13.01.2025, 06:05 |
Классик трудной правды22.03.2016, 22:55  «Кузбасс», г. Кемерово
Уникальная коллекция личных вещей и рукописей Виктора Астафьева, а также целая галерея его портретов, написанных разными художниками, привезены в столицу Кузбасса из Красноярска. В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Гражданский человек». Первыми ее посетителями стали школьники. Его ценили за отвагу «Гражданский человек» – так назывался первый рассказ Виктора Петровича, написанный за одну ночь в 1951 году на Урале. По сути, именно с этого произведения и начался всемирно известный прозаик Астафьев. – Дело в том, что после окончания войны Виктор Петрович с женой приехали жить в ее родной город Чусовой, это уже потом он вернется в Сибирь, – напомнила куратор выставки, заместитель директора Красноярского краевого краеведческого музея Татьяна Зыкова. – Потерявший здоровье и частично зрение на войне, он не мог работать по полученной еще в довоенное время в родном Красноярске специальности составителя поездов, поэтому подрабатывал, где только было можно: был плотником, рабочим в чугунном цехе, подсобным рабочим и вахтером на колбасном заводе. Кстати, именно в вахтерке и был написан рассказ «Гражданский человек». Но этому предшествовала одна история, которая и побудила Астафьева взяться за перо. – В Чусовом Виктор Петрович состоял при литературном кружке газеты «Чусовой рабочий», – объясняет Татьяна Васильевна. – И вот на заседании кружка один из местных молодых писателей, тоже прошедших войну, прочитал свой рассказ, в котором война изображалась красиво, героически. Астафьев был возмущен услышанным, он считал, что о войне нельзя так писать, нужно говорить правду. И он написал свой рассказ о военном связисте Матвее. Ведь сам Виктор Петрович был линейным связистом. В основу его рассказа легла реальная боевая задача, которая была поставлена перед связистом Астафьевым. С заданием он справился, получил медаль «За отвагу», но при этом был сильно ранен, лишился одного глаза. В рассказе связист Матвей ценой собственной жизни восстанавливает поврежденную в ходе боя связь, зажав во рту два конца разорванного провода. Главная мысль, которую начинающий писатель хотел выразить, заключается в том, что война – это не подвиги и геройство, это тяжелая грязная работа, разрушающая человека. Именно эту мысль Виктор Петрович в дальнейшем будет развивать в своей военной прозе. Рукописи говорят Красноармейская книжка и солдатский медальон Астафьева, его военная пилотка и бурка, подаренная поэтом Расулом Гамзатовым, осколок артиллерийского снаряда и медаль «За отвагу» – всё это добавляет к портрету классика дополнительные яркие штрихи. Так же, как и его рукописи. На пожелтевших листах бумаги – неровный, неразборчивый почерк, перечеркнутые неточные, по мнению автора, формулировки и уже мельче сверху – его же исправления. В общем, вся напряженная писательская «кухня» как на ладони… А вот и достаточно современная вещь – своеобразный символ связи классика с сегодняшним днем – электронная печатная машинка «Olivetti», подаренная Марине Семеновне, супруге Виктора Петровича, на день рождения в 1999 году. На ней бессменный помощник писателя, его первый читатель и главный критик (как не раз называл жену сам Астафьев) перепечатывала рукописи мужа, за долгие годы совместной жизни научившись быстро разбирать его трудный почерк. Еще один раздел выставки называется «Виктор Астафьев в изобразительном искусстве». Здесь можно познакомиться с лучшими портретами писателя, написанными в разное время красноярскими, московскими, уральскими художниками. Интересны и многочисленные иллюстрации к произведениям Астафьева, а также афиши художественных фильмов и спектаклей, созданных по мотивам его текстов. Наше оправдание – Вот уже 15 лет Виктора Петровича нет с нами, но мы благодарны ему за то, что он открыл нам наш язык необычайной красоты и мощи, за то, что отдал нам на поучение и любование характеры и судьбы сибиряков! – говорит директор Красноярского краевого краеведческого музея Валентина Ярошевская. – Виктор Астафьев – наш золотой запас и наше оправдание. Он не заигрывал с «господином народом», он говорил русскому человеку горькую правду о нем и имел на это право. Он вообще считал, что выжил на войне для того, чтобы рассказать о ней правду. Пройдя войну, он остался личностью, никогда ни под кого не подделывался, был свободен в жизни и творчестве. Не шел на поклон к сильным мира сего, они сами приезжали к нему в его родную красноярскую Овсянку и считали за честь оказаться с ним на одной фотокарточке… Полина СПИРИДОНОВА. |
|