27.04.2024, 11:24 |
Что делать с промзонами?16.08.2016, 00:05  «Калининградская правда», г. Калининград
Производство уходит на периферию, а на его месте оказываются зияющие черные дыры заброшенных территорий. В Калининграде семь процентов территории занято под промышленными объектами. Большинство из них сейчас не функционирует, дорогая земля в центре города фактически пустует... Александр ЗАПАДОВ Реалии нынешнего века: производство уходит на периферию. В малые города, в поселки. В мировом масштабе - из Америки и Европы в Азию. И в больших городах остаются огромные территории брошенных заводов, фабрик, электростанций, мастерских... Какое им находят применение? Эти глобальные вопросы применительно к Калининграду обсуждали специалисты на конференции Re-development, которая состоялась недавно в «Рыбной деревне.» Собрались архитекторы, строители, ученые-урбанисты, представители власти. Приглашенные эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга познакомили собравшихся с мировыми тенденциями и опытом передовых стран, который накоплен в этом секторе формирования городской среды. Василий Аузан, программный директор Московского урбанистического форума, весьма информативно рассказал о вариантах перепрофилирования промзон. Их, по сути, всего три. Первое: создать на месте,скажем, завода так называемый креативный кластер. Что это такое, нам не совсем понятно, примеров в России нет. Выступающий рассказал о французском Нанте, где заброшенные доки превратили в Остров машин. Там делают гигантских кукол. И это не просто новое производство, а центр притяжения туристов, которые с интересом знакомятся с реальным процессом создания уникальных механизмов. Идея интересная, пожалуй, что-нибудь подобное можно было попробовать сделать и в Калининграде. Благо, ржавеющих конструкций и осыпающихся кирпичных сооружений у нас предостаточно. Самое простое, понятное и, безусловно, доходное использование промзон - строительство жилья и офисов. В этом случае, если на территории имеются охраняемые законом объекты культурного значения, можно перепрофилировать здания, создавая некий оригинальный архитектурный комплекс. Примеры подобной трансформации имеются в Москве, Питере и некоторых других российских городах. Наконец, есть вариант развития брошенной промзоны с сохранением технологического компонента. Как пример - технополис завода АЗЛК в Москве, в котором органично сочетаются современные производства, общественно-культурные центры, гостиницы и др. В принципе все варианты возможны и в Калининграде. Важно, подчеркивали урбанисты и архитекторы, комплексно подходить к застройке, «вписывать» проект в городскую среду. Урбанист, генеральный директор института «Ленгипрогор» из Санкт-Петербурга Наталья Трунова познакомила калининградцев с конкретными проектами застройки территорий в различных городах, занятых в том числе и промышленными объектами. Это архитектурные комплексы в Иркутске, Пскове, Самаре... Наталья Трунова сравнила их с нашей «Рыбной деревней», подчеркнув, что реализация подобного рода проектов невозможна без тесного взаимодействия бизнеса и власти. Говоря об особенностях формирования архитектурных пространств, Наталья Трунова подкинула нам интересную идею. «Ассоциация анимационного кино хочет построить центр, в котором сосредоточить творческие и производственные площадки, - рассказала гостья из Питера. - Столицы для них дороги. Я им посоветовала обратить внимание на Крым или, скажем, Светлогорск. Специфика деятельности создателей анимационного кино, думаю, в структуру приморских курортных городов вписывается как нельзя лучше». Дело за властями Светлогорска - надо выйти с предложением! А калининградские участники конференции познакомили собравшихся с положением дел в Калининграде. Оказывается, Калининград - вовсе не промышленный город. И никогда им по сути не был. Лишь 7 процентов территории у нас занято под промышленными объектами. Это примерно в два раза меньше, чем в Москве и даже... в Нью-Йорке, где такой территории 15 процентов. Там, оказывается, в свое время понастроили заводов-фабрик столько, что до сих пор не могут разобраться. Впрочем, у нас их тоже хватает. Хуже, что почти нет положительных успешных примеров, о которых бы рассказывали другим на подобных конференциях. Кстати, почему-то никто не вспомнил (или я пропустил?) о бывшей обувной фабрике, из которой получился прекрасный научно-технологический парк «Фабрика» - гордость БФУ им. Канта, да, пожалуй, и всего города. Но это, увы, пример единичный. Больше предъявить фактически нечего. Только проекты. Известный калининградский архитектор Александр Башин рассказал о проекте ревитализации промышленной зоны железнодорожной сортировочной станции на улице Полоцкой. Планы - грандиозные, практически предлагается заново освоить целый микрорайон в центре города. Еще фантастичнее выглядят планы переноса порта из Калининграда на полуостров Рыбачий, ближе к акватории Балтийского моря, о которых рассказал председатель комитета архитектуры и строительства Калининграда Артур Крупин. А на месте существующего - новый микрорайон с комплексной застройкой, органично включающий имеющиеся там здания довоенной постройки (элеваторы, склады и проч.) По расчетам специалистов, при оптимальной 5-7-этажной жилой застройке там смогут проживать до 17 тысяч человек. Будут необходимы мосты, обязательно - электрический рельсовый транспорт, объекты социально-культурного назначения. Впрочем, шла на конференция речь и о «мелких», но зато более реальных проектах. Два бывших целлюлозно-бумажных комбината, пивзавод Понарт в Балтрайоне, мясокомбинат на Аллее Смелых, еще несколько таких «точечных» объектов, которые, если завтра за них не взяться, могут и вовсе исчезнуть, - многие уже разбирают на кирпичи. |
|