Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

17.01.2025, 18:36

В Ставрополе показали женщин Кавказа: красивых, гордых, величественных

Региональный общественный фонд содействия развитию культуры «Мир Кавказа» представил в краевом музее изобразительных искусств необыкновенную выставку «Женщины Кавказа».

Выставка собрана из фотокопий архивных фотографий, рисунков, гравюр и акварелей конца XIX – начала XX века, выполненных русскими и европейскими художниками и фотографами. Здесь запечатлены наши прапрабабушки – красивые, гордые, величественные, в окружении семьи, на фоне живописных природных ландшафтов или же около жилища.

Французский романист Александр Дюма-отец, совершивший в середине XIX столетия вояж по Кавказу, отмечал прекрасные глаза местных дам, а посетивший в самом конце XIX века Западный Дагестан немецкий путешественник Карл Ган писал о женщинах этих селений: «Когда они стоят среди зеленых полей и ветер раздувает их мантии и на солнце сверкают монеты на голове, то издали можно подумать, что имеешь дело с древними героями в блестящих шлемах и в воинственном одеянии».

Сегодня эти изображения станут украшением любого музея, приблизят человека к истине: пропустив предложенные иллюстрации через сердце, гостю выставки сложно будет не задуматься о том, в каком времени мы живем и к чему стремимся, чем дорожим и что на самом деле не имеет цены. Герои будто раскрывают нам, сегодняшним, вечно спешащим по делам людям, суть многих явлений. А она, например, заключена в том, что женщина в первую очередь хранительница домашнего очага – где она присутствует, там мир и порядок, там сохранены культура и нравственные основы, там общество развивается согласно предписанным правилам и обычаям. Благодаря натруженным рукам женщин цветут и приносят плоды поля и сады, а их дома, как издавна повелось на Кавказе, гостеприимны. Не зря народные поговорки гласят: «Муж – наружная стена дома, жена – внутренняя»; «Жена – столб дома, дом держится на ее плечах»; «Построенный женой очаг и Бог не разрушит».

Вообще, вокруг этой выставки собрано много тем. Всегда в России представители разных национальностей жили в мире и согласии: ни культурные, ни внешние, ни религиозные различия не мешали добрососедским отношениям. Руководствуясь этим заключением, организаторы нарочно не стали делить экспозицию по национальной тематике – компоновали работы, руководствуясь лишь эстетическими принципами построения пространства. На этом факте заострил внимание директор по выставочной деятельности фонда «Мир Кавказа» Артем Бузоев. Он вдохновенно рассказывал мне о том, как долго пришлось собирать бесценные экспонаты и насколько они важны для России. Чтобы собрать экспозицию, в течение нескольких лет специалисты изучали архивы Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российского этнографического музея, Русского географического общества, Российской национальной библиотеки, Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга, Северо-Осетинского государственного музея истории, архитектуры и литературы, Ставропольского государственного музея-заповедника, обращались и к частным коллекциям.

– Более 500 экспонатов позволяют увидеть регион во всем его многообразии, – отметил он. – С этой выставкой мы побывали во многих городах, и я понял, что тема Кавказа очень интересна людям. Сегодня, как уже бывало не раз в истории, наши недруги пытаются вбить клин между Россией и Кавказом, а выставка помогает посмотреть на «лица кавказской национальности» объективным взглядом. Да, у каждого народа свои костюмы, разный цвет волос, глаз, обычаи, язык, но их объединяет стремление к миру и добрососедству.

Выставка собрана из подлинных произведений искусства (и это совершенно точно!). Не только потому, что переносит нас в далекое прошлое, знакомит с бытом, культурой народов Северного Кавказа. Тут больше, в ней есть действительный элемент искусства. Думается, сегодня невозможно создать подобные шедевры. Не то время, другие люди, другое восприятие мира, а главное – уют. Уют, которым наполнены эти работы, вряд ли можно воссоздать в нынешних фото- и художественных материалах. Тогда фотография была уникальным явлением, поэтому люди, чтобы запечатлеть себя в вечности, тщательно готовились к событию: надевали лучшие наряды, причесывались по-особенному, практически на всех снимках видно, что человек знает, что его фотографируют. Эти исторические хроники могут стать хорошими помощниками исследователям Кавказа. На выставке нет ни одного проходного снимка – каждый неповторим.

К сожалению, стены ставропольского музея смогли вместить лишь около тридцати процентов коллекции. Но даже в таком варианте она наполнена интересной и познавательной информацией. И, кстати, экспозиция знакомит зрителя не только с героями, бытовыми и архитектурными памятниками, типажами, этнографическим костюмом, культурой и бытом горских народов, но и рассказывает о мастерах отечественной науки и культуры прошлых столетий: представлены биографии путешественников, художников, фотографов и фотографических ателье, европейских мастеров, работавших на Кавказе. В их числе А. Энгель, один из первых фотографов страны, наш земляк, который в Пятигорске создал частное «фотографическое заведение». Интересны работы художников, в числе которых рисунки князя Г. Гагарина, картины М. Тильке, М. Туганова…

Разные дороги приводили на Кавказ талантливых людей. Например, как пишут исследователи, Макс Тильке родился в Германии, работал художником-декоратором, изучал историю костюма. А в 1909 году по велению наместника Кавказа Иллариона Воронцова-Дашкова и рекомендации Николая Второго был приглашен в Россию на работу в Кавказский музей в качестве профессора. Предполагалось, что он будет рисовать костюмы на месте, но это вызывало массу неудобств. Так появилось компромиссное решение: каждую модель, облаченную в национальную одежду, фотографировали, а затем художник переносил точный образ на бумагу, используя костюм и фотографию.

Князь Григорий Гагарин – русский художник, исследователь искусства, архитектор, вице-президент Императорской академии художеств – жил в Италии, служил дипломатом при русском посольстве в Париже, прошел общеобразовательный курс в Сорбонне. В конце 1830- х годов, приехав в Петербург, он знакомится с Михаилом Лермонтовым и другими участниками «кружка шестнадцати». Когда поэт был сослан на Кавказ, друзья последовали за ним. Отправился на Кавказ и князь Гагарин. Там он, поступив на военную службу в армию, пополнил ряды художников на Кавказе. Гагарин внимательно изучал историю, быт, искусство, этнографию народов. Женские образы, вышедшие из-под его кисти, передают впечатления Михаила Лермонтова и героев его произведений о красоте горянок: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета