальних родственников знаменитого доктора Федора Петровича Гааза, который «спешил делать добро». Протоколы допросов, приговоры, слухи, доносы обретали в постановке реальные голоса и будоражили зрителей своею жестокостью. Гитлеровскую Германию ох как не устраивали еврейские корни этой семьи, а сталинскому режиму не угодны были немцы. Главный герой, рассказчик Эрвин Гааз, был в зрительном зале. И из зала он вел диалог с ожившими в образах актеров близкими, как бы говоря нам, что история его семьи не уникальна. Ведь и у тех, кто пришел на премьеру спектакля, есть своя трагедия. «У меня перехватило дыхание, когда я увидела на экране страшный штамп военного трибунала, - говорит Полина Ленц, председатель Местной национально-культурной автономии Сергиево-Посадского района Московской области. – Мой дед, также как и дед Эрвина, был расстрелян в сталинских застенках. А потом нам пришла справка: дело пересмотрено военным трибуналом, постановление отменено, дело о нем прекращено за отсутствием состава преступления, Эмиль Ленц реабилитирован посмертно…» У моей прабабушки, российской немки, были два брата. Но после репрессий о них ничего неизвестно. На сцене – допрос. А я вспоминаю личное дело своей прабабушки, где нет даже фотографии. Где нет ничего, кроме бесконечных отметок в спецкомендатуре и расписок о том, что она никогда не сможет вернуться домой из места ссылки.

«Долгий путь» - спектакль-документ, и спектакль-жизнь. Какие женские судьбы! Вот юная девчонка, не боясь смерти, выносит тайком с поля фашистского концлагеря помидоры, чтобы накормить подруг. Вот молодая мать (актриса Надежда Исаева), в предчувствии ареста, не может налюбоваться своим сыном. А вот неизвестная женщина (актриса Марина Клещёва) рассказывает в письме о судьбе немецкого мальчишки…

Брат бабушки Эрвина Гааза Вернер Нойфлиес, переживший Холокост, оставил мемуары, которые привезла в Россию его дочь Далия Берки. Александр Фастовский филигранью рисует образ Вернера, попавшего в образцово-показательный фашистский лагерь Терезиенштадт, а Александр Гнездилов в роли Эрвина Гааза (деда Эрвина-младшего), в очередной раз на мучительном допросе в НКВД произносит фамилии несуществующих людей, все больше и больше запутывая следствие.

В постановке все связано с семьей Гааз. Музыкальная канва спектакля соткана замечательным музыкантом и композитором Владимиром Ерохиным на основе произведений Фридриха Гааза (Хааса). Того самого Фридриха, который по воле Британского правительства был сослан в гетто на Маврикий только за то, что в его жилах текла не только немецкая, но и еврейская кровь.

Автор декораций, художник Теодор Тэжик затянул сцену рогожей, серо-безликой, как военная форма, серо-коричневой, как выжженная земля. Но и на этой безжизненной земле, терзаемой войнами и жестокими диктаторами, цветком орхидеи прорастает жизнь! Через руку дворецкого перекинуто не крахмально-белое полотенце, а лоскут все той же истлевшей рогожи, как символ прогнившего мира, мира, коим правит шовинизм, где власть безнаказанна.

«Спектакль рассказал мне, прежде всего о том, о чем следует помнить и нельзя забывать, - напишет в отзыве о постановке Карина Гембицкая. - Мылить о войне – это преступление. Миру – мир! Должно именно сейчас. Из всех щелей, из рупора, отовсюду. Продираться, как росток… Чтобы никогда не быть в заточении, в рабстве, где в конце пути – смерть».

«Отличный и глубокий спектакль мне удалось посмотреть, - читаем в отзыве, оставленном Александром Рейнишем на FB. - История семьи и история страны. Власть своим сапогом безжалостно правит частную жизнь своих граждан. Выживали вопреки всему и всем. И не всем удалось сохранить жизнь..., теперешнее поколение семьи Гааз сохраняет память. Честный взгляд на частную жизнь. Спасибо авторам и актерам за рефлексию. Все удалось...»

Действие спектакля происходит в Аушвице (Освенциме), Майданеке, Терезиенштадте, подвалах НКВД, ГУЛАГе, блокадном Ленинграде и еврейском гетто на острове Маврикий. К сожалению, судьба рода Гааз в XX веке не уникальна. Просто горя, которого хлебнули они, много больше. Концентрат горя, квинтэссенция! И как же пронзительно звучат из уст юного актера Вилли Гааза (сына Эрвина) строки поэмы Александра Галича «Кадиш»: «Спаси от ненависти, мне не причитается она!»

P.S. Радуюсь я тому, что Эрвин Гааз нашел своих дедов и рассказал миру об их судьбах. А найду ли своих я…

Екатерина Кайер

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета