![]() |
26.04.2025, 08:32 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Казачинский порог, оленные люди и малосольная нельма20.01.2017, 20:49  «Красноярский рабочий», г. Красноярск, Красноярский край
Здравствуйте, уважаемая редакция "Красноярского рабочего"! Поздравляю вас с прошедшим днём рождения газеты - в декабре ей исполнилось 111 лет. Я тоже довольно старый человек, мне идёт 93-й, так что по возрасту мы близки. А познакомилась я с "Красноярским рабочим" в 25 лет, когда в 1949 году приехала в Красноярск из Омской области. С тех пор считаю себя краснояркой, здесь родились и выросли мои дети.
Поздравляю газету (своего близкого друга - выписываю только "Красноярский рабочий" и "Сады Сибири") с наступившим Новым годом - годом задиристого Петушка, характером похожего на ваше издание. Желаю успехов в личной жизни, что немаловажно и для работы. Газета должна быть уважаема и любима!
А теперь о другом. В "Красноярском рабочем" от 16.12.2016 года на первых двух страницах были опубликованы статьи "Туристический бум лишь в мечтах" и "Ах, белый теплоход..." - об исчезновении речного туризма на Енисее.
Мне близка эта тема. Почти полвека назад я с подругой из Кулунды, учителем географии, с великим желанием увидеть север Красноярского края отправилась в туристическую поездку.
Плыли мы на теплоходе "Валерий Чкалов". Представляете, какое большое удовольствие получили, когда наблюдали своими глазами то, о чём рассказывали ученикам! Тундра, её стланиковые заросли, огромные грибы, которые с удовольствием поедают умные и доверчивые олени... Видели мы и быт "оленных" людей - коренных северян.
А Норильск! "Сибирский Ленинград", как называли его местные жители в ту пору. А огромный комбинат по переработке рыбы в Дудинке! В морозильных камерах мы видели огромных осетров... Всех туристов угостили малосольной нельмой, что вызвало удивление и восхищение гостей из Москвы и Ленинграда, которых на теплоходе было большинство.
Туристического бюро в Красноярске тогда не существовало, гидов не готовили, эту роль в основном выполняли учителя, другие далёкие от туризма люди. И чуть позже мне, учителю географии, предложили место методиста на теплоходе "Александр Матросов" на одну поездку. Литературы в помощь не дали никакой, даже путеводители по городу и краю появились значительно позже.
В работе мне очень пригодились те познания, которые я в качестве туриста получила на теплоходе "Валерий Чкалов". А ещё я постоянно делала вырезки о природе и экономике края из "Красноярского рабочего". Кроме того, мне вручили краткое описание северной природы, составленное гидрографом Александровым (не уверена, правильно ли привожу фамилию).
Когда "Александр Матросов" прибыл в Игарку, этот гидрограф, Владлен Александрович, пришёл на теплоход и много интересного нам рассказал. Потом я использовала тот рассказ в своей работе. Позже мы переписывались. Сын его пошёл по стопам отца...
Теплоход делал остановки - "зелёные стоянки" на берегу, островах. Люди загорали, рыбачили. Я всё время беседовала с туристами, интересовалась их мнением о путешествии. Тогда мне в один голос говорили, что туризм в Красноярске только зарождается, но экзотика и тёплое отношение сибиряков к гостям покоряют. Туристы отмечали прекрасное обслуживание на теплоходе, хорошее питание - подобного они не ожидали.
В то время главой Енисейского пароходства был Иван Назаров, настоящий патриот-сибиряк, и туристические рейсы впервые были организованы именно при нём. Когда в Красноярск приезжал Константин Симонов, Назаров доставил его на наш теплоход. Беседа продолжалась два часа, но нам она показалась очень короткой.
Среди туристов тоже было немало интересных людей. Мне удалось познакомиться с создателями учебника по физической географии для седьмого класса. Простые в общении, они объяснили мне, как использовать материал в работе с классом, подарили сам учебник, который ещё только печатался.
Встречала на теплоходе и деятелей науки, культуры. И все были убеждены, что круизы красноярских теплоходов станут известны не только в нашей стране, но и за границей.
В этом рейсе я познакомилась и подружилась с туристками из Эстонии и Киева. Я рассказала им, что в Туве живёт моя подруга, и я с семьёй постоянно провожу там свой отпуск. На следующий год мы договорились посетить город Кызыл, где от слияния двух рек - Каа-Хем (Малый Енисей) и Бий-Хем (Большой Енисей) - начинается наш Енисей (Улуг-Хем). Но это уже другая история.
...Я побывала на нашей великой сибирской реке много раз, прошла её от истока до устья, чем очень горжусь. Помню, как суда проходили Казачинский порог... Все тогда высыпали на палубу. Никто не хотел пропустить этот момент, не собирался спать, хотя был поздний вечер.
Но вот наступила "ельцинская" разруха, стало не до туризма. И всё-таки я надеюсь, что речной туризм в крае возродится, что среди настырных сибиряков найдутся люди, которым это небезразлично. Конечно, речь не идёт о пришлых - нынешних хозяевах енисейского судоходства, и всё же неужели процветание Красноярского края их совсем не интересует?
Я прекрасно помню, как из круиза встречали теплоходы с туристами. На пристани собирались люди, играла музыка. И вот, наконец, показывался "белоснежный лебедь", енисейский красавец, на котором тоже звучала музыка.
Говорят, что суда устарели. Ну и что? Пусть это будет ретро! Даже интереснее.
Уважаемая редакция! Я согласна с автором статьи "Ах, белый теплоход..." Андреем Кузнецовым и написала свои воспоминания с надеждой на то, что найдутся люди, любящие Сибирь и Красноярский край. Они объединятся и возродят речной туризм на Енисее. А "Красноярский рабочий" поможет им, как он помогает возрождению села.
С уважением, Майя ПОЗДНЯКОВА. Красноярск. На фото: Своё путешествие на теплоходе "Валерий Чкалов" наша читательница запомнила на всю жизнь. |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |