 |
Коммунары
Благодаря тому, что корреспонденту удалось отыскать очевидца событий военных лет в Константиновске, стали известны новые подробности о комсомольском подполье
«Запомни это на всю жизнь, дочка, и расскажи людям», – сказал когда-то маленькой Нине отец. Она и в старости старается выполнять его завет
Несколько лет назад я написала материал о героях-подпольщиках из бывшего Николаевского (ныне Константиновского) района («Народные мстители из Николаевской», №129 от 23 апреля 2010 года). Там было несколько строк и о гибели двух комсомольцев – Софьи Тимофеевой и Вани Колотенко.
Вскоре на мой электронный адрес пришло письмо от Елены Московкиной из хутора Гапкина. Поисковики из Гапкинской средней школы искали сведения о двух комсомольцах, расстрелянных немцами в войну, и надеялись у меня выяснить пока не известные им детали: «…Их якобы захоронили в братской могиле Гапкина. Однако имен на памятнике не высечено. Очень хотелось бы устранить несправедливость и увековечить имена ребят, но как это правильно сделать, не знаем».
От гапкинских краеведов я узнала, что Соня Тимофеева была двоюродной сестрой жительницы Константиновска Нины Зиновьевны Костроминой (в девичестве Тимофеевой). Так я и оказалась в гостях у пожилой женщины, пережившей на своем веку и страшное время оккупации, и голодные послевоенные годы, и время всяческих перестроек в нашей стране. В нынешнем ноябре ей исполнится девяносто лет.
С песнями на работу и с работы
- Я жила в коммуне имени Калинина, - с гордостью говорит Нина Зиновьевна. – Мой дядя – Пахом Агапович Тимофеев – ее организовал, когда вернулся после революции домой в родной хутор. А в комсомол я вступила в сорок третьем году, после освобождения Николаевского района от немцев.
В семье казака Агапа Тимофеева было пять сыновей и две дочери. Хозяйство было зажиточным, ведь Тимофеевы имели наделы земли. Но батраков не держали, обрабатывали землю сами.
Один из сыновей – Филипп - погиб в Первую мировую войну. Пахом участвовал в революции на стороне большевиков.
- Когда на родине узнали о его отношении к красным, - говорит Нина Зиновьевна, - приехали из станицы Николаевской жандармы и забрали дедушку и жену дяди с маленьким ребенком. Деда прибили. Бросили под церковью, тетю с малышом пожалели. Мой отец вместе с братом похоронили дедушку. А папка после расправы тоже ушел к красным. И служил потом у Буденного.
Тогда ведь, после Гражданской войны, голод был, а в коммуне было много скота, зерна. Жили все дружно. Школу-семилетку построили, общежитие, детские ясли открыли, сад насадили, столовая была большая. Все делали сообща. С песнями и на работу, и с работы ходили.
Коммуна имени Калинина просуществовала недолго. Коммуны стали преобразовывать в колхозы, и калининцы из коммунаров превратились в колхозников. Пахома Тимофеева вновь избрали председателем. Сначала колхоза имени Калинина, а потом укрупненного - «Волна революции».
Смерть председателя
Мирную жизнь перечеркнула война. Старого коммуниста Пахома Тимофеева оставляют на подпольной работе. Он в числе других партизан ведет подрывную деятельность в тылу врага. Но находятся предатели, и Тимофеева бросают в застенки гестапо…
О подробностях смерти Пахома Тимофеева его родственники узнали от жительницы станицы Николаевской Марии Кондратьевны Ермаковой.
- Было это поздней осенью сорок второго года, - рассказала Мария Кондратьевна. - В тот день я взяла саночки и подошла к своей калитке, чтобы отправиться в лес за дровами. Топить ведь печку было нечем. Глянула, а Пахома Агаповича ведут босого, в нижнем белье немцы с местными полицаями. А снежок немножко припорошил землю, и кровавые следы на том снегу остаются. Слышали мы тогда, что жестоко пытали в застенках гестапо всех партизан.
Повели его в лес. А потом я услышала выстрелы и все поняла. Когда фашисты вернулись назад, я взяла свои санки и пошла по кровавым следам в лес...
Нашла Мария Кондратьевна едва присыпанное тело Пахома Тимофеева. Руками нагребла земли и могилу сделала. После освобождения в январе сорок третьего года советскими войсками станицы Николаевской приехали туда два брата Пахома и увезли его тело в хутор Гапкин, где потом похоронили в братской могиле. Один из братьев был отец Нины Костроминой Зиновий.
Они хотели пожениться после войны
Спросила я у Нины Зиновьевны и о судьбе комсомольцев Сони Тимофеевой и Вани Колотенко.
- Соня с Ваней были неразлучными друзьями, - вспомнила бабушка Нина. – Говорили, вот закончится война, и поженимся. Как они погибли, в нашей семье точно не знают. Уже после освобождения Гапкина, когда шло перезахоронение павших в братскую могилу, нашли тела Сони и Вани. Сонечку ее мама опознала по зеленому платочку.
Он был на девушке, когда ее видели в последний раз. Лицо у Сони было изуродовано. Их с Ваней положили в братскую могилу хутора Гапкина.
Мне удалось в районном архиве найти подшивку газеты «Социалистический Дон» за 1944 год, которая выходила в Николаевском районе. 14 февраля там была опубликована заметка «Зверства немцев в колхозе им. Калинина». В ней есть строчки и о Соне с Ваней.
«11 января 1943 года, - пишет газета, - была замучена девушка-комсомолка Тимофеева Софья Васильевна. Палачи выкручивали руки, ломали пальцы, изуродовали все молодое тело девушки и только тогда расстреляли ее из автомата».
«Член ВЛКСМ Колотенко Ваня был выгнан из своего окопа якобы как партизан. Звери в мундирах стали крутить ему руки, но Ваня не издал и стона, тогда палачи заставили бежать его к реке. Вслед Ване палачи дали несколько автоматных очередей, и тело юного казака подкосилось, как молодое дерево».
Несколько часов работал мой диктофон, а бабушка Нина все вспоминала и вспоминала подробности, о которых сегодня вряд ли кто может рассказать. О том, что творили фашисты в родном хуторе, о павших при его освобождении солдатах. О том, как старались помочь нашим хоть чем-то местные жители…
- Когда-то мой отец мне сказал: «Запомни это на всю жизнь, доченька! И расскажи людям». Только как это я уже смогу сделать… Старая стала, - печалится баба Нина.
И тогда я поняла, как можно ей помочь. Передала копию записи нашей беседы константиновским краеведам. Пусть сохранят ее для будущих поколений.
Фото автора и из фондов музея Гапкинской средней школы
|
 |
 |
 |
 |
 |
Последние новости
30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».
20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей
|
 |
 |
 |
 |

|
 |