Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 08:49

Без срока давности

На серых гранитных плитах имена, звания и даты. Красноармеец, старшина, рядовой, младший лейтенант, гвардии старший сержант, старший лейтенант, капитан… Только строчка на обелиске о тех, кто воевал и погиб за освобождение очень уютного и красивого белорусского городка Сморгонь. Дата у многих одна - 4 июля 1944 года. Именно в этот день была освобождена эта многострадальная земля, которая помнит и сражения крестоносцев, и газовую атаку Первой мировой, и танковые сражения Великой Отечественной войны. Список погибших, как воинов, так и жителей города, завершается строчкой: неизвестных 287. Однако вскоре это число уменьшится на одного солдата, а в список павших добавят имя сибиряка, младшего лейтенанта Кутушникова Ивана Васильевича, моего дяди. Эту могилу наша семья искала больше 70 лет.




Иван - крестьянский сын

Дядя Ваня был герой. Так меня приучили думать с детства. Он погиб на войне, где-то под Минском, убит в день своих именин, на Ивана Купалу. Но где его могила - не знает никто. Все, что осталось, - фронтовые снимки и последнее письмо.

Строчки от времени стерлись. Простой карандаш едва различим. По линиям сгиба, того и гляди, фронтовой треугольник разорвется. Эта военная реликвия служила нам с сестрой, а потом и нашим детям источником сочинений на тему Великой Отечественной войны.

Много раз цитировала это письмо, но лишь сейчас начинаю слышать голос прошлого.

«Дорогие мама и папа, Коля, Галя, шлю я вам свой боевой привет и желаю наилучших успехов… сегодня я выезжаю неизвестно куда, в какое местечко… Дорогие родители, сегодня-завтра я отправлю аттестат, и вы будете получать ежемесячный паек командира, деньги. Наша часть поддерживает атаки (вымарано цензурой) Танк мой называется (вымарано)». Как вымараны фамилии маршала и генерала, который командовал корпусом…

В письме сын обещал матери направить ей свой аттестат: «И вы будете получать ежемесячный паек командира, деньги. Вас известят…». Не успел. Как и отправить это письмо. Оно пришло вместе с другим, написанным его боевым товарищем, о том, что их командир погиб, что похоронили у дороги, и что они будут мстить за него.

Фронтовой треугольник сохранила моя мама. Она не видела своего брата, потому что родилась в 1941-м, когда дядя Ваня уже служил в рядах Красной армии. И он ее не видел, но всегда упоминал в письмах, упоминал с нежностью и заботой.

В тех наивных школьных опусах было много пафоса и мало судьбы самого героя. Кто был в жизни Иван Васильевич Кутушников? Не задавались мы этим вопросом. А был он обычный парень, сын красного партизана и крестьянки. Жил, как жили многие: с раннего детства был приучен к крестьянскому труду, любил природу и очень тонко ее чувствовал. В школе вступил в комсомол. Мечтал, пел песни о «пламенном моторе» вместо сердца. Занимался в ОСОАВИАХИМе. После окончания сельской десятилетки получил профессию метеоролога, работал на метеостанции в с. Улаган, ныне это территория Республики Алтай, а в те годы - Ойрот-Туринской автономной области. По климату Улаганский район приравнен к районам Крайнего Севера из-за длинной холодной зимы и сильных ветров со стороны Монголии. И можно только вообразить, как он, девятнадцатилетний парень, проверял приборы на метеостанции во время морозов или во время нестерпимой жары летом. Довольно скоро его направили в Новосибирск, на курсы повышения квалификации, а после он получил повышение – стал начальником метеостанции. Он встречался с девушкой, которую любил. Но он не успел жениться. Она обещала его ждать, когда он уходил в Красную армию.

Уходил просто служить еще в 1939-м, а летом 1941-го началась война. В тот год ему исполнилось 21. Его направили в Саратовское танковое училище, где он получил звание младшего лейтенанта и в 1943-м году - самоходную установку, новенькую СУ-85. На ней будет сражаться и освобождать Кривой Рог и Кировоград, Борисов и Минск.

С совершенно иным чувством я перечитывала письмо перед тем, как поехать в Беларусь, где через 72 года удалось узнать о месте захоронения. Честно сказать, не верила, что смогу узнать о последнем дне жизни дяди Вани что-то большее. Но сомнений, ехать или нет, не было. Не каждый день в честь твоего дяди устанавливают мемориальную табличку.



«Его зарыли в шар земной»

На въезде в Крево нас встречал костел, чуть впереди виднелась другая доминанта духовной жизни - православная церковь. Для белорусских сел типичная картина – соседство двух храмов, двух религий. И обязательно в каждом населенном пункте, будь то город или село, есть памятник павшим во время Великой Отечественной. Память о погибших, память о подвиге советского солдата - не только в лозунгах, но в делах - каждый обелиск, каждая скульптура приведены в порядок. Именно такую историческую доминанту мы и искали.

- Вы на митинг?- спросил мужчина, подъехавший на «Джили», продукт дружбы автопромов Беларуси и Китая. Это был глава поселковой администрации Сергей Копыш. Он указал дорогу к обелиску, сообщил, что нас ждут в школьном музее, но сначала сделал обзорную экскурсию по Крево. С самой высокой точки села открывался почти пасторальный вид: аккуратные, как игрушечки, домики утопали в зелени и мальвах, виднелись шапки-гнезда аистов.

- Вот выход на Сморгонь. Вот международная трасса Минск-Вильнюс, - Сергей Леонидович указывал направление и тут же пояснял: - Сто километров до Минска, 80 – до Вильнюса, 60 – до Молодечно. Вы говорите, что в документах у вашего дяди написано: «Ленковщина»? Это километров десять-двенадцать в сторону от Крево. Но советские танки в 1944-м шли по этой дороге, на которой мы стоим, в сторону Вильнюса.

В ту минуту я еще не знала, что остановились мы на том самом месте, где остановилась и самоходка СУ-85 и ее командир, мой дядя откинул люк…

Пока ехали к обелиску, Сергей Леонидович быстрыми штрихами наметил портрет Крево: на 600 жителей села - амбулатория, школа, детский сад, баня. Особую гордость односельчан вызывают развалины Кревского замка XIV века и два действующих храма - костел и православная церковь Александра Невского, которой уже 150 лет, и она две войны пережила.

- Центр у нас исторический, и он не менялся с момента основания села, сегодня население в основном занято в сельском хозяйстве, потому что Крево – агрогородок, - с гордостью говорил радушный хозяин.

Подробный рассказ об истории села выслушали мы в школьном музее. Он действует с 1968 года, имеет статус «народного». Поразил один удивительный факт, который связал Крево и Томск еще сто лет назад: 7 июля 1917 года здесь принял первый бой женский батальон смерти под командованием томички Марии Бочкаревой. Смерть моего дяди 7 июля 1944 года стала еще одной связующей нитью между Сибирью и Беларусью.

- Это был Янов день, наш праздник. Немцы всю ночь отступали, - рассказывал на торжественном митинге очевидец тех событий Евстафий Иванович Рапацевич. В июле 1944-го ему было восемь лет. - Утром наши войска уже вошли в Крево. Мы, мальчишки, стояли вдоль дороги и глядели, как шли наши солдаты. Гимнастерки на них были белые от соленого пота. Фронт прошел через наше село. И вот этот танк доехал только до поворота, остановился, из него вылез командир и стал сверять с планшеткой. А в это время снайпер был на церкви и выстрелил. Погиб командир. Товарищи его развернули танк в сторону церкви и приготовились стрелять. Тут выскочил звонарь и кричит: «Детки, что же вы делаете? Вы же церковь разрушите». Танкисты не стали стрелять. А в этот момент снайпер выскочил и побежал. Танк за ним и… догнал гада.

Евстафий Иванович сообщил, что танкиста похоронили у дороги, под большой елью. Бойцы попросили жителей, чтобы огородили могилу и поставили памятник. Так и сделали. Рапацевич рассказывал, что стояла звезда, и была даже фотография.

- Нас, школьников, в 1946 году водили перед праздником возлагать цветы на могилу, - продолжал рассказ ветеран. - Потом останки перезахоронили в братскую могилу около завода. Там проходили демонстрации на 1 Мая и 7 Ноября, а уже когда в Сморгони открыли памятник, то их всех туда свезли. Возможно, за время перезахоронения была утрачена фотография, и главное - имя.

Вместе с Сергеем Копышом я сняла ткань с мемориальной таблички на обелиске. Лучи солнца отразились от полированной поверхности, и «зайчики» заскакали по строчкам: «Младший лейтенант Иван Васильевич Кутушников, 1920-1944». Поклонилась до земли белорусским женщинам и мужчинам. И тем, кто пришел, и тем, кто раньше ухаживал за могилой. За бережную память.

Звучала музыка. Кревляне шли к обелиску и возлагали цветы. Девушка в национальном костюме угощала хлебом.

- Для белорусов судьбоносной является дата 3 июля 1944 года - день вызволения от немецко-фашистских оккупантов, - говорил Сергей Копыш. - Глубоко символично, что этот день для белорусов стал днем независимости. Мы, белорусы, знаем и будем помнить, какой тяжкой ценой досталась перемога, мир и свобода.

… Еще раз слова «перемога», «вызволение», «незалежность» услышала я на митинге в районном центре Сморгонь Гродненского района. Председатель Сморгонского райисполкома Геннадий Васильевич Хоружик поздравлял жителей «со святым». Он тоже говорил о цене, какую заплатили жители Сморгони и солдаты Красной армии за мир.

А потом слово предоставили мне. И перед всем белорусским народом, перед военными, которые выстроились на парад, я держала слово и от себя, и от всех томичей. Благодарила, говорила о том, что много сибиряков освобождали белорусскую землю, о давних, вековых связях Беларуси и Сибири, о том, что через судьбу одного человека можно проследить судьбу всего народа, и снова благодарила белорусов за то, что свято чтят память павших…

Татьяна ВЕСНИНА.

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета