18.01.2025, 23:41 |
Если мы не идем в Третьяковку, она идет к нам07.12.2016, 22:59  «Биробиджанер Штерн», г. Биробиджан, Еврейская АО
Члены литературного клуба «Живая книга», читатели, представители местной интеллигенции провели незабываемую встречу с научным сотрудником Третьяковской галереи, кандидатом искусствоведения, изографом Мариной Петровой в Областной научной библиотеке им. Шолом-Алейхема Конечно, было бы здорово пообщаться не в библиотечных стенах, а среди картин известного московского художественного музея. Но Третьяковка от Биробиджана далеко, не часто дальневосточникам выпадает счастье полюбоваться шедеврами искусства в подлиннике, поэтому возможность увидеть экспонаты галереи в нашем городе – это просто удача. В рамках работы передвижного культурно-просветительского центра «Духовные основы русской культуры» Марина Петрова прочитала лекции в стенах местной епархии на темы: «Поэт и пророк» (к 100-летию со дня смерти Василия Сурикова), «Царский изограф Симон Ушаков», «По залам Третьяковской галереи», а в областной библиотеке – «Души изменчивые приметы» о творчестве русского художника Федора Рокотова. Ораторский дар ученого захватил слушателей с первых же фраз, а ее глубокое знание эпохи, в которую жил великий художник, сделало лекцию живой и увлекательной. События восемнадцатого столетия открывались присутствующим через портреты тех, кто вершил судьбу русского государства. Еще за два года до поступления в Академию художеств Федору Рокотову дали заказ написать царский портрет, что свидетельствует не только о высоком покровительстве, но и его незаурядном таланте. Художником было создано два портрета Екатерины II, портреты графа Шувалова, великого князя – будущего императора Павла I и другие. Знакомство с великими деятелями России несомненно повлияло на формирование личности Рокотова. Считается, что Михаил Ломоносов, гениальный ученый и литератор, обогатил художника темой человеческого достоинства. Именно его присутствие отражено в портрете и самого Михаила Васильевича. Марина Петрова открыла и многие другие тайны мастерства знаменитого портретиста, особенности его живописных приемов, которые сделали его творения естественными и натуральными. Он «засушивал краски», так как писал многослойно. И лишь в конце наносил так называемые лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Один из них свидетельствовал, что художник писал «почти играя». Его игра с пространством с помощью изображения зеркал – новаторство художника. Ученый-искусствовед обратила внимание на женские портреты Рокотова. Она назвала их интимно-камерными. Обозначила роль фона в изображении, заметила, что между живописцем и его героинями видны доверительные отношения. Интимный портрет – это деликатная тема и первые шаги портретного искусства. Лица в таких портретах проработаны детально, даны крупным планом. Художник чутко воспринимал духовный мир своих героев: их внутреннюю красоту, доброту сердца, или любовь. Любовь – понятие духовное, отсюда одухотворенность портретов Рокотова. Среди парных портретов искусствовед более подробно остановилась на портретах супругов Струйских. Рассказала, что главе семьи Николаю Еремеевичу были свойственны странные причуды, в том числе чтение стихотворных посвящений своей молодой жене (до двадцати в день). Супруга это терпеливо сносила. Александра Петровна родила мужу девятнадцать детей, но только восемь из них остались в живых. Рокотов изображает Струйскую в возрасте восемнадцати лет, подчеркивая всю таинственность и загадочность ее женского существа. Присутствующие в зале местные поэты, услышав имя Александры Струйской, вспомнили стихотворение Николая Заболоцкого: Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Свою интереснейшую лекцию Марина Петрова закончила словами: «Рокотовский портрет – это первое изображение одухотворенного портрета». Немалую порцию одухотворенности получили в тот день и участники этой встречи. -------------------------------------------------------------------------------- Алла Акименко |
|