Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 13:05

Эпоха Неизвестного

 

Неизвестный в Свердловске в декабре 1990 года за работой над трёхметровой копией памятника жертвам сталинских репрессий, одной из самых известных его работ. Фото: Анатолий Семехин / ТАСС

  • Опубликовано в №146 от 11.08.2016

На 92-м году ушёл из жизни Эрнст Неизвестный. Всемирно известный скульптор, которого вряд ли надо представлять. Такая вот игра слов – один из самых известных скульпторов современности – Неизвестный. Впрочем, сам он к шуткам о своей фамилии относился крайне отрицательно.

Вчера и сегодня новостные сообщения пестрят сухими фактами его биографии. «Родился в Свердловске, участвовал в Великой Оте­чественной войне. Ранен… Награждён… Эмигрировал». Удивительно, как столь насыщенная жизнь вдруг может сжаться до нескольких газетных строк. Ведь его жизнь – это даже не одна эпоха. Это невероятное, а порой и трагическое столкновение нескольких эпох. И каждая из них в полной мере им как творцом прочувствована, осмыслена, отлита в его монументальных работах.

Скульптура «Орфей» – одна из самых узнаваемых работ Неизвестного. Она олицетворяет персонажа древнегреческой мифологии, который разрывает себе грудь и словно играет на струнах души. Скульптор создал её в 1962 году. В дальнейшем по её эскизам была выполнена статуэтка телевизионной премии «ТЭФИ». Фото: enstudio.com

Подборка самых известных работ Эрнста Неизвестного - в нашем фотоальбоме

Рождение

Его семья – удивительный сплав. Дед – крупный уральский промышленник, печатавший тайком в своей типографии брошюры социалистов, а отец и два дяди в Гражданскую войну встали на сторону Белого движения. Дед художника носил фамилию Неизвестнов, а окончание в ней изменил отец, чтобы откреститься от побывавшего в тюрьме брата. Мать, Белла Абрамовна Дижур – несостоявшаяся невеста поэта Николая Заболоцкого,сама писала стихи. В члены Союза писателей её принимал сам классик советской литературы Павел Бажов.В такой семье 9 апреля 1925 года родился Эрнст. По воспоминаниям, он с самого детства проявлял интерес к творчеству, учился рисованию в художественной студии Дворца пионеров, участвовал во всероссийских конкурсах детского творчества. Хрестоматийная биография талантливого советского ребёнка.

А потом была война.

«Во время войны я поступил по конкурсу в Школу дарований при Ленинградской Академии средних образований – среднюю художественную школу. Я получил возможность на полном государственном содержании учиться в ней. И когда началась война, из Ленинграда школа эвакуировалась в Самарканд. И я поехал туда. В Самарканде я учился у блестящих педагогов, с педагогами мне повезло невероятно. Я был очень тяжело болен там, был освобождён от армии, но навязался, буквально навязался армии, и добровольцем ушёл на фронт…», – пишет сам Неизвестный в интервью «Энциклопедии русской Америки».

Смерть

Потом Эрнст Неизвестный первый раз умер.

Случилось это в Австрии в 1945-м, в конце апреля, всего-то за две недели до Победы – мир уже жил её предчувствием. С простреленным позвоночником, парализованный и не дышащий, лейтенант Неизвестный показался врачам неживым. Родителям в Свердловск уже отправили похоронку и орден Красной Звезды, которым бойца наградили посмертно...

«Санитары таскали меня – молодые мальчишки. Ну, может быть, положили неаккуратно – что с мёртвым считаться? И вот – что-то произошло, сдвинулось, и я заорал», – вспоминал Неизвестный в интервью ТАСС.

Эта боль останется с ним на всю жизнь.

У Эрнста Иосифовича был тяжёлый взгляд. «Он словно пронзал пространство», – отмечали его друзья. Фото: Архив Художественного музея Эрнста Неизвестного

Второе рождение

Героем, инвалидом, а главное – пережившим второе рождение – он возвращается в родной Свердловск. Первое время ходил только на костылях, восстанавливался долго и мучительно. Но опять же – не в его характере сдаваться. Эрнст начал преподавать черчение в Суворовском училище в Свердловске, а затем продолжил учёбу: в 1946–1947 гг. обучался в Академии художеств в Риге, в 1947–1954-м – в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова и на философском факультете МГУ.

Известный

Неизвестный быстро становится узнаваемым, его творческая манера выделяется. Но в 1962 году известность приобретает скандальный оттенок. В Манеже во время выставки произошёл знаменитый инцидент с Хрущёвым – тому не понравилось, как Неизвестный «уродует лица советских людей». Скульптор не испугался напора главы государства и в достаточно дерзкой манере ему отвечал.

«Я спросил: «Кто вам сказал, что вы разбираетесь в искусстве? Это – ваш враг». Он хитренькими глазками любовно смотрел на меня. Мне кажется, что ему нравился мой мат, моё безобразие и, вообще, бесстрашие полное», – рассказывал позже Эрнст Иосифович о том инциденте.

По воспоминаниям скульптора и других очевидцев истории в столичном Манеже, Хрущёв, выслушав Неизвестного, сказал: «В этом человеке есть дьявол и ангел. Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем».

Памятник на могиле Никиты Хрущёва на Новодевичьем кладбище выполнен в двух цветах – белом и чёрном. В основе образа лежит идея о борьбе двух противоположностей. Сделать памятник Неизвестному предложил сын Никиты Сергеевича – Сергей Хрущёв. Он был установлен в 1975 году. Фото: Жанна Писарева

Неизвестный иллюстрирует Достоевского, создаёт знаменитый барельеф «Прометей и дети мира» в Артеке. Всемирную славу ему приносят гравюры к произведениям Данте. Затем первая международная награда – премия за монумент «Цветок Лотоса», установленный на Асуанской плотине в Египте. Совместная выставка с Марком Шагалом в Лондоне. Крупная экспозиция в венском Музее современного искусства, широко освещаемая в СМИ. Когда Хрущёв умер, его родственники именно к Неизвестному обратились с просьбой сделать надгробный памятник на Новодевичьем кладбище – по некоторым данным, этого хотел и сам Хрущёв…

Неизвестный в Асбесте

Одна из первых работ Эрнста Неизвестного установлена у Центра культуры имени Горького в Асбесте.

– Скульптуры Неизвестного появились у нас в год открытия нашего ДК, в 1956 году. Тогда Эрнст Иосифович учился в архитектурном училище и приехал в наш город на практику вместе с группой студентов, – рассказала «ОГ» худрук ДК Лариса Мешавкина. – Один из его преподавателей оформлял стены нашего Дворца культуры, однокурсники рисовали пленэры карьера, а он, поскольку специализировался на монументальной скульптуре, сделал такие работы. Впоследствии Эрнст Иосифович пытался их не признавать, потому что они были учебными, он только начинал работать в таком масштабе. Но в 2013 году состоялся официальный акт признания – Анна Грэхем и Союз художников спустя столько лет всё-таки уговорили его это сделать.

Записала Елизавета Мурашова

«Если бы остался в России, я бы умер или от скуки, или от водки, – говорил позднее Неизвестный. – В свое время мне хотелось быть Микеланджело в России. Для этого нужны были заказы от высшего эшелона власти. Но когда я столкнулся с этим эшелоном, понял, что не смогу работать в этой среде, с этими куркулями, не смогу принять их правила игры и говорить с ними на их языке. Что ж, я этому научился и делал это вместе с ними, – но это было такое насилие над собой».

Действительно, помимо успехов множились и проблемы – у Неизвестного начались конфликты с руководством советской культуры. По словам самого скульптора, идея с его эмиграцией на Запад принадлежит тогдашнему руководителю КГБ СССР Юрию Андропову,который был поклонником его творчества. Кроме того, Андропов был заинтересован в международной известности советского искусства.

 «Маски скорби» – три скульптурные композиции, которые посвящены пострадавшим от политических репрессий. По замыслу автора, монументы должны были установить в Екатеринбурге, Воркуте и Магадане, но пока удалось поставить только в Магадане. В 2014 году было принято решение поставить «Маски скорби» на 12-м километре Московского тракта под Екатеринбургом – композицию могут установить уже в 2017 году. Фото: artinvestment.ru

В 1976 году Неизвестный уехал в Австрию, откуда ненадолго перебрался в Швейцарию, но в благополучной Европе ему было тесно, и через год он уже был в Америке – стране, с одной стороны, декларирующей свободу, а с другой – определяющей строгие форматы не только национального, но и мирового масскульта. И что интересно, творчество Неизвестного мало изменилось с тех пор. Скольких перемололи безжалостные американские жернова – бунтарь Неизвестный оказался им не по зубам. Дело в том, что за океан он приехал сформировавшимся человеком и художником. Неизвестный разве что с удовольствием пользовался появившимися техническими возможностями, но творческих принципов не менял. И пока позволяло здоровье, очень много работал.

«Мама звала его Эричка...»

Наталья Неизвестнова, двоюродная племянница Эрнста Неизвестного:

– Эрнст Иосифович был всегда нетривиальным человеком. Дома, в Свердловске, он бывал редко. Приезжал только по крупным поводам: иногда радостным, иногда печальным. С его родителями я общалась часто. Его папа бывал у нас почти каждый день. Кстати, он был очень разговорчивым человеком. И когда Эрнст издал книгу воспоминаний и в ней написал, что папа был молчаливым человеком – я очень удивилась. В 1991 году мы посетили их в Америке, и тогда я спросила у Беллы Абрамовны: почему Эрик так написал? Она ответила – «Пойми, дома Эрнст бывал редко, а рассказчиком он был превосходным, и в его присутствии папа молчал». Помню, что его отец часто говорил – «Люся, наш сын – гений», а она отвечала ему – «Ося, ну что ты такое говоришь?», а он опять повторял эту фразу. В 82 года отца Эрнста не стало. Белла Абрамовна переехала в Америку и написала моей маме в письме: «Лена, я чувствую себя мышью, которая породила гору». В Екатеринбург он приезжал два раза в 90-х. Заходил в гости, мы общались. Он тогда сказал такую фразу – «От английского у меня болят скулы. Как я рад говорить на родном языке». Кстати, дома его звали Эрик, а мама звала его Эричка. У них были очень тёплые отношения, которым можно только позавидовать…

Эрнст Неизвестный умер в Нью-Йорке. Где он будет похоронен, пока неизвестно – но скорее всего, в Штатах, рядом с матерью.

Здесь, на Урале, где он родился и вырос, куда вернулся после первой своей смерти и куда постоянно возвращался мыслями, создан единственный в России музей Эрнста Неизвестного, где в четверг 11 августа открывается памятная выставка.

Воспоминания

Виталий Волович, народный художник России, заслуженный художник РСФСР, академик Российской академии художеств:

– Я познакомился с Эрнстом Неизвестным в далёком 1948 году. Помню, как он приехал к нам в художественное училище в Свердловске и сразу же произвёл на меня очень сильное впечатление. Он был коренастый, маленького роста, и у него была полная уверенность в себе, в отличие от нас, от мальчишек. Эрнст был всего на три года старше меня, но к тому времени он уже прошёл фронт и повидал жизнь. Но нас больше поразили его рисунки. Он обучался в Латвии, и работы, которые он привёз, были крепкие, конструктивные и очень мощные.

Потом я много лет работал в Москве и часто ходил к нему в гости. Иногда мы собирались с Мишей Брусиловским,Геной Мосиным и ходили к Эрнсту в мастерскую. Это всегда были незабываемые впечатления. Помимо того, что он был одарён как скульптор, он ещё был очень одарён интеллектуально. Он подчинял тебя мгновенно. Даже если ты был не согласен с ним – возражать было бесполезно. Однажды мы втроём пришли к нему в мастерскую, сразу после выхода его знаменитых офортов с иллюстрациями к «Преступлению и наказанию». Тогда он рассказывал нам о них. И этот рассказ был так же значителен и глубок, как и сами рисунки.

Он один из выдающихся художников XX века. И особенность его заключается в том, что он художник-гуманист. Это не просто слова. Дело в том, что современное искусство отодвинуло человека из центра своих размышлений на периферию, а Эрнст оставался художником, который всю жизнь испытывал восхищение мощностью человеческого тела и разума. И конечно, в силу того, что он был художником современным, его образы – это люди, истерзанные обстоятельствами жизни, но в них всегда прочитывалась нравственная мощь и они всегда были в состоянии борьбы. Это гимн человеку. Недаром его называли Микеланджело XX века. Он автор скульптур, которые в самые разные времена были знаками жизни: человек, срывающий маску. Орфей, разрывающий сердце. Человек, проходящий сквозь стену. Древо жизни. И одна из самых поразительных вещей XX века – это его изображение Христа. Смысл этой серии в том, что он впервые изобразил не Христа, распятого на кресте, а крест, изнутри разрывающий человека. Кстати, одна из этих скульптур находится в Ватикане.

Разговаривать с ним было невероятно интересно. Помню, как в 1976 году он уезжал из страны, и мы вместе с Борей Жутовским (российский художник, писатель. – Прим. «ОГ») поехали к нему в мастерскую. Мы были у него весь день, он рассказывал нам о событиях своей жизни, своих наблюдениях, идеях. До сих пор я жалею, что не записал это на диктофон. Это была речь, полная таких глубочайших смыслов и такой интеллектуальной мощи, что это могло стать отдельным произведением. Он обладал уникальной способностью говорить идеями. Но это жизнь, что ж поделаешь…

Он реализовал себя, реализовал себя полностью – а это самое главное для художника. Он оставил ярчайший след в истории. Громадный художник.

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета