Транспортный налог – капля в море платежей
Минфин сообщил о разработке законопроекта, который освободит владельцев большегрузов от уплаты транспортного налога. Это, по заверениям чиновников, должно компенсировать владельцам фур дополнительные расходы, которые возникли у них в связи с введением платы за пользование федеральными дорогами через систему «Платон». Правда, пока неясно, будет ли налог просто отменен или предложен механизм зачета налога в счет уплаты сборов за пользование дорогами.
Вторая благая весть для автоперевозчиков – льготный проезд для грузовиков массой свыше 12 тонн могут продлить до осени. Напомним, с 15 ноября ставка большегрузов составляет 1,53 рубля за километр, с марта ее планировали поднять до 3,06. Однако подорожание хотят отложить до октября.
Вместе с тем ивановские грузоперевозчики считают, что планируемые меры, если и будут приняты, практически никак не облегчат бремя платежей, навалившееся на них с введением системы «Платон». Хотя руководитель ивановской компании «Региональная транспортная служба» Андрей Пухов признал, что сохранение на более долгий срок платежа в 1,53 рубля за километр пути – безусловное благо. «Но платежи и так сильно ударили по нашему бизнесу. Что касается отмены транспортного налога, то это практически нисколько не поможет. Посудите сами, транспортный налог на одну нашу машину в год составляет около 15 тысяч рублей. Сейчас у нас машина с тканью пошла из Иванова в Красноярск. Это около 4500 километров в один конец. За один рейс туда и обратно заплатим «Платону» более 13 тысяч рублей. Месяц таких поездок по системе «Платон» обойдется примерно в 30 тысяч рублей. А когда начнут взимать по 3,06 рубля, то цифру можно будет умножать на два», – сказал предприниматель.
Руководитель Ивановского центра обслуживания системы «Платон» Лариса Малясова сообщила, что рейс в один конец от Иванова до Москвы сейчас обходится владельцу большегруза в 417 рублей. Директор транспортной компании «Герма» Сергей Николаев отметил, что в год суммы взноса в «Платон» будут измеряться сотнями тысяч рублей для каждой машины. А их в некоторых организациях не один десяток. «Мы уже подсчитали, что на машину за год выйдет 360–400 тысяч рублей дополнительных платежей. Боюсь, что «Платон» просто убьет многие компании. Опасность грозит как большим предприятиям, так и маленьким компаниям, включая владельцев одной машины: такие водители после вычета всех налогов и расходов на содержание фуры зарабатывают в месяц 30-40 тысяч рублей. А теперь этот свой чистый доход они вынуждены отдавать «Платону». Как им жить и содержать семьи?» – заметил он.
Ивановский перевозчик Сергей Калмычков рассказал: «Работы сейчас нет. Из трех наших большегрузов работает всего один. За последние пять лет конкуренция усилилась, ставки за рейс понизились. А теперь и вовсе работать стало практически невозможно».
Андрей Пухов поддерживает коллег: «Расходные материалы постоянно дорожают. Особенно сейчас. Автопарк большегрузов – это чаще всего импортные машины. Если раньше масляный фильтр обходился в 600 рублей, то сейчас он стоит уже 1400. Одно колесо тянет на 20 тысяч рублей, раньше – 13-14 тысяч. А на большегруз их нужно 12 штук. Вот и считайте». К тому же, по его словам, цены транспортным компаниям диктуют заказчики и сейчас поднять их вряд ли получится.
Маршрутная карта загоняет на федеральные трассы
Есть у перевозчиков и претензии к самой работе системы. Андрей Пухов отметил, что в целом «Платон» работает нормально, но зачастую непонятно, как система прокладывает маршрут. «Если по маршрутной карте надо проехать из одного пункта в другой, то дорогу система проложит с максимальным использованием федеральных трасс. Где-то можно срезать по региональной дороге, но «Платон» тебе этого не предложит. Можно подкорректировать дорогу через точки, дополнительно устанавливаемые вручную. Но на это часто не хватает времени. В итоге накручивается до сотни лишних километров. Так что удобнее использовать не маршрутные карты, а бортовые устройства. Оснастил ими все свои большегрузы», – сказал перевозчик.
Лариса Малясова считает: если пользователь постоянно ездит одним и тем же маршрутом, то проблем с маршрутной картой нет. «Некоторые перед выездом оформляют несколько маршрутных карт, а потом отменяют те, которыми не воспользовались. Деньги пользователю возвращаются быстро», – сообщила она.
Штрафы Андрею Пухову платить не доводилось. «Я закон не нарушаю. К тому же и штраф в 5 тысяч рублей очень больно ударит по моему карману. А когда озвучивали первые варианты штрафов, то все просто ужаснулись: до 450 тысяч рублей. Да так целую фабрику без зарплаты оставить можно», – заметил он.
После уменьшения штрафных санкций, как сообщила Лариса Малясова, штраф для всех владельцев (физлиц, ИП и юрлиц) составляет 5 тысяч рублей при первом нарушении и 10 тысяч рублей при повторном. Причем наказать могут один раз в день (первоначально предполагалось штрафовать на каждой контрольной рамке, через которую проедет нарушитель).
Не все автоперевозчики законопослушны. По словам одного из них, существует «миллион разных способов не платить». Наверное, со временем эти лазейки прикроют. Но пока, по его словам, многие ездят, игнорируя новые правила.
Дорожный фонд региона может недосчитаться денег
Кроме вреда для бизнеса, по мнению автоперевозчиков и чиновников, отмена транспортного налога может ударить по региональным дорогам. Андрей Пухов заметил: «Получается, что транспортный налог на большегрузы отменят. Дорожный фонд области пострадает. Компенсируют ли федералы эти выпадающие доходы? Сомневаюсь. Значит, наши региональные дороги станут еще хуже. Да и вряд ли введение «Платона» в обозримом будущем заметно улучшит качество федеральных трасс».
Правда, насколько частичная отмена налога ударит по дорожному бюджету области – неясно. Замначальника отдела прогнозирования и анализа доходов бюджета департамента финансов Антон Щелканов рассказал: «Налоговые и неналоговые доходы региона на 2016 год по плану должны составить 17,7 миллиарда рублей. Конкретно транспортный налог за этот год должен принести 710 миллионов. Но какая часть из этой суммы выпадет, если налог на большегрузный транспорт отменят – пока неясно. Мы сейчас оцениваем, какой ущерб понесет бюджет региона от выпадения этих доходов». Он отметил, что дорожный фонд формируется в том числе из доходов, поступающих по транспортному налогу. Так что средств на ремонт и строительство региональных дорог действительно может стать несколько меньше.
К слову, «Платон» весьма непрозрачен. Лариса Малясова сообщила, что узнать, сколько средств собрано с помощью системы в Ивановской области и много ли грузоперевозчиков уже зарегистрировалось в «Платоне», нельзя, так как это закрытая информация. «И если кто-то ее озвучивает, то данные приводит недостоверные. Мы и сами их не знаем, ведь у нас нет наличных платежей. Всё происходит через терминалы оплаты или через личные кабинеты на интернет-портале», – сказала она.
Напомним, что средства, собранные «Платоном», должны поступать инвесторам «Платона» и в федеральный дорожный фонд. Какая часть из них вернется в регион и вернется ли вообще – сказать никто сейчас не может. Поэтому несложно понять, почему новый платеж вызывает такое негодование всех, кого он коснулся.