Детская одежда сменила чулки
Одну из главных проблем предприятия директор Людмила Фёдорова видит в том, что оно должно и вести прибыльную коммерческую деятельность, и содействовать трудовой реабилитации инвалидов – создавать для них рабочие места со всеми необходимыми условиями. Две эти задачи совмещать очень трудно. Сейчас в «Шетрике» трудится около 70 человек, половина из них – инвалиды: таково требование к предприятиям ВОС. Это предприятие полного цикла: вязание, отделка, пошив верхних трикотажных изделий из пряжи.
Работать приходится на самоокупаемости. Зачастую средств хватает только на выплату зарплат, а текущие нужды (к примеру, давно необходимый старому зданию ремонт или покупка нового оборудования) приходится в очередной раз откладывать. Предприятие работает в круглосуточном режиме, один рабочий сменяет другого. Оборудование постепенно стареет, необходимо покупать новое. «Последнее наше приобретение было в 2010 году – немецкие машины, и то не новые, а восстановленные на заводах «Штоль», – рассказывает
Людмила Фёдорова. – С 2006 года работаем по госзаказам. Поэтому изменился ассортимент: начали выпускать детскую одежду, а чулочную линию закрыли в связи с отсутствием спроса. Сегодня сотрудничаем с сетями «Ашан» и «Икея». Людмила Михайловна работает здесь 37 лет, 17 из них руководит предприятием. Она понимает, что сегодня – время мобильных производств. «У нас нет времени на раскачку, – поясняет директор. – Заказчик хочет сегодня сделать заказ, а завтра видеть, как он выглядит. Если мы будем тянуть время, он просто уйдет: конкуренция большая – и не только среди местных производителей, но и за рубежом».
Соболь трудится на «Соболе»
Работать с инвалидами, уверяет Людмила Михайловна, очень просто. Главное, помнить, что каждый из них – личность и относиться с уважением. С уважением – значит, без жалости. Ведь предприятию, где половина рабочих – инвалиды, тоже не бывает поблажек: все условия сотрудничества такие же, как и с любым другим. Правда, ТЦ «РИО» пошло навстречу, на 50% снизив арендную плату. Но это скорее исключение, чем правило.
Незрячие воспринимают работу как место общения и полноценной жизни. Некоторые работают семьями. Может, поэтому коллектив такой дружный, нет текучести кадров.
Взять, например, вязальщика Михаила Соболя. Он работает на вязальной машине «Соболь», и такому совпадению очень рад. Шутит, что «тезка» его здесь ждал. И он, и его жена работают на предприятии почти тридцать лет. Михаил очень переживал, что оно закроется: людям с проблемами зрения в Шуе больше негде работать, да и вообще пойти некуда. В разговоре признался, что будет рад, если и дети его придут сюда: прикипел душой к предприятию.
Почти столько же времени работает на «Шетрике» Владимир Корнилов. Начинал на простейших машинах, а теперь «на ты» со сложной немецкой техникой «Штоль». Приятно наблюдать, как он ловко управляет компьютером, а затем спешит менять закончившиеся нити. Машина сама вяжет, отшивает полотно.
Колясочникам до работы не добраться
Цех, где трудятся слепые (люди, не имеющие никаких зрительных ощущений), не отличается от других. Здесь так же шумят машины, так же ловко с ними управляются работники. Некоторые уже на пенсии, но не хотят покидать рабочие места. Как, например, Валентина Бледнова. Она уезжала из Шуи, но, когда вернулась, не смогла усидеть дома – тянуло на родное предприятие. Говорит, что и вспоминать ничего не пришлось, хотя отсутствовала больше десяти лет: руки сами всё вспомнили. А коллектив, большая часть которого осталась прежней, принял ее очень дружелюбно.
Средняя зарплата на предприятии 12-13 тысяч рублей. Деньги невелики, но люди и этому рады: на других предприятиях ВОС зарплаты едва превышают 5 тысяч.
Сейчас художники «Шетрика» разрабатывают новую коллекцию, на предприятии идет ремонт, планируется приобретение новых, более современных вязальных машин. Речь идет не о выживании – о развитии производства… На предприятии трудятся не только инвалиды по зрению, но и глухие, и те, кто имеет инвалидность по общим заболеваниям. Работать здесь были бы не прочь и местные колясочники, но «Шетрик» находится на окраине и добираться до него смогут не все. Есть у директора задумка расширить предприятие за счет надомников, но пока это только планы.
СПРАВКА |
История ООО «Шетрик» уходит в 1932 год, когда при шуйском отделении ВОС была создана мастерская «Красная нить». Ее главной целью было приобщение к труду инвалидов по зрению. Название предприятия несколько раз менялось, но профиль оставался прежним: производство трикотажной продукции. Выпуск трикотажа не прекращался и в годы войны, а в послевоенное время рабочие места для инвалидов по зрению оказались очень востребованными. Когда-то на предприятии работало 500 человек. Большинство трудилось на дому – не только в Шуйском, но и в соседних районах. «Шетрик» – постоянный участник федеральных ярмарок. Трикотажные пледы, чехлы на подушки, свитера, шапки и многое другое пользуются спросом по всей России. |