13.12.2024, 09:15 |
Ижевский автозавод возрождается, но с новым собственником и без бренда "ИЖ"30.10.2015, 23:00  «Удмуртская правда» (г. Ижевск)
30 октября 2015 года Ижевский автозавод празднует 50-летие. В этот день есть еще две памятные для автозавода даты: 45 лет со дня пуска главного конвейера основного Ижевского автозавода и 107 лет со дня рождения основателя Ижевского автозавода Д.Ф. Устинова. Проектные мощности остались на бумаге В июле 1972 года Устинов приезжал в Ижевск посмотреть на созданный им автозавод. По этому случаю на газоне автозаводского трека были выставлены новые автомобили «ИЖ- 2125» (комби), «ИЖ-2715» (фургон), «ИЖ-27151» (пикап) и полноприводный джип «ИЖ-14», который закончили собирать за несколько минут до его показа. Мне как автору трансмиссии, защищенной авторским свидетельством на изобретение, было поручено перегнать автомобиль «ИЖ-14» на трек и при необходимости давать пояснения об особенностях его конструкции. Устинов сразу подошел к автомобилю «ИЖ-14», спросил, в чем его особенность. Я пояснил, что это первый в мире джип с несущим кузовом и комфортабельным, как у легкового автомобиля, салоном кузова, и рассказал Дмитрию Федоровичу об отличии созданной мной трансмиссии от известных в мире аналогов. Устинов остался доволен ответом. В то же время после осмотра завода и опытных автомобилей на совещании у директора «Ижмаша» Ивана Белобородова Устинов выразил министру оборонной промышленности Сергею Звереву большое недовольство недопустимо медленным освоением проектной мощности по выпуску автомобилей - 220 тысяч автомобилей в год. 1 августа 1972 года был снят с должности директор автозавода Юрий Соболев, а 1 октября того же года - заместитель главного инженера по текущему производству Виктор Коваленко. Директором был назначен Олег Собин, заместителем главного инженера Владимир Крупин, ранее создававший вместе с Михаилом Калашниковым автомат «АК-47». Главным инженером автопроизводства остался пришедший с ИжНИТИ в марте 1970 года Юрий Маслюков. Эти три человека обеспечили доведение выпуска автомобилей до 153,2 тысячи уже в 1974 году. Локомотивом в этой тройке, видимо, был Маслюков, так как с его переводом в Москву и назначением главным инженером и первым заместителем директора автозавода Виктора Коваленко выпуск автомобилей начал уменьшаться. За все годы существования завода проектная мощность в 220 тыс. автомобилей так и не была реализована. Максимум, чего достигли, - 188,7 тыс. автомобилей, и это было единственный раз в 1988 году. Уже с 1989 года выпуск ежегодно уменьшался, а с 1992 года стал обвальным. В 1993 году автозавод выпустил 75 190 автомобилей, в 1994-м - 50 156, в 1995-м - только 25 617 автомобилей.
Вторая смена руководства В этой критической ситуации в мае 1995 года акционеры «Ижмаша» вместо Олега Собина выбрали гендиректором завода Юрия Белоцерковского, который назначил директором автозавода Анатолия Селюнина, а главным инженером - Сергея Сунцова. Однако новое руководство не смогло остановить падение выпуска автомобилей за год. Поэтому ровно через год на собрании акционеров место Белоцерковского занял Владимир Гродецкий. Что предшествовало этой замене, мне неизвестно, но то, что именно Белоцерковский, будучи главным инженером «Ижмаша», в основном обеспечил постановку на производство автомобиля «ИЖ-2126» при отсутствии должного финансирования, факт неоспоримый. Поэтому я уверен, что если бы Белоцерковский остался руководителем «Ижмаша» хотя бы еще на год, то подъем выпуска ижевских автомобилей был бы обеспечен. При Гродецком дела на автозаводе только ухудшались, несмотря на то, что менялись директора автозавода. Заменивший Александра Лысова Гиви Биганишвили, работавший на автозаводе коммерческим директором, был назначен 20.05.1998 года Гродецким не только директором автозавода, но и первым заместителем гендиректора ОАО «Ижмаш». При этом, даже получив большую власть, Биганишвили уменьшил выпуск автомобилей в 1999 году до 9 370, и еще больше ухудшил финансовое состояние автозавода. Надежда на СОК не оправдалась Группа «СОК» вначале обнадежила, а затем привела «ИжАвто» к банкротству и потере Удмуртией автомобильного бренда «ИЖ». В 2000 году Ижевскому автозаводу исполнилось 35 лет, и встретил он его без радости. Однако появилась самарская группа «СОК», которая в это время была основным поставщиком комплектующих для ВАЗ. 14.03.2000 года Гродецкий подписал приказ о назначении представителя СОКа Михаила Блохина директором автозавода, а его заместителем - Рустема Шиянова, врача по образованию и одного из основателей компании «СОК», которого приказом № 119к от 10.07.2000 г. Гродецкий повысил в должности до заместителя генерального директора «Ижмаша». Группа «СОК» оживила работу по выпуску автомобилей семейства «ИЖ-2126», и после 11-летнего падения довела выпуск автомобилей до 24 691 уже в 2000 году, и с 2001 года начала освоение выпуска автомобиля «ВАЗ-2106». Прозрение у руководства СОКа, что надо заниматься семейством автомобилей «ИЖ-2126», а не осваивать древние автомобили «ВАЗ», наступило после того, как 27 августа 2001 года пять автомобилей семейства «ИЖ-2126» завоевали «Гран-при» в Москве в «Экспоцентре на Красной Пресне» и получили высшую награду экспоцентра - статуэтку «Золотой Пегас». Помимо базового автомобиля «ИЖ-2126» в экспоцентре были выставлены полноприводный «ИЖ-2126», спортивный «ИЖ-2126», базовый полноприводный грузовой «ИЖ-27171» (пикап) и пятиместный пикап «ИЖ-27171» «Охотник». Все эти автомобили были созданы в Ижевске без иностранной помощи и валютного финансирования, силами специалистов МВТУ, МАМИ, МАДИ, НАМИ, Автополигона НАМИ, Института механики МГУ, ВАЗа, АЗЛК, и почти всех комплектаторов ижевских автомобилей. Выставленные автомобили вызвали удивление и восхищение посетителей, журнал «За рулем» наградил «Ижмаш-Авто» дипломом в номинации «Прорыв года». Эти автомобили базировались на «ИЖ-2126», который еще в 1984 году на приемочных испытаниях по техническим параметрам ни в чем не уступил лучшему автомобилю года «Форд Сиерра» и лучшему переднеприводному автомобилю Японии Тойота Королла. Однако вместо срочной постановки «ИЖ-2126» на производство был заключен контракт с «Рено» якобы для доработки конструкции. После выставки в «Экспоцентре» Рустем Шиянов понял, что Михаил Блохин сориентировал его не в том направлении, сделав ставку на бесперспективный автомобиль «ВАЗ-2106». Поэтому уже 28.09.2001 года директором «Ижмаш-Авто» был назначен Дмитрий Рябов, при котором в 2002 году было выпущено 78 234 автомобиля и наметился стабильный рост выпуска. Однако 24.11.2003 года директором ОАО «Ижмаш-Авто» стал уволенный с ВАЗа вице-президент по производству Михаил Добындо, при котором снова у автозавода начались проблемы. Добындо уже в первые месяцы отказался покупать уфимские двигатели, чем оставил семейство «ИЖ-2126» без собственного силового агрегата, а работников Уфимского завода автомобильных моторов, Омского завода коробок передач и Тюменского завода сцеплений - без работы. Кроме того, Добындо ликвидировал 6 цехов: гальваники, термообработки, порошковой металлургии, автонормалей, мелкой штамповки и средней штамповки. Производство изделий этих цехов Добындо разместил на заводах Ижевска и других городов, что резко подняло себестоимость автомобилей семейства «ИЖ». При этом появилась возможность заявлять о нерентабельности семейства автомобилей «ИЖ-2126» и снятии их с производства. 12.05.2005 года Добындо подписал приказ № 206 «О снятии с производства автомобилей семейства «ИЖ». В п. 1 приказа написано: «Снять с производства автомобили семейства «ИЖ» с полным прекращением производства с 1 июля 2005 года». В результате выпуск автомобилей с 96 497 в 2004 году уменьшился до 52 823 в 2005 году и до 6 592 - в 2010 году, когда уменьшились поставки машинокомплектов с корейской фирмы KIA и с ВАЗа. В марте 2010 года автозавод решением суда был признан банкротом, Михаил Добындо с должности был снят. Новые хозяева и новые автомобили После банкротства Ижевский автозавод был куплен ООО «Объединенная автомобильная группа (ОАГ)» во главе с директором Алексеем Алексеевым и автозавод начал выпускать автомобили KIA, «ВАЗ-2104» и «ВАЗ-2107». 27 октября 2011 года Сбербанк продал «АвтоВАЗу» ООО «ОАГ» вместе с названием. И именно такое официальное название имеет сейчас Ижевский автомобильный завод, который успешно развивается под руководством Михаила Рябова, назначенного 20.02.2014 года генеральным директором ООО «ОАГ». Именно Рябов обеспечил в 2014 году выпуск 74 194 автомобилей брендов «Лада» и «Ниссан». Технически грамотный, обязательный, очень работоспособный и трудолюбивый, Михаил Рябов оснащает цеха современным оборудованием, внедряет самые передовые методы обеспечения качества выпускаемых автомобилей, создает деловую и дружескую атмосферу среди всех руководителей завода. Ижевскому автозаводу я отдал 41 год жизни. И очень жалею, что мне не пришлось в свое время поработать с таким директором, как Михаил Рябов. Иначе был бы сейчас в лидерах продаж в России не «Логан», а «ИЖ-2126» со всем своим многочисленным семейством легковых, грузовых и грузопассажирских социальных автомобилей. Александр КОНДРАШКИН, заместитель главного конструктора КБ-36 «Ижмаш» по автомобилям в 1982-2004 гг., эксперт Аналитического центра по конъюнктуре и конкурентоспособности автомобилей в 2004-2009 гг., к.т.н. |
|