![]() |
18.04.2025, 10:27 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Городские соловьи23.09.2016, 23:22  «Вести республики», г. Грозный, Чеченская рес
![]() Глава ЧР Рамзан Кадыров назвал Чеченскую государственную филармонию имени Аднана Шахбулатова сердцем музыкальной культуры республики, с ней тесно связана история чеченского народа. Создана была филармония в Грозном в 1939 году. Она стала настоящим музыкальным очагом в республике. Одним из главных достижений филармонии было исполнение произведений чечено-ингушской музыки в обработке советских композиторов. В том же году при филармонии был создан симфонический оркестр. Ценным вкладом в музыкальную культуру чеченцев и ингушей явились произведения русских советских композиторов, созданные на основе чечено-ингушского фольклора: «Чеченская сюита» А.А. Давиденко, «Джигитовка» М.В. Коваля, «Сюита для струнного квартета на чечено-ингушские темы» Н. Речменского. Заслуженный артист ЧИАССР А. Халебский написал сюиту на чечено-ингушские темы для симфонического оркестра и многочисленные хоровые сочинения. Он также сделал отдельные записи и обработки песен и танцев. До Октябрьской революции Чечня не имела своей филармонии. К тому же было ограниченное число музыкальных инструментов, которыми пользовались вайнахи – это дечиг-пондар, Iад хьокху пондар, кехат-пондар. Свое горе и страдание чеченцы воспевали в илли, эшарш и назмаш. Назмы имели религиозный характер, обычно их исполняла мужская группа, собравшаяся у кого-нибудь по случаю торжества или похоронного процесса. У чеченцев существовали свадебные народные обряды, выступления музыкантов, певцов и танцоров, которых можно рассматривать как элементы театрального искусства. Развитие такого искусства не имело планомерного характера, оно развивалось стихийно. Культурная революция, прокатившаяся по всей стране, дала людям образование, просвещение, расцвет науки, создала народную интеллигенцию, сохранила и преумножила ценности мировой культуры. На основе коллективов художественной самодеятельности при национальном театре, на базе музыкальной студии и оркестра народных инструментов по инициативе директора коллектива Г.Х. Менурнова в 1936 году был создан «Чечено-Ингушский ансамбль песни, музыки и пляски». Художественным руководителем и главным дирижером был заслуженный деятель искусств Казахской ССР Л.М. Шаргородский. Филармония внесла огромный вклад в развитие музыкальной культуры чеченского народа. Так, Государственная филармония, состоящая в основном из талантливых участников художественной самодеятельности, выросла в художественно полноценный профессиональный коллектив. В результате упорной работы филармония подготовила интересные, разнообразные программы. С самого начала существования филармонии в июле 1939 года впервые был организован симфонический оркестр под управлением преподавателя музыкального училища, талантливого музыканта и хорошего организатора Д. Беслера. Кроме того, из участников оркестра были организованы струнный квартет, эстрадные группы. На тот период художественным руководителем симфонического оркестра был заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР Валерий Раевский. Вторым дирижером в эти годы работала Лилия Яндиева, заслуженная артистка ЧИАССР. Помимо перечисленных произведений, в сопровождении симфонического оркестра исполнялась поэма Умара Бексултанова «Легенда гор», а также «Чечено-Ингушская мелодия» Н.С. Речменского. У чеченского народа во все времена были прекрасные мастера искусств — исполнители танцев, исполнители народной, эстрадной и классической музыки. Это народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, заслуженная артистка РСФСР Марьям Айдамирова, которая была первой и самой яркой звездой чеченской песни, Валид Дагаев — народный артист РСФСР, народные артисты Чечено-Ингушской АССР Султан Магомедов, Шита Эдисултанов и другие. Конец 80-х для филармонии был особенно плодотворным. На ее афишах появились новые имена одаренных артистов: Тамары Дадашевой, Зелимхана Дудаева, Апти Далхадова, Марем Ташаевой, Рамзана Даудова, Ислама Гельгоева и других. В тот же период в Госфилармонии ЧИАССР работали ведущие эстрадные артисты России, заслуженные артисты Чечено-Ингушской АССР Юрий Антонов, Александр Барыкин, Ирина Понаровская. В 90-е годы военные действия в Чечне парализовали деятельность Госфилармонии, и в связи с этим работа была приостановлена. Непросто было артистам Госфилармонии начинать работу в послевоенные годы. Здание было разрушено, под руинами оказались театрально-концертный зал, сад имени 1-го мая, где проводились репетиции и концерты. Творческие коллективы филармонии лишились не только всех очагов культуры, но и музыкальных инструментов, сценических костюмов, транспорта. Надо было начинать все сначала. Благодаря первому Президенту республики, Герою России А-Х. Кадырову возрождение культуры региона стало приоритетной задачей в послевоенной Чечне. Вскоре возрождение национальной культуры приняло планомерный характер. За последние годы в филармонии идет усиленная работа по возрождению музыкальной культуры республики. Артисты часто обновляют и репертуары, и концертные программы, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня. Марьям Магомадова На фото: участники детской хоровой студии филармонии «Ихсан» №175 (2859) |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |