Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

12.12.2024, 13:49

«Читающему книги человеку труднее задурить голову»

Считает автор популярных детективов Татьяна Устинова
Татьяна Витальевна — она яркая и улыбчивая. Человек-позитив. Такое доброжелательное и терпимое отношение к людям в наше время встретишь не часто. На очередной встрече с читателями в большом зале Владимирской областной библиотеки (собрала аншлаг) Устинова, автор десятков бестселлеров, ответила на все вопросы читателей, подписала все книги и постеры и пообщалась абсолютно со всеми поклонниками ее творчества, которые хотели общаться. Ушло на все это более трех часов. Важно и то, что на такие встречи в региональные библиотеки Устинова едет абсолютно бесплатно.

- Татьяна Витальевна, вы всю встречу с читателями простояли на ногах. Вам так удобнее?

- Стояла ради задних рядов. Стояла и всегда буду стоять на таких мероприятиях из уважения к людям. Я вообще считаю, что любой выступающий должен стоять перед аудиторией, если только у него нет мешающих этому проблем со здоровьем.

- Почему вы поддерживаете библиотеки?

- Потому что я их с детства люблю. И библиотекарей люблю. Это святые, высокообразованные люди. Кроме того, я поклонник чтения. Если у человека сформирована привычка читать, он уже в своей жизни победил. Книги дают опыт, которого всем нам не хватает, потому что жизнь слишком коротка, чтобы набраться его на практике. Читающему человеку труднее задурить голову чем угодно. Поэтому когда люди говорят, что у них нет времени на книги - это ерунда. Для книг нужна лишь привычка. Вы же не выходите на улицу без штанов, мотивируя это тем, что у вас нет времени их надеть?

Я счастлива, что являюсь частью литературного мира. Хотя писательство — это, конечно, сумасшедшая профессия: придумывать несуществующих людей в несуществующих историях и заставлять их делать то, что тебе надо.

- Во время нашего первого с вами интервью около 10 лет назад вы сказали, что являетесь графоманкой... В том смысле, что ни дня не можете прожить без строчки... С тех пор самоощущение не изменилось?

- Абсолютно нет. Я все так же, уже 17 лет, ни дня не могу прожить без писательства. Это не обязательно работа над конкретным романом. Я могу писать статьи, заметки, какие-то мысленные всплески фиксировать на бумаге... Они потом могут когда-нибудь пригодиться при написании очередного романа или сценария. А могут и не пригодиться. Но они должны быть. Если я не буду писать - меня как хомяка разорвет на сотни лохматых кусков. Так что пишу я все время. Причем часто от руки. У меня весь кабинет завален кипами этих рукотворных набросков.

- Начинающие писатели к вам за советами приходят?

- Приходят. Труды свои приносят. Спрашивают, стоит ли им этим заниматься. Я всегда говорю: стоит. Помните легендарную историю про Шостаковича, которому молодой композитор сыграл свою музыку и потом спросил: «Мне продолжать писать музыку?» Шостакович ответил: «Конечно, продолжать! Все лучше, чем водку пить!» Вот правильно.

К тому же пробовать надо все интересное. А литература — это интересно, это магия. Я и девушкам молодым, у кого личная жизнь не ладится, всегда говорю: сядьте и опишите на бумаге, какую жизнь вы себе хотите. Чем подробнее, чем с большим энтузиазмом напишете, тем скорее все сбудется. Я уверена, что выражение «рукописи не горят» означает именно это — написанное на бумаге рукой имеет свойство сбываться.

- Какой момент в вашей карьере был самым сложным? Начало?

- Как ни странно, нет. Кризис у меня был в 2004-2006 годах. Пребывала в какой-то яме - эмоциональной и умственной, несмотря на то, что тиражи росли и все вроде бы было благополучно. Но я совершенно не понимала, что должна делать дальше.

Так со всеми бывает, причем неважно, чем человек занимается: на сцене поет, самолеты конструирует, дома строит или романы пишет. Кризис личности может застать любого, кто годами тратил все силы на достижение важной для себя цели. И вот когда чего-то достигаешь, неизбежно приходит вопрос: а что дальше? А дальше, как я теперь знаю по своему опыту, надо делать личностную перезагрузку. Люба Казарновская (известная российская оперная дива, подруга Устиновой.- Прим. ред.) называет это: «включать профессионализм».

То есть сначала на автомате делать то, что должен. Постепенно все снова начнет получаться. Но только при условии, что это и правда дело, которому вы искренне, с любовью служите.

- Вы счастливый писатель — вас часто экранизируют...

- Да, но я к большинству сценариев по моим романам не имею никакого отношения. Вообще автор на площадке в нашем кино — это кошмар для режиссера. Автор всегда готов поправлять актеров, если они переиначили его текст. А актеры всегда так делают, они же не автоматы, они играют. Но я не могу не сказать, например, Дане Страхову (Даниил Страхов - исполнитель одной из главных ролей в сериале «Всегда говори «всегда». - Прим. ред.), что в его реплике должно быть совсем другое слово. И снова. И еще. В итоге раздается гневное Данино: «Уберите автора с площадки!»

Поэтому режиссеры обычно очень стараются, чтобы нас на съемках не было.

- Но вы и сами снимались у Говорухина в фильме «В стиле Jazz». Как рискнули?

- Станислав Сергеевич пригласил. В своей обычной суровой манере. Я сначала: «Что вы! Где кино, а где я? Вы ж меня убьете на площадке!» А он: «Ну убью, и что? Одной дурой будет меньше».

Сестра об этом узнала, говорит мне: «Ты что, Говорухину откажешь?» Я подумала: и то верно. С ним даже Жириновский в Госдуме не спорит, а я зачем буду?

Это было в 2010 году. С тех пор мы дружим и сотрудничаем. Хотя он, как все по-настоящему талантливые люди, чрезвычайно сложен в употреблении.

- Что бы вы сказали людям жанра «я Пастернака не читал, но глубоко возмущен»? То есть тем, кто, например, в театры не ходит, но уверен, что там все бездарно. Или тем, кто ваших книг не читал, но уверен, что это фуфло, потому что написала женщина?

- 10 лет назад я бы попыталась убедить такого человека, что-то объяснить, попытаться доказать... Сейчас я бы уже ничего не стала говорить. Вольному воля. Один мой хороший друг, замечательный врач-онколог говорит пациентам, которые не хотят лечиться: «Здесь не тюрьма. Насильно никого лечить не буду».

То же самое можно отнести к любому произведению искусства. Не хотите смотреть, слушать или читать? Хорошо, не смотрите, не слушайте, не читайте. Этим вы вредите только себе, лишая свою жизнь самых ярких красок.

- Пиратство сильно бьет по писателям?

- Очень. Я человек, который читает русские книги тоже. В том числе романы современных писателей: Рубиной, Быкова, Веллера, Прилепина... Захар, конечно, сумасшедший, но когда он пишет новое, я с радостью это читаю.

Как утверждает наш издатель, чтение именно национальной литературы — это особенность всего двух стран в мире: России и США. Так вот, я могу рассуждать и как читатель тоже. Если авторы не будут зарабатывать на хлеб, они не станут писать. Точка. Для меня как для читателя наступит полный швах. Уже сейчас нам, чтобы жить, надо работать на пяти работах. Писать статьи, сценарии, вести программы на радио и ТВ. Соглашаться на экранизации, даже если условия не по душе. Без подработок — никак.

- А не сами ли издательства довели дело до шваха, задрав цены?

- Авторы у нас не могут влиять на политику издательств и на ценообразование. Если в Штатах, в Европе писатели свои гонорары получают от объемов продаж, то мы в России — от оптового тиража. Фактически — от килограммов бумаги. Это странно и невероятно. Но так есть.

С другой стороны, издатели тоже в очень тяжелом положении. Вы работаете в газете и наверняка знаете, как растут цены на бумагу, на полиграфию. Налоговых льгот у издательств нет. За аренду площадей под книжными магазинами они платят точно так же, как если бы торговали водкой. Так что издательства тоже пытаются выживать.

Ну а с пиратством у нас активно Никита Михалков борется. Будем надеяться, скоро победит.

СПРАВКА

Татьяна Витальевна Устинова родилась 21 апреля 1968 года в Подмосковье. В 1991 году окончила Московский физико-технический институт. После вуза работала на ТВ и радио. Автор нескольких десятков романов, половина из которых экранизирована, сценарист, переводчик. Свой первый роман - «Гроза над морем» - она написала в 1999 году.


Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета