Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

17.01.2025, 17:25

Город пропавших памятников

 Нынешней зимой во время реконструкции Центрального городского парка Владимира исчезли 12 белокаменных скульптур. Их установили еще в 1994 году вокруг бывшей картинной галереи. По городу ходят слухи, что белокаменные произведения искусства якобы разбили на куски для удобства транспортировки и вывезли на свалку. «Этого в нашем культурном городе не может быть, потому что не может быть никогда», - подумали мы и отправили наших корреспондентов искать концы пусть и не мировых шедевров, но все же памятников. Вот что из этих поисков получилось...

Жертвы реконструкции

Надо сказать, что для городской общественности известие об исчезновении белокаменных скульптур из «Восьмисотки», а также слухи об их разбитии кувалдой стало настоящим шоком. Ведь мы пеняем Польше и Украине, где памятники советской эпохи сносят.

Тут надо бы вспомнить, откуда эти скульптуры во Владимире взялись. А вспомнив, понять, почему земля Владимирская отторгает не только асфальт, но и современное монументальное искусство?..

Созданы скульптуры были в рамках первого интернационального симпозиума скульпторов, который проходил во Владимире как раз в 1994 году. В том творческом форуме принимали участие художники из Германии, Финляндии, Узбекистана.

От России были представители Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего и, конечно, наши местные авторы. А в их числе - нынешний председатель областного отделения Союза художников России Игорь Черноглазов. Работали мастера по белому камню, материалу, традиционному для Владимирской земли.

Потом, после симпозиума, куда сваянное девать? Не везти же с собой на родину? Вот художники и оставили произведения в дар Владимиру. Так творения мастеров оказались у нас: и в парке имени 850-летия, и на Октябрьском проспекте, между ЦУМом «Валентина» и ТЦ «Гранд».

Вот там-то, в центре города, эти памятники и по сей день себя прекрасно чувствуют. А вот в «Восьмисотке» они со временем под воздействием вандалов и атмосферных осадков утратили свежий вид - и некоторые детали. И при реконструкции парка проблему решили радикальным образом ‑ просто удалили из него произведения искусства.

«Защита

от дурака» по-прежнему не работает?

«ВВ» уже не раз писали о непродуманных действиях в ходе реконструкции центрального парка (например, «Реконструкция городского парка: почему не сработала «защита от дурака»?» в номере от 25.12.2014, http://www.vedom.ru/files/papers/0/4/12572.pdf). Тогда, напомним, был нанесен серьезный урон зеленым насаждениям. Тот случай списали на изъяны в межведомственной координации: мол, парк находится в ведении управления культуры, а с главным экологом не посоветовались. Но в этом случае расправа с обветшавшей парковой скульптурой характеризует управление культуры не лучшим образом.

Для особо обидчивых поясним, что термин «защита от дурака» не содержит ничего персонально обидного. Это наличие в устройстве той или иной технической или управленческой системы механизма, который не позволял бы либо принимать неверных решений, либо защищал бы систему от последствий их принятия. То есть это тотальная защита от негативного влияния человеческого фактора, которую в свое время предложил японский инженер-производственник концерна Toyota Сигэо Синго. Во всем мире эта система уверенно работает. Возможно, поэтому мы предпочитаем ездить на «Тойотах», а не японцы на «Жигулях»...

...Но мы отвлеклись. Так или иначе, кажется, «защита от дурака» не сработала и на этот раз. В мэрии нас, правда, заверили, что художественные произведения отнюдь не уничтожены, а демонтированы и вывезены на хранение на склад Центра управления городскими дорогами.

Официальный представитель мэрии Александр Карпилович сообщил нам, что после реставрации скульптуры займут достойное место в городе. Сейчас в мэрии как раз занимаются поиском подходящей площадки для местного аналога московского «Музеона».

- Не хотелось бы размещать произведения искусства где-то на задворках. Они должны быть у горожан на виду. В итоге должно получиться что-то вроде выставки под открытым небом, - сказал Александр Арнольдович.

Но место и время открытия владимирского парка искусств пока не определено. В конце июня скульптор Игорь Черноглазов планирует приступить к реставрационным работам. По его словам, он даже вызвал авторов композиций из Москвы и Петербурга, которые как раз и займутся реанимацией своих творений.

Не все склеишь

Однако, по словам скульптора Черноглазова, вернуть первозданный облик удастся далеко не всем белокаменным произведениям искусства. Во-первых, не смогут приехать художники из немецкого Эрлангена и финского города Керавы. А подправлять чужие работы у скульпторов не принято.

Во-вторых, далеко не все расколотые скульптуры возможно склеить ‑ некоторых фрагментов все же недостает.

И тут возникает резонный вопрос: так скульптуры все-таки разбивали?

Председатель регионального отделения Союза художников РФ поспешил нас переубедить:

- Слухи о том, что их сознательно разбивали, - это чушь. Однако я сам обескуражен тем, как обходились с предметами искусства. К сожалению, мне не позвонили, не спросили, как правильно их переносить. Вот их загрузили в самосвал, потом - разгрузили - и некоторые разбились, - посетовал «ВВ» Черноглазов.

«ВВ» обратились в мэрию за разрешением посетить склад ЦУГД и воочию убедиться в сохранности скульптур. Но нам не разрешили, сославшись на то, что склад ‑ это закрытый объект (!).

Памятник не только искусства,

но и природы

Заведующий отделом природы государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Денис Дуденков также считает, что исчезновение скульптур из городского парка - это утрата для города. Он рассказывает:

- Это был настоящий палеонтологический музей под открытым небом, где любой житель мог вплотную разглядеть раковину ископаемого моллюска Euomphalus sp., редкой окаменелости, которая находится на груди коня под седлом Георгия Победоносца.

А обратная сторона скульптуры Богоматери с младенцем содержит очень наглядное захоронение фрагментов стеблей морских лилий, шиповатых игл и табличек панциря морского ежа Archaeocidaris rossica.

Это самые древние ископаемые животные наших краев. В парке, в отличие от музея, их можно было трогать руками. Я всем своим туристам о них рассказывал и отправлял полюбоваться. И если скульптуры стали не нужны городу в качестве художественной ценности, музей с радостью примет их в свою коллекцию даже в виде фрагментов...

Фото

Владимира ЧУЧАДЕЕВА,

Натальи ЛАРИНОЙ

и из архива редакции.


КСТАТИ

Пять лет пустых обещаний?

Вот уже шестой подряд день рождения Пушкина город Владимир отметил у камня с надписью: «...будет установлен памятник великому русскому поэту...».

Появился этот «монумент» в июне 2011 года, когда городская общественность возмутилась бесследным исчезновением бюста Александра Сергеевича со Студеной горы. Он стоял там с 1930-х годов, но исчез при возведении новостройки. Позже журналистам сообщили, что скульптурное изображение солнца русской поэзии нашлось в подвале детской поликлиники - в целости и сохранности. И тогдашний глава города Сергей Сахаров практически на клинке обещал вернуть Пушкина горожанам уже к очередному дню рождения поэта. На тот момент, правда, еще не было решено, установят ли бюст Пушкина на прежнее место или перенесут-таки на Пушкинский бульвар.

Однако к 6 июня 2011 года вместо бюста в парке Пушкина установили закладной камень в форме лиры. «Заместитель главы города Владимира Роман Власов искренне порадовался тому, что у детей в наше время большой интерес к творчеству Пушкина, и пожелал, чтобы к будущему памятнику «не зарастала народная тропа»», - писала в репортаже с церемонии открытия наша газета.

...Но уже нет во Владимире радовавшегося Власова, как, впрочем, нет и незарастающей народной тропы к памятнику, потому что он по-прежнему - «будущий».

Тогда появление закладного камня вместо настоящего бюста объяснили стремлением к большей красоте. Мол, поэт достоин полноценного памятника, а не какого-то там бюста. И скептически настроенным журналистам власти сказали: «Будут общественные слушания, и пусть народ решит: бюст или памятник».

В итоге если какой памятник и есть, так пустым обещаниям.

Что, конечно, не снимает вопроса: «Куда делся бюст?»

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета