Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

20.07.2025, 12:09

Нина ПОЛЯНСКАЯ: Мы верили в силу печатного слова

 

Вот уже много десятков лет утро Нины Петровны Полянской начинается с чтения свежего номера «Советской Чувашии». Преданная читательница прочитывает газету «от первой строчки до последней», вплоть до тиража и фамилии дежурного по номеру. Читает оценивающе, сосредоточенно. Как говорит, по старой журналистской привычке. Без малого сорок лет отдала она работе в редакции «Советской Чувашии», двадцать из которых – в должности заведующей отделом писем. «Полянской лично в руки» – с такой пометкой нередко приходили письма в редакцию. Через газету люди искали правду, добивались справедливости, делились мнением о происходящем. И зачастую именно после публикации письма в главном республиканском издании для его автора наконец начинались подвижки в решении вопроса.

ИЗ ДОСЬЕ
Нина Петровна ПОЛЯНСКАЯ проработала в «Советской Чувашии» с 1954 по 1991 год. Свою первую трудовую награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» – заработала еще девчонкой на заводе. Остальные получила во время работы в газете «Советская Чувашия»: медаль за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, Почетную грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР, орден Дружбы народов в 1987 году. Заслуженный работник культуры Чувашской АССР.

ВМЕСТЕ С ЧИТАТЕЛЕМ
«Рабочий день редактора начинался с чтения редакционной почты. После планерки его ждала на столе в кабинете пухлая стопка. До двухсот писем в день получала газета. Редакционная почта отражала жизнь всей республики, – вспоминает в беседе с корреспондентом «Советской Чувашии» почти ровесница газеты. – У газеты были собкоры в Алатырском, Канашском, Шумерлинском, Ядринском, Мариинско-Посадском районах. Исходив свои районы вдоль и поперек, они знали жизнь села «изнутри» и со знанием дела писали о предприятиях, колхозах, передовиках производства. Была у газеты и целая «армия» рабочих и сельских корреспондентов, от которых шли сообщения из самых дальних уголков республики».
В журналистику Нина Петровна пришла из рабочей среды. Ей не было и 16 лет, когда в октябре 1941 года, после 8 классов средней школы и двух месяцев учебы в железнодорожном училище трудовых резервов, она встала к станку в цехе Алатырского паровозоремонтного завода. «Так повелела война: мужчины ушли на фронт, а к станкам вместо них встали девчонки, старики и женщины», – говорит Нина Петровна. Почти всю войну она проработала токарем, пока ее как активную комсомолку, заместителя секретаря заводского комитета комсомола не перевели в редакцию заводской многотиражки, а чуть позже, в 1954 году, в «Советскую Чувашию».

До 200 писем в день приходило в газету «Советская Чувашия» в 70-80-е годы прошлого века

Почему от читателей было много писем? Самих читателей было много. Тираж «Советской Чувашии» в те времена доходил почти до ста тысяч. Да и как-то принято было держать связь с газетой, откликаться через нее на события в стране, в республике.
Нине Петровне запомнилось, например, на каком подъеме праздновали в республике 30-летие Победы. В газету потоком шли письма, в которых люди писали, как на предприятиях и в учреждениях готовятся к этой дате, чествуют участников войны. Особо выделялись в редакционной почте письма от самих фронтовиков. «Живы были тогда еще многие участники той жестокой войны, – рассказывает Нина Полянская. – Их солдатская память незаживающей раной бередила душу. Хотелось поделиться пережитым. А как? Конечно же, через газету! Газета много печатала таких писем. А некоторые передали в республиканский архив на хранение».
С письмами в редакции работали все отделы. Внимание к каждому письму было правилом. Да и самих писем тогда печатали очень много. Они выходили целыми тематическими полосами, подборками под рубриками «Из редакционной почты», «Нам сообщают», «Коротко о важном», «Строки из писем». Без внимания не оставались даже небольшие письма. Журналисты старались приводить из них хотя бы несколько строк.
У отдела культуры, например, была традиционная страница писем «На школьные темы», которую готовила журналист Зоя Григорьева, сама в прошлом учительница. В газете замечали: как только выйдет очередная страница, в почте появлялось больше писем о школах, воспитании детей, от учителей, родителей.
«Мы дорожили письмами. Они обогащали газету. Вот и получалось, что газета делается для читателя и вместе с читателем», – отмечает ветеран.
«ПРОШУ ПРИСЛАТЬ КОРРЕСПОНДЕНТА»
На особом счету были так называемые письма-жалобы. В них читатели сообщали о недостатках в обслуживании, благоустройстве, в жилищном хозяйстве, конфликтных вопросах на работе.
– Как работали с такими письмами?
– Редакция направляла их в организации, которых они касались, а затем держала на контроле. По письмам принимали меры, а ответы публиковались на страницах газеты. По некоторым особо конфликтным письмам журналисты выезжали. В результате таких журналистских проверок в газете появлялись материалы под рубриками «По следам письма», «Письмо позвало в дорогу». Но не всегда письма попадали на страницы газеты. Запомнилась мне одна поездка…

…Красноармейский район считался отдаленным из-за плохого дорожного сообщения. Письма оттуда приходили редко. И вдруг письмо с тревожным заголовком «Прошу прислать корреспондента». А в нем – полные отчаяния строки. Женщина пишет, что ее незаконно уволили с работы и теперь с детьми выселяют из служебного жилья.
Редактором тогда был Матвей Семенов. Советуемся: как быть?
– Конечно, – говорит, – это дело прокуратуры – восстановить законность. Но пока письмо ходит туда-сюда… Надо ехать!
Даже редакционную машину распорядился дать. Сотрудница сельхозотдела Юлия Григорьева тут же напросилась: «И я поеду. В райцентре правление колхоза, о подготовке к севу напишу».
Поехали. Наш шофер то и дело спрашивает встречных: «Как дорога?» Отвечают: «Мы на вездеходах проехали, а ваша «Волга» не пройдет, засядет».
– Я дальше не поеду, – говорит шофер. – Решайте.
– А сколько километров не доехали?
– Километров десять…
Кривил душой. Километров-то было больше, но об этом мы узнали потом. А тогда – переглянулись: неужели не дойдем? Погода хорошая. Одеты тепло: шубы, валенки, да и время еще только полдень. Так и пошли.
А скоро догнал сильный ветер, повалил снег. Исчезли все признаки дороги. Видимости никакой. Ориентир – только едва различимые лесные полосы по обеим сторонам занесенной дороги… Лишь поздним вечером добрели до Дома приезжих – сельской гостиницы.
– Батюшки! Кто вы?
– Мы корреспонденты «Советской Чувашии». Мы пешком шли…
– В такую-то непогоду! – всплеснула руками хозяйка гостиницы и кинулась нас раздевать. Вышли из комнаты мужчины – командированные механизаторы. Нам не поверили. Пришлось сказать, что по жалобе к человеку. Удивились: не знали, говорят, что из газеты по жалобе могут к человеку приехать.
Утром Юля – в колхоз, а я – в райком. Секретарем райкома партии была женщина. Встретила оживленно: «Не надо никаких удостоверений. Все знаем: кто, зачем, почему. Присаживайтесь! Торопиться некуда. Все уже решено». – «Как?» – «Да только что доложил районный прокурор».
Оказывается, с утра пораньше, без проволочек, районное начальство уже принимало меры по письму, которое еще лежало у меня в сумке. Женщину восстановили на работе. Отпал вопрос и о выселении из квартиры. С теми, кто «перегнул палку», уже был серьезный разговор. Все встало на место. Как показала проверка, женщина сама была частично виновата и не во всем права.
Узнав о результатах поездки, редактор, всегда спокойный, просто возмутился: «Да что же они раньше не решали? Довели человека до крайности, а потом, видите ли, решили все за какой-то час?!» – «Так что, Матвей Семенович, писать «По следам письма»? – «Да надо бы придать огласке этот факт. Только ведь и женщину, автора письма, пришлось бы задеть, раз она тоже частично виновата. А у нее – дети. Каково им-то огласку эту терпеть? Это ведь не город – село. Там каждый человек на виду. Вот что. И так уж вы своим приездом наделали шуму на весь райцентр. Ничего писать не будем. Дело сделано? Да. Вопрос решен? Да. Ну и хорошо. Письмо – в архив».

Очень уж не хотелось чиновникам попасть на страницы газеты в негативном свете, потому и решился вопрос односельчанки оперативно. В то время, говорит Нина Петровна, газетная критика была адресной. А это значит, назывались и колхоз, и учреждение, и должности, и даже фамилии провинившихся. Такие «полномочия» требовали от журналистов особой ответственности. Нужно было взвешивать каждое слово, писать правдиво, обоснованно, но не оскорбительно.
«Мы были очень внимательны к слову, – говорит ветеран печати. – Помню, редактор Матвей Семенов учил молодых: только не перехлестывайте, ищите нужное слово, точное, но не обидное. Мы думали, «как слово наше отзовется». Конечно, критика в газете помогала двигать дела вперед, но и приносила переживания людям, чьи имена назывались. В этом и была главная трудность нашей работы. Готовя такие материалы, мы прежде всего думали о человеке и даже о его семье – тираж газеты ведь был огромный».
ПРИХОДИЛИ И С БЕДОЙ
– Рассказывают, что в «Советскую Чувашию» можно было прийти и просто поговорить. Люди знали, что здесь они могли быть услышанными. Как вы принимали таких посетителей?
– Приема как такового и не было. Каждый день в редакции был «День открытых дверей», – рассказывает ветеран пера. – Читатели, придя в Дом печати, могли заглянуть в любую дверь и поговорить с любым журналистом. В отдел писем, например, обращались чаще всего по житейским вопросам и за советами. К слову, сам отдел был совсем крохотным. Заведующий, корреспондент и две учетчицы размещались в небольшой комнате, в которой и принимали посетителей. В разные годы в отделе работали опытные журналисты, фронтовики Константин Филин, Василий Яковлев, Петр Кольцов и другие. Они могли и совет дать, и помочь разобраться в каком-то споре.
А приходили не только по житейским делам, но и с бедой. Был вот такой случай…

Мне трудно забыть, как пришел однажды мальчик лет 13. Стеснительный, смущенный. Присев на краешек стула, тихо сказал, что сходить в редакцию ему «велели хорошие люди». Еще тише добавил: «Потому что мне негде жить и нечего есть». Видя, как труден для него разговор, мы не стали его расспрашивать. Мы с ним для начала подружились.
Как позже узнали, мать мальчика, оставив сына на попечение старенькой матери, уехала в восточные края зарабатывать повышенную пенсию, да там и задержалась. Изредка высылала немного денег матери, но в основном бабушка с внуком жили на бабушкину пенсию. Когда она совсем слегла, заботу о мальчике взяло на себя государство. Его устроили в интернат. После смерти матери дочка приехала.
А когда под родительский кров вернулся сын, она не пустила его на порог, считая, что и дальше о нем заботиться должно государство.
Эту историю в редакции знали многие. Как помочь? Мы верили в силу печатного слова. В газете появилась небольшая статья об этом под рубрикой «На моральные темы». Мы надеялись растопить лед в сердце женщины. А она только стала судиться с газетой, требуя опровержения. Прошла все судебные инстанции в республике. Недовольная решениями суда обратилась в высшую инстанцию – Верховный суд РСФСР. Редколлегия поручила мне представлять газету на этом процессе. В зале суда мы сидели друг от друга поодаль. Она оживленно переговаривалась со своим адвокатом, а я невольно думала о том, что не всегда, к сожалению, может помочь газета. Не смягчилось вот очерствевшее сердце матери. Приехала ведь в Москву, потратилась на адвоката.
А зачем? Хочет доказать, что она сына любит, что помогала ему. А разве любовь к сыну судом доказывают? Спросить ее: где ее сын, где ночь спал, что ел, во что одет? Нечего ведь сказать. У чужих добрых людей. Это хорошо, что много у нас добрых хороших людей. Но хорошо и то, что редко встречаются такие матери…
Высший суд страны подтвердил правоту газеты. Но радости у меня не было…

Впрочем, юридические вопросы были в числе самых популярных у читателей. Журналисты не брали на себя смелость разбираться в них и прямо говорили, что это дело юристов. Однажды, вспоминает журналист, провожая посетителя, сказали: «Уж извините, что не помогли». А в ответ услышали: «Как не помогли, помогли! Спасибо, что выслушали, посоветовали, с чего хлопоты начинать. А в юридических конторах и разговаривать не хотят». Это и навело на мысль открыть при редакции общественную приемную. В течение трех лет юристы, работники судов, прокуратуры и некоторых республиканских ведомств по просьбе редакции давали людям ответы на их вопросы.
Бывших журналистов не бывает. В преддверии юбилея газеты подпись Нины Полянской нет-нет да и промелькнет на страницах «Советской Чувашии». Сотрудник «СЧ» со стажем до сих пор сверяет время по «родной» газете. А юбилейные материалы, посвященные столетию «Советской Чувашии», перечитывает с особым трепетом, вырезает и складывает в отдельную папку. «Там ведь о моих коллегах речь идет, товарищах, – говорит Нина Петровна. – И хорошо, что название сохранили. Нам оно дорого».

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета