27.04.2024, 12:51 |
Вольные общества – прообраз НКО29.06.2016, 09:51  «Дагестанская правда», Республика Дагестан. Г. Махачкала
Современный мир в попытке создания гражданского общества пытается взять реванш, устанавливая паритет между властью и обществом. Предпринимаемые конкретные шаги в обоюдном сотрудничестве интересов дают пусть и небольшие, но реальные результаты в деятельности некоммерческих организаций, которые и должны взять на себя функцию самостоятельного, отдельного от государства, народного представительства. Как же на практике реализуют свою деятельность дагестанские НКО? На эту тему наш корреспондент беседует с председателем Координационного совета НКО республики Зикрулой Ильясовым. – Зикрула Зиявдинович, сегодня роль НКО не может рассматриваться без увязки с общественно-политическими процессами, происходящими в республике. В этой связи не могу не сослаться на Главу республики Рамазана Абдулатипова, обращающего внимание на традиции демократии в дагестанских вольных обществах. – Я помню его выступление на республиканской конференции НКО, когда, проводя исторические параллели, Глава региона подчеркнул, что власть – это не структура, навязанная сверху, это структура, которая формируется снизу, идя от народа. Собственно в свое время Ассамблея народов России выработала два принципа межнациональных отношений: паритет интересов у каждой национальности и партнерство между ними в целях обустройства совместной жизни. Такие же принципы существуют и во взаимодействии государства и некоммерческих организаций. Действительно, проблем в деятельности НКО накопилось немало. Долгое время ими занимались все и никто одновременно. Общественники существовали на сомнительные зарубежные гранты, выполняя роль транслятора политических оппонентов нашей страны. На это в свое время обратил внимание Президент РФ Владимир Путин, объявивший, что необходимо разобраться, чем же на самом деле занимаются НКО. И какова их роль в развитии регионов, насколько они действенны как организации, в задачу которых входит не только установить диалог с местной властью, но и быть прямым участником реформ, происходящих во всех сферах экономики. Я понимаю, что вместе с тем, что сегодня в НКО республики происходят позитивные перемены, они берут на себя не только общественные, но и социальные функции, тем не менее остается немало нерешенных, остро стоящих на повестке дня проблем. Это не только социальные, но и политические, экономические вопросы. И исходя из этого необходимо строить диалог как внутри НКО, так и с властными структурами. – Мне хотелось бы обратить внимание на такой факт, кстати, также озвученный на конференции НКО Главой республики, что из действующих 2500 НКО более 700 – религиозные организации. Каков их вклад в деятельность НКО? – Рост религиозных организаций заметный. И, кажется, в этом нет ничего такого, что беспокоило бы власть. Но до сих пор не определены приоритеты их деятельности. К примеру, много лет дагестанцы существуют в условиях перманентной борьбы с экстремизмом. Тем не менее до сих пор нет таких общественных некоммерческих организаций, которые в своих уставах заявили бы о противодействии террору. Недостаточным является количество НКО, считающих своей главной задачей сохранение межнационального мира и согласия. Понимаете, подобные перекосы возникают от того, что НКО пока так и не стали неотъемлемой частью общественного сознания дагестанцев. Это тревожный симптом, который должен быть подвергнут длительному лечению и дальнейшей реабилитации. Вот такой диагноз. Было бы целесообразно заключить тройственное Соглашение между Правительством республики, Ассоциацией муниципальных образований РД и Координационным советом НКО Дагестана Другой, не менее важной проблемой является отсутствие специальной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Они не получают из федерального бюджета средства на реализацию проектной деятельности. Задаешься вопросом, почему так происходит. Видимо, потому что, не владея механизмами подобной практики, НКО так и не сумели воспользоваться возможностью своевременно вклиниться в федеральный бюджет. И этому надо учиться. Ведь социально ориентированные общественные организации – трудоемкий, требующий вложения финансовых средств участок работы институтов гражданского общества, где необходимо обоюдное участие НКО с органами федеральной, региональной госвласти. Если же непредвзято судить о дагестанских общественных организациях с точки зрения сегодняшнего дня, то становится очевидной их несамостоятельность, определенная зашоренность, желание оставаться в тени, что тормозит работу с той же молодежью, ее вовлечение в общественно полезную деятельность. А это отрицательно сказывается на имидже республики, несмотря на то, что Глава Дагестана прилагает огромные усилия по омоложению кадрового управленческого состава представительной, законодательной власти. Предметом особого внимания, считаю, должно стать привлечение НКО к грантовой деятельности всех уровней, вплоть до грантов Главы республики. Для этого в новом составе Координационного совета создана рабочая группа по разработке и сопровождению конкурсных проектов на гранты всех уровней. Уверен, что необходима серьезная корректировка деятельности дагестанских НКО. Но для этого и сами НКО должны пересмотреть прежний формат работы, чаще обращаться к опыту других российских регионов. Ведь, согласитесь, при всем различии стартовых условий их объединяют общие проблемы становления НКО не только в крупных городах, но и в муниципальных образованиях, поселениях. Многие текущие вопросы общественники могут смело брать на себя, сотрудничая с местной властью. Кстати, об этом говорит и Рамазан Абдулатипов, определяя функции власти и НКО: «У нас тысячи точек соприкосновения. И НКО должны быть стабилизирующим фактором единства дагестанского общества. Мы должны сотрудничать как граждане единой России, заинтересованные в мирном благополучном развитии нашей страны». – Какие, с вашей точки зрения, новации могут дать новый импульс НКО? – Новым в деятельности Координационного совета является направление работы по связям с представительствами республики в российских субъектах, за рубежом. Я не вижу ничего плохого в том, что практика представительств в деятельности Миннаца республики получит продолжение на уровне НКО. Современные коммуникативные особенности позволяют дагестанским НКО оперативно взаимодействовать с землячествами из разных уголков страны и мира, ставить и решать общие межрегиональные задачи. Еще на что я хотел бы обратить внимание. Исходя из взаимной ответственности органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, думаю, было бы целесообразно заключить тройственное Соглашение между Правительством республики, Ассоциацией муниципальных образований РД и Координационным советом НКО Дагестана. Это позволило бы вывести наше практическое взаимодействие на новый, более эффективный уровень. Тем более что и Глава республики заявил о всесторонней поддержке деятельности НКО и Координационного совета. Теперь дело за нами. Мы сегодня ставим еще одну задачу – расширить круг вопросов в сфере противодействия коррупции. Вы знаете, что проблема эта не просто острая, а требующая разрешения здесь и сейчас. И хитроумные коррупционные технологии разом не уничтожишь. Здесь необходима системная работа с теми, кто призван бороться с коррупцией. И вновь хочу процитировать Рамазана Абдулатипова, который сказал: «Деньги и чиновники не должны встречаться, это взаимоопасная встреча». Стоит задуматься над этими словами. |
|