12.12.2024, 14:01 |
Дайте жалобную книгу!14.11.2015, 04:12  «Уфимские ведомости» (г. Уфа)
О том, как было обставлен сервис в советские времена, можно судить по такому факту, как лишение премии всего коллектива за одну лишь претензию клиента. О существовании целого министерства бытовых услуг рассказал бывший заместитель руководителя ведомства Рафик Хайдаров. - Рафик Гильмиярович, сейчас сложно представить, почему такое министерство было образовано и чем занималось… - В 60-е годы люди уже не довольствовались ширпотребом, который производила промышленность, да и благосостояние населения выросло. Все большую популярность получали ателье, мастерские. Так возникли первые специализированные предприятия, которые затем объединились в фабрики: по пошиву одежды (их было три – в Деме, Черниковке и центре), обуви, химчистки и стирки белья. Возник Дом мод на месте бывшего ТСК «Пушкинский», где творили местные кутюрье и проходили демонстрации моделей. Благодаря расширению услуг, куда входили и фотография, парикмахерские, в республике создали более 10 тысяч предприятий. В Уфе функционировал завод по ремонту бытовой техники и изготовлению мебели на заказ. Он же занимался изготовлением ювелирных изделий и кованых конструкций. - Они могли быть самостоятельными? - Все эти услуги нуждались в господдержке и поэтому созданные в каждом городе комбинаты бытового обслуживания курировались исполкомами Совета депутатов трудящихся. Наконец, в 1969 году созданное Министерство бытовых услуг объединило эти предприятии и координировало их, увеличивая доступность услуг. Меня пригласили сначала в качестве главного инженера, такие должности впервые появились по причине применения новых технологий и поступления импортного оборудования. К нам стали привозить немецкие швейные машинки, итальянские кожи и фурнитуру для обуви, голландские машины для химчистки, при этом много внимания уделялось и развитию отечественной. Так, в Уфе в конце 70-х появилась первая электронно-вычислительная машина (ЭВМ), прадед современного компьютера. В первую очередь на нем рассчитывалась зарплата и нормативы по услугам. - Кто мог позволить себе заказывать одежду и мебель? - В прейскурант цен закладывалась от 4 до 8 % прибыли, поэтому такие услуги были относительно недороги. А стоимость зависела в основном от сырья, ведь использовались довольно дорогие материалы: шпон из Германии, итальянский драп, натуральный шелк из Кореи. Государство обеспечивало ими ремесленников для изготовления по индивидуальным заказам. Важно, что удовлетворялась потребность населения в качественных товарах. - Куда мог пожаловаться потребитель и как решались эти проблемы? - Качеству уделялось особое внимание: на видном месте вывешивались книги жалоб, которые потом переименовались в более демократичные книги предложений. Если там появлялась хотя бы одна запись, то весь цех наказывался лишением премии на 100%. Если работники успевали жалобу удовлетворить, то депремировали на 50 процентов. А с клиента брали расписку, что он больше не имеет претензий. Был один случай с ветераном Великой Отечественной войны из Инорса. Он написал в обком партии о том, что ему плохо наладили телевизор. Собрали специальную комиссию, которая разбиралась с этим инцидентом и установила, что аппарат отремонтировать по всем параметрам невозможно из-за износа электронно-лучевой трубки. Однако пожилой человек не соглашался, и пришлось ему купить новый телевизор. - Потом, как я понимаю, наступил закат ведомства? - В министерстве работали более 40 тысяч человек, которые выполняли около 3 млн услуг. Его деятельность, как сейчас мы понимаем, была социально-направленной. Услуги производились за наличные деньги, что позволяло поддерживать бюджет, вовремя выплачивать зарплату рабочим и колхозникам, а не печатать новые дензнаки. Но в связи с перестройкой пошли сокращения, потом ликвидация государственных учреждений и взамен создание рыночной экономики. Фабрики и комбинаты распались на отдельные предприятия. В это же время в страну хлынул ширпотреб из Китая и Турции. |
|