Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

13.01.2025, 05:50

Звёздные часы корабела

 
Всю теорию публицистических жанров я бы свёл к двум словам: проза жизни. Журналист всегда останавливает быстротекущие мгновения, фиксируя их в публикациях. Этим я и занимался, осознавая сопричастность к событиям и людям, о которых писал. И особенно остро почувствовал это, когда газетная судьба свела меня с профессором Калининградского технического института Александром Григорьевичем Архангородским – одним из корифеев отечественного кораблестроения. Вороша в памяти страницы очерка, написанные при его жизни, я испытываю чувство невыполненного долга: многое осталось на полях рукописи по воле цензоров, висевших над ним и надо мной. 

Борис НИСНЕВИЧ
Архангородский никому никогда не давал интервью и даже перед почитаемым им писателем Сергеем Снеговым не открылся – не хотел выносить на люди свою судьбу. Хотя он охотно, образно и захватывающе рассказывал писателям всякие истории, свидетелем и участником которых был, и подарил несколько сюжетов Константину Паустовскому – они были дружны до последних дней жизни известного российского прозаика.
Так получилось, что моё предложение написать о нём очерк совпало с его предчувствием ухода из жизни. 
Помню, с какой внутренней робостью я шагнул через порог его стандартной квартиры в синей девятиэтажке на улице Космонавта Леонова. Учёный-корабел полулежал на узком топчане в восьмиметровке, служившей ему домашним кабинетом.
Полки из грубостроганых досок прогибались под книгами и толстыми  журналами. Главный ряд занимал «Новый мир» 60-х годов – колыбель диссидентов, которую раскачивал Твардовский. Стёртый пол прикрывала «хэбэшная» дорожка. Стол и шаткий стул – вся мебель единственного в те годы в нашем городе заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Впрочем, убогая мебель и синий пиджак единственного его костюма стали несущественными деталями, когда он заговорил о пережитом, о тех страданиях, что для него выше радостей обывательской жизни.
Его рассказ о себе можно было бы дать без всякой литературной обработки. И вот я принёс ему свой очерк. 
Архангородский прочитал первый абзац и с полуулыбкой сказал: «Это не пойдёт». Я встревожился: как можно, не вникнув в текст, этак умозаключать? Да и такое красивое у меня было начало:
«Шеф Елизаветградского юнкерского училища, брат государя, великий князь Николай Николаевич, приехав навестить своих питомцев, удостоил чести местную фотографию «Харлап» – позволил запечатлеть себя на снимке. Пока фотограф Григорий Архангородский готовил аппарат к съёмке, крупнолобый вельможа, подкрутив усы, переходящие в пушистые бакенбарды, привлёк к себе маленького сынишку мастера и по-отечески посадил на колени. На этот благотворительный жест, казалось, сам аппарат среагировал. А расторопный фотограф, сделав снимок, почувствовал себя счастливым: кто знает, пройдут годы, увидит великий князь эту фотографию, умилится да и станет покровительствовать бедному дитяти...»
– Нет, написано неплохо,– сказал Александр Григорьевич, – но из идеологических соображений лучше начинать не с царских колен, а с рук революции. Как она поднимает... и несёт к высотам науки!
Он уловил недоумение в моем взгляде и пояснил: «Найдутся досужие умы и истолкуют это так: вот с княжеских колен он и пересел на коленки советской власти, и всю жизнь она его нянчит!»
Глаза его смеялись над этим домыслом, а тон был серьёзным: «Мы не ошибёмся, если начнём сразу с первых пятилеток!» В результате у нас появилось новое начало очерка. 
Архангородский пришёл в советское судостроение в зрелом возрасте, когда страна настраивала трудовой ритм первой пятилетки. Он был одним из первых инженеров – представителей новой производственно-технической интеллигенции, на которую опиралась страна, начинавшая индустриализацию. В очерке о нём каждый абзац можно было начинать словом «впервые». 
Он проектирует и строит суда совершенно нового типа. Как оказалось – это вообще были первые в мире полностью сварные корабли. То, что происходило тогда, позже корабелы назовут революцией в судостроении – традиционную клёпку заменяли сваркой. Будучи молодым инженером, он принимал деятельное участие в исследованиях прочности сварных судов.
Академик Шиманский утверждал, что именно Архангородский впервые обратил внимание на применение легированных сталей в кораблестроении и на чувствительность стали к надрезам. Среди его инженерных находок - впервые примененные при спуске на воду судов сминающиеся прокладки.
Этот метод был рекомендован всем судостроительным заводам страны. Его использовали при спуске таких гигантов, как китобаза «Советская Украина».
Как-то на судоверфи Архангородский спросил рабочего: «Что делаем?»
– Как что? – удивлённо переспросил тот. – Ставлю сминающиеся прокладки!
– А кто ж такой метод придумал? 
– Давно придумали.  Должно быть, всегда так делали, испокон веков.
– Это было для меня высшим признанием, – заметил Архангородский. – Оказывается, не только песня, теряя имя автора, становится народной.
В Калининграде под руководством профессора Архангородского прошли испытания катамарана «Эксперимент» – первого в мире двухкорпусного траулера-сейнера. 
В одной из статей о КТИ его назвали врачом кораблей. Как и человек под бременем лет, несчастных происшествий и болезней теряет свою физиологическую и психическую прочность, так и суда под действием штормов, швартовок, перекристаллизации и износа металлов слабеют, становятся ненадёжными, нуждаются в восстановлении.
Особенное чувство испытывал Архангородский, когда они выходили из новостроя – красивые, полные сил. Теперь он увидел их состарившимися и испытал боль, сострадая  беспомощным морским исполинам, которые нуждаются в профессиональном грамотном лечении.

 

Эти чувства пробудили в нем мысль, изменившую все прежние представления о судоремонте. Его новые ученики Л. Семенов, 
Б. Розендент, А. Бобылев свяжут её с даром предвидения Архана – так его стали называть меж собой аспиранты и студенты КТИ.
«Прочностью определяется судоремонт» – вот его простая и доступная гипотеза. Между тем она определила новое направление для интереснейших и важных научно-практических работ. Он видел, что к этому никто не готов, что сюда ещё не бросила свой взгляд наука.
Этому делу он отдал почти двадцать лет жизни. Это был его «калининградский период», к которому он отнёс один из своих звёздных часов.
Мало кому известно, кто сделал долгожителями средние рыболовные траулеры. Их век продлили рекомендации лаборатории Архангородского. Подобно тому, как в медицине Залманов обратил внимание на «тайную мудрость человеческого организма» – его собственные ресурсы, Архангородский обратился к резервам прочности. 
Он нашёл ту толщину связей, что соответствует требованиям прочности, и вторую корпусную толщину, которой может распорядиться судовладелец. Из томов расчётов выплыли на свет брошюрки – инструкции по дефектации корпусов судов. Александр Григорьевич поставил их рядом со своими монументальными трудами. Он показывал мне их, не скрывая гордости. Это были сберегательные книжки с фантастическими суммами. Суммы, конечно, не его, а флота российского.
В его лаборатории в КТИ шли уникальные эксперименты. Работали участки усталостных и модельных испытаний, «сухой бассейн», комплекс «Гидростенд», где натурные конструкции размером до 16 метров испытывались усилием до трех тысяч тонн. Общая направленность исследований – упреждать требования времени. 
Сегодня открытия Архангородского не представляются техническим чудом. Но корабелы понимают, да и все должны понимать: не будь истоков – не было бы рек. В институте знают и ещё об одном его наследии, именуемом «принципы Архангородского». 
Приведу те, что вошли в  мою жизнь:
– успех надо считать явлением закономерным. Ошибки и неудачи брать только на себя;
– человеку надо помогать не тогда, когда он просит, а когда это необходимо. Только надо уметь, а вернее, иметь талант души, чтобы почувствовать этот момент – «когда»...
– все делимо. Молекулы на атомы и так далее. Делимо счастье и беда. Подлость – неделима. И не пытайтесь сочувствовать вершителю её!
Эти принципы – не плод гимнастики ума. Он подтверждал их повседневно. 
«Вот папки, ящики писем учеников... Книги любимых писателей. Это моё богатство – этим горжусь. Да и есть портфель, который мне подарил отец, когда я стал инженером. Я с ним всю жизнь не расстаюсь. Там монограмма – отцовский завет: «И всегда, и прежде всего - будь человеком». Я хотел следовать этому. Я стараюсь...»
Как-то в беседе с Константином Паустовским Архангородский заметил о мемуарной литературе:
– По тому, какие черты отмечают авторы у тех, кого вспоминают, можно судить о них самих. Человек, оценивая других, оценивает и себя, не правда ли?
Мысль понравилась Паустовскому: 
– Вы не представляете, какой это интересный инструмент для литературы! – сказал он.
Теперь этот «инструмент» можно применить к Архангородскому, читая его воспоминания о Шиманском: «Он жил в мире кораблестроения, он питался его соками, постоянно ощущая его пульс. И делал все, чтобы этот пульс был ритмичным, бесперебойным. Он создал свою оригинальную школу в строительной механике корабля...»
Очень точно характеризует его самого то, что он написал о своём учителе.
О себе при нашей последней встрече он сказал то, что далеко не каждый может сказать:
– Знаете, есть у Стефана Цвейга исторические миниатюры «Звёздные часы человечества». О знаменательных мгновениях, от которых зависит настоящее и будущее, мгновениях, редких в жизни человека, в ходе истории... В моей жизни, мне кажется, такие звёздные часы были...

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета