Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 16:51

Сумеет ли Иван Грозный «защитить себя перед народом»?

Памятник Ивану Грозному, по поводу которого было много споров, как мне кажется, в итоге оказался удачно вписанным в архитектурный ансамбль Орла. И место для него, на мой взгляд, нашли удачное, символически выражающее двойственность натуры столь неоднозначно воспринимаемого русского царя: рядом с храмом, но не на освященной земле; между двумя мостами, как между двумя нравственными «берегами» – добром и злом, ложью и истиной. Именно таким: сложным, противоречивым, романтиком и жестким политиком, готовым на подвиг и преступление во имя великой идеи – создания единого государства Московского – предстает Иван Грозный в спектакле театра «Русский стиль».

Одиозная личность

Позиция Н.М. Карамзина, который на примере царствования одного из Рюриковичей хотел предостеречь Романовых от порочных последствий непомерного властолюбия, заключается в обличении царя-тирана, «ненасытного в убийствах и любострастии», превратившего Русь в «театр ужасов». Другой историк, Сергей Соловьев, не замалчивая «безумного тиранства» Грозного в последний период его правления, все же указывает на «несчастные обстоятельства» его жизни, на стремление царя «защитить себя перед народом» и особо подчеркивает, что он «умыслил привести всех в любовь». Подобный взгляд на Грозного, сочетающего в себе как добрые, так и злые начала, характерен и для М.Ю. Лермонтова: в «Песне про купца Калашникова» Грозный «прогневался гневом» на непокорного купца и казнил его «смертью лютою, позорную», и в то же время обещал:



Молодую жену
и сирот твоих
Из моей казны
я пожалую.
Твоим братьям велю
от сего же дня
По всему царству
русскому, широкому
Торговать безданно,
беспошлинно.



Не сходятся в оценке столь одиозной личности и современные ее интерпретаторы: для Никиты Михалкова он – строитель земли Русской, а те, кто видит в нем только кровавого диктатора, «лишены кровной связи со своей страной». Для Николая Сванидзе и Бориса Акунина Иван Грозный – жестокий истязатель своего народа и бездарный политик. Споры вокруг личности Грозного ведутся столь жаркие, что дело доходит до «нерукопожатности» (из последнего «Бесогона» Н. Михалкова).
Театр в поисках объективности
Стремясь достигнуть предельной объективности, режиссер Валерий Симоненко опирался не на известные исторические и литературные источники, а на документы эпохи – дневники, дипломатические послания, личную переписку, стихиры, автором которых был сам Иван Грозный. Церковная музыка, народные песни, распевная древнерусская речь создают неповторимый колорит эпохи. Трон – символ всевластия, и лик Спасителя на стене позади трона, как бы светящийся изнутри, – вечное напоминание о том, перед кем царю всея Руси придется держать ответ; и это еще одно подтверждение двойственности Ивана IV, соединения в нем ада и рая, Бога и сатаны.
Чтобы достичь наибольшего психологического эффекта, глубже раскрыть внутренние посылы совершаемых столь неоднозначной личностью, как Иван Грозный, поступков, Валерий Симоненко использует драматургическую технику наиболее близкого ему автора – Леонида Андреева.
С андреевского «Реквиема» двадцать с лишним лет назад начинался театр «Русский стиль», сейчас в репертуаре театра есть спектакль по пьесе Андреева «Мысль». «Зрелище должно уйти со сцены, оставив место душе человеческой», – утверждает Андреев, и в «хрониках» времен Ивана Грозного действительно нет «зрелища», того «театра ужасов», о котором говорил Карамзин: не подымают на дыбу, не рубят головы, а о готовящемся преступлении предупреждает возникающий на сцене, как зловещий призрак, Черный монах с чашей отравленного вина в руках (как Некто в сером в драме Андреева «Жизнь Человека»).

Воплощая андреевский принцип

Согласно теории драмы «панпсихе», которую разработал Андреев, на сцене должно играть все: «и стаканы, и стулья, и сюртуки, и оторванные шпалеры на окнах». Особое внимание он уделяет свету и цвету. Вот и в спектакле четыре возраста Ивана Грозного: детство, юность, зрелость и старость – представлены не только появлением на сцене разных актеров, но и цветом их одежд: белоснежные камзолы ребенка (Г. Верижников) и юноши (В. Федин) символизируют чистоту и благие намерения «раннего» Ивана IV, его искреннее стремление сплотить Русь, оградить ее от врагов, внешних и внутренних. Алые, как кровь, одежды молодого Курбского (А. Галуцких) контрастны белым одеждам Ивана и символизируют предательство, на которое пойдет ныне прославляющий нового царя друг-соперник.
Серые одежды «зрелого» правителя Руси (А. Столяров), столкнувшегося с коварством бояр и предательством друзей, вынужденного совершать ответные жестокости, о необходимости которых, чтобы удержать власть, постоянно нашептывают ему приближенные – Алексей Басманов (Ю. Марченко) и Малюта Скуратов (В. Верижников), – внешняя примета происходящего в молодом царе внутреннего борения. Нетрудно догадаться, что артист, исполняющий роль Ивана Грозного на последнем этапе его жизни (заслуженный артист РФ В. Симоненко), одержимого манией преследования и уничтожающего виновных и невиновных, должен появиться (и появился!) в черных одеждах. Следует отметить яркую игру актеров, воплотивших на сцене сложные характеры столь далекой от нас эпохи.

Спектакль-воспитание

На удивление современно звучит многое из того, что было актуально и четыре с половиной века назад. Не скрывая отрицательных черт в характере и поступках Ивана Грозного, автор инсценировки и режиссер Валерий Симоненко и актеры главную его заслугу видят в возвеличении Руси. «Два Рима пали, третий – Москва – стоит, а четвертому не быть!» – такую клятву дает новый царь, но, чтобы исполнить задуманное, нужно быть беспощадным как к внешним врагам, так и к внутренним.
У Ивана – гордость истинного русича, понимание значимости того народа и того государства, которыми ему выпала честь править; он отметает все притязания ливонцев, татар, крымского хана: «Странишки махонькие – делишки маленькие», «Ливония – наша древняя вотчина». Ему вторит священник Сильвестр (Е. Безрукавый), чьи наставления с детства оказывали на Ивана благотворное влияние: «Приморские города деды наши строили. А потому земли те исконно наши – Москве принадлежать должны!». Не слишком жалуя официальную церковь, Иван адресует свое прозрение дальним потомкам: «Служить будут злату, а не Богу; война креста с полумесяцем».
Не меньшую озабоченность вызывают у него и внутренние «варяги»; еще в первом своем «слове» юный Иоанн выражает понимание того, что, «дабы Русскую землю в единой длани держать, сила нужна!». И войско «служилое, стрелецкое, постоянное» он учреждает, чтобы «выи гнуть тем, кто единству державы Российской противится», а одно из главных препятствий в установлении порядка видит в том, что «мы ведь от начала земли Русской снедаем сами себя». В «слове» блаженного Василия (А. Липов) в финале спектакля предсказана многовековая трагическая история России, но последние слова блаженного-пророка звучат обнадеживающе: «Рвущиеся к власти бесы безнадежно разобьются о медвежьи голову и лапы, в которые воплотится дух предков русских».
Можно много спорить о том, насколько соответствует историческим фактам спектакль «Русского стиля». Важно главное: с патриотическим воспитанием молодежи наши учебные учреждения, да и средства массовой информации явно не справляются. Дети мало читают, плохо знают родной язык, излишне увлечены компьютерными играми и порой не помнят самого важного о своей стране, главных событий ее истории, что подтверждают многочисленные социологические опросы. Театр «Русский стиль», в репертуаре которого много русской классики – Достоевский, Лесков, Андреев, Бунин, Шукшин, и премьерный спектакль «Иван Грозный», в какой-то степени восполняет этот пробел.

Екатерина Михеичева, профессор ОГУ им. И.С. Тургенева, фото Олеси Суровых

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета