![]() |
26.04.2025, 07:29 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Север бросает в кинодрожь04.02.2016, 20:27  «Архангельск», г. Архангельск
В норвежском городе Тромсе прошел ежегодный Международный кинофестиваль TIFF2016. Хмурый январский городок оживился, на нескольких культурных площадках и под открытым небом тут прошли кинопоказы полнометражного кино и «короткого метра», художественных картин и документалок. Из разных уголков земли в Норвегию приехали режиссеры, актеры и просто любители кинематографа. Среди фестивальных картин много русских и даже родные нам «Белые ночи почтальона Тряпицына». Очередь на нашего «Почтальона»В залы кинотеатров Тромсе билеты продавались мгновенно, и, если не озадачился вопросом покупки заранее, приходилось стоять в особой очереди на «горячие билеты», которые появляются в ограниченном количестве сразу после старта фильма. Пожалуй, один раз мне было искренне приятно смотреть на огромную шеренгу из людей разного возраста, национальностей и статусов – на тех, кто собрался познакомиться с почтальоном Тряпицыным. «Сейчас все эти люди из разных уголков Земли увидят, где я выросла и родилась», – думалось мне. Киноманы из очереди признаются, что в Норвегии есть особый интерес к русскому кино, и фильмы из России традиционно присутствуют в программе. Кроме Кончаловского в этом году в Тромсе показали «Чайки» режиссера Эллы Манжеевой, «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой и документальную ленту «Бойцы» Светланы Боковой. В конкурсе игровых короткометражек «Фильмы с Севера» прошла работа «Немой диалог». Сделано в АрктикеВажную роль в программе занимает блок «Фильмы с Севера», свои картины в этом направлении представили на кинофестивале Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Канада. Мы спросили у организаторов, по какому принципу отбирают фильмы для показа. – Все довольно просто, в середине сентября мы открываем публичный отбор, и люди постепенно присылают нам свои работы. Комитет из четырех-пяти человек знакомится с ними, ставит оценки и сообща решает, какую внести в программу, – комментирует Игорь Шайтанов, заместитель генерального продюсера фестиваля TIFF2016. – Когда фестиваль заканчивается, мы с программным директором садимся и решаем, какие картины поедут на показ в Россию и непосредственно в Архангельск. Цель нашего фестиваля, который является некоммерческой организацией, – это не заработок денег. Миссия гуманитарная – нам хочется развивать человека через кино, в частности каждого зрителя, а также показать фильмы о разных народах другим народам и через это развивать уже человечество. Из северных работ выделяется документальная картина «Арктик суперстар», которую снял норвежец Симен Браатхен. Суперзвезда из Арктики – это реальный молодой человек, рэпер из провинциального городка, который мечтает стать всемирно известным. И это не просто мечты. Он каждый день становится ближе к цели. Под псевдонимом Слин Крейзи музыкант продвигает крайне необычный рэп – все его тексты на саамском языке. Симпатией к главному герою проникаешься с первых минут, это полный улыбчивый паренек, простой и самоироничный. Режиссер умело соединил кусочки атмосферы шоу-бизнеса и провинциального северного быта. Вот музыкант со своими напарниками под модные биты позирует с серьезным лицом на фоне автомобилей. А вот мы заходим к нему домой, и мама извиняется перед оператором за беспорядок во дворе: «Извините, у нас тут собака на снег написала». Ирония, реалистичность и обаяние творческого человека из глубинки – «Арктик суперстар» пришли посмотреть не только ценители хип-хопа. На титрах громко хлопали все – и молодежь, и пенсионеры. Режиссеры короткометражек и документалок. Главные темы – любовь, подростки, коренные народы, расстройства, путешествия, меньшинства Когда субтитры не нужныОдна из русских картин на TIFF2016 – «Чайки» Эллы Манжеевой. Это первая картина за последние 30 лет, снятая в Калмыкии, калмыцким режиссером и на калмыцком языке. Драма уже побывала на кинофестивалях в разных странах мира. Этот фильм – выход на одну из граней аутентичного пространства Калмыкии, грань эта депрессивная, серая, полная тоски и безысходности. Режиссер отметила, что некоторые ее земляки даже обиделись: не таким они хотели видеть кино про себя. Но это не документальный проект, а образ, один из вариантов действительности, интерпретированный художником. Где нет места вымыслу, так это в документальном кино. Картина «Бойцы» мурманского режиссера Светланы Боковой рассказывает о советско-норвежских диверсионных группах, которые во время Второй мировой войны действовали на территории захваченной фашистами Норвегии, а также о трагичных судьбах тех норвежцев, что взяли на себя риск помогать разведчикам. При просмотре чувствуется, как много сил и времени вложено в этот фильм, среди респондентов – очевидцы и историки, норвежские и русские, есть, кстати, и наш земляк – профессор-историк из Архангельска Андрей Репневский. – Мы трудились над фильмом пять лет, – рассказывает Светлана Бокова, – в российском варианте он называется «Бойцы», в норвежском – «Люди войны». Что касается Архангельска, мы не впервые там работали и каждый раз отмечали для себя, что этот город – кладезь документов, исследований и материалов. Все, что касается Архангельской губернии, истории дореволюционного Севера, – это раритет, принадлежащий вам. Мать пристает к сынуЧестно говоря, очень хотелось выйти из зала на показе норвежского короткометражного фильма «Дрожь». По сюжету мать испытывает влечение к собственному сыну-подростку и не подавляет в себе это желание. Жертва семейного насилия в один момент пресекает это, и вот крупным планом показывают заплаканную «маму», которую, наверное, по замыслу режиссера, надо пожалеть. Ничего, кроме отвращения, не чувствуешь. Однако зал в восторге, хлопают громко, а на закрытии фестиваля даже награждают фильм как лучший среди короткометражек. «Таких» фильмов в программе было много, темы разные – от первого подросткового интимного опыта до гомосексуальной любви. На какой-то момент показалось, что в фавориты выбиваются только те авторы, которые смогли шокировать. А делают это все по-разному: кто-то выдумывает ситуацию инцеста в семье, а кто-то, как, например, норвежский режиссер Маргерет Олин, рассказывает историю о чуде из реальной жизни. Ее картина «Делай добро» о нашем современнике – целителе из норвежской губернии Сноса. За 65 лет к Йоральфу Джерстаду обратились более 50 000 человек с разными недугами. Добрый старик имеет фантастическую силу – все, к кому он прикасается, чувствуют под ладонью тепло и после этого выздоравливают. Жанр фильма – документалка, но до конца я поверила в эту историю только тогда, когда знакомая из Тромсе рассказала, что ее друга Йоральф вылечил от астмы. Норвежцы любят кино про нетипичных людей и редкие обстоятельства, однако сами часто говорят, что главным объектом искусства должен быть обычный человек. Тезис хороший, но, возможно, именно из-за него фестивальное документальное кино часто превращается в набор видеороликов из семейного архива. А ведь даже в гостях у родни не всегда интересно смотреть фотоальбомы. И если чья-то семейная хроника претендует на место в искусстве, она должна нести какой-то новый посыл. Если нет, то каждую свадебную съемку можно считать документальным фильмом о любви? Другое дело «Арктик суперстар» – история реального простого, но уникального человека. Режиссеру не нужны спецэффекты и мистика, чтобы привлечь аудиторию. На мушке камеры – настоящая жизнь, главное усилие автора – найти это неповторимое в герое и представить в полной мере зрителю. Такие кинозарисовки про реальных людей сильнее выдуманных историй. |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |