12.12.2024, 14:48 |
Вторая пермская медийная революция съедает детей первой01.07.2015, 23:52  Ura.ru, Пермский край
На медийном рынке Перми сложилась парадоксальная ситуация, в которой ни экономически, ни идеологически не сможет выжить ни одно из средств массовой информации. Что будет дальше с региональными изданиями — знает только власть, которая поймала медийку на коммерческий крючок. Впереди год больших выборов, а это значит, что журналистов региона ждут новые форматные потрясения. Почему — ответ в авторской колонке эксперта по PR и медиа в Пермском крае Николая Иванова. Пожалуй, такого передела, какой потряс пермский рынок СМИ за прошедшие полтора-два года, на местной медиа-поляне не было с середины 1990-х годов. Именно в те времена сформировалась медийная матрица, в рамках которой средства массовой информации Перми и развивались на протяжении последних лет 15. Среди прочего, отличительной особенностью пермских СМИ всегда была тяга к свободе, а для взаимоотношений между прессой и местной властью был характерен определенный либерализм. То есть власть, конечно, подкармливала СМИ из бюджета, но при этом СМИ (прежде всего, печатные) обладали определенной степенью свободы и могли при случае полоскать ту самую власть, за счет которой они во многом и жили. Эти и другие традиции были заложены во взаимоотношениях пермских СМИ и пермской власти именно во второй половине 1990-х годов — во времена «первой медийной революции» в регионе. Наверное, самыми значимыми ее детищами тогда стали газеты «Новый компаньон» и «Местное время». Как тот, так и другой проекты в момент своего появления кардинально ломали устоявшееся в Перми представление о журналистике и о том, какой должна быть газета и каким образом она должна распространяться. До этого было принято считать, что газета — это такой же товар, как и любой другой, и она должна либо продаваться за деньги в киоске, либо за те же деньги приходить по подписке гражданину в почтовый ящик. Однако и «Компаньон», и «Местнуха» этот стереотип решили сломать. «Местное время» сразу же стало распространяться абсолютно бесплатно огромным тиражом в 250 тысяч экземпляров, попадая в почтовый ящик каждой пермской семьи. «Компаньон» же основную часть своего небольшого тиража (порядка 4-5 тысяч экземпляров) стал распространять по тем местам, где, собственно, и концентрируется аудитория этого издания — деловая и политическая элита Пермского края, органы власти, аэропорт, престижные бары и рестораны, а также отели. Многие тогда весьма скептически оценивали перспективы обоих изданий, полагая, что с такой системой распространения никакой экономики у них не будет, и очень скоро как «Компаньон», так и «Местнуха» вылетят в трубу. Однако время оказалось на стороне инициаторов смелых медийных экспериментов. Оба проекта не только выжили, но и стали весьма успешными. Сыграв колоссальную роль в победе на выборах губернатора Прикамья в 2000 году Юрия Трутнева и кардинальной смене политических и экономических вех в регионе, и «Компаньон», и «Местнуха» процветали и наращивали обороты. Первое десятилетие 2000-х годов для обоих проектов стало самым успешным. Но сегодня оба издания (как, впрочем, и абсолютное большинство пермских СМИ) стали жертвами собственных финансовых взаимоотношений с региональной властью и собственных представлений о том, какие ограничения эти взаимоотношения накладывают. «Местное время», будучи главной информационной печатной дубинкой прежних губернаторов Юрия Трутнева и Олега Чиркунова, полностью зависело от финансирования из бюджета по договорам на информационное освещение работы органов власти. Поэтому совсем не удивительно, что с приходом Виктора Басаргина и изменением приоритетов краевых властей в работе со СМИ «Местнуха» в своем прежнем печатном виде не смогла долго существовать. Сегодня функционирует лишь сайт газеты, которая, впрочем, по признанию ее владельца Владимира Прохорова, готова в любой момент возобновить выход печатного выпуска, если появится соответствующее финансирование. «Компаньон», конечно, никогда не зависел от бюджета в той же степени, что и «Местное время», однако входящая в один с ним холдинг бесплатная газета «Пятница» всегда выживала только за счет договоров на информационное обслуживание органов власти. Как известно, какое-то время «подпитка» ИД «Компаньон» из бюджета также была прекращена и возобновилась лишь после ухода Игоря Лобанова с поста главного редактора газеты и значительной корректировки редакционной позиции. В общем, деньги в газету вернулись, правда, в ущерб остроте и полноте информирования. Ситуация, надо думать, не уникальная и характерная отнюдь не только для Пермского края. Скорее, наоборот, в силу давних либеральных традиций наш регион оставался своеобразным заповедником, где можно было брать деньги от губернатора, размещая на одной полосе хвалебные материалы про него, а на соседней — ругательные тексты про него же и его команду. В этом смысле настоящим уникумом и чисто пермским феноменом на протяжении последних двух десятилетий была единственная ежедневная краевая газета «Звезда» — в советские годы бывшая главная газета Пермской области, печатный орган обкома КПСС и облисполкома. В начале 1990-х годов издание стало независимым, а его основным владельцем, определяющим политику газеты, стал главный редактор «Звезды» Сергей Трушников. В то время, как аналоги «Звезды» в соседних регионах («Уральский рабочий» и «Челябинский рабочий») давно уже перешли под контроль тех или иных финансовых и политических группировок, Трушников успешно удерживал свой информационный плацдарм. Подобно лорду Уолдеру Фрею из «Игры престолов» Сергей Васильевич всегда умел торговаться, порой доводя контрагентов до изнеможения — но в итоге почти всегда получал то, что хотел. Впрочем, ничто не вечно, и в прошлом году Сергей Трушников продал контрольный пакет акций «Звезды» структурам Андрея и Надежды Агишевых, а вскоре и сам ушел в отставку с поста главного редактора. Его уход, совпавший по времени с уходом Игоря Лобанова из «Нового компаньона» и закрытием печатной версии «Местного времени», ознаменовал собой конец целой эпохи в пермском медиа-пространстве. Эпохи, охватившей 20 лет — с «первой медийной революции» середины 1990-х до «второй медийной революции», которая в Прикамье все еще продолжается. А новое время потребовало новых людей и новые подходы. Новая «Звезда» пока что явно ищет свое лицо, экспериментируя с форматами и дизайном. К плюсам можно отнести сохраняющуюся фишку прежней «трушниковской» «Звезды», где «могли написать то, что не напишут в других газетах». В условиях нынешней четкой поляризации пермского медиа-рынка и наличия на нем двух основных крупных игроков (условно «прогубернаторского» и «скривановского» медиа-холдингов) «Звезда» может занять очень выгодную нишу посередине и усиливать собственное позиционирование как издания, в котором пишут про то, о чем по разным причинам не пишут другие. Судя по всему, именно такую стратегию и выбрали новые собственники издания. В этом они, правда, лишь продолжают дело Сергея Трушникова. Наверное, в стремлении обрести привычную и комфортную для них атмосферу «праздника непослушания» именно на «Звезду» возлагают надежды некоторые из бывших сотрудников пермской редакции «Эха Москвы», в марте со скандалом покинувшие радиостанцию. Пермское «Эхо» с момента своего появления и до нынешней весны вообще представляло собой абсолютно уникальный проект, где сотрудники самовыражались, как хотели — при этом какой бы то ни было контроль со стороны собственников отсутствовал (речь даже не столько о цензуре, сколько об элементарном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью редакции). С приходом нового собственника и встраиванием радиостанции в один большой холдинг с другими СМИ был неизбежен конфликт ментальностей наемных работников и новых менеджеров. Одни за долгие годы привыкли жить и работать в условиях практически абсолютной свободы, ни перед кем не отчитываясь, а другие, прошедшие суровую школу Арама Габрелянова, пришли на пермское «Эхо» в полной уверенности, что радио — это точно такой же бизнес, как и любой другой. Подводя промежуточные итоги нынешней «второй медийной революции» в Перми, можно предположить, что дальнейшая поляризация рынка СМИ в регионе будет неизбежно усиливаться — впереди год больших выборов в Госдуму, Законодательное собрание края и Пермскую городскую Думу. А в 2017-м — плановые выборы губернатора региона. В этих условиях основные противостоящие друг другу политические силы все бескомпромисснее и жестче будут поднимать на щит лозунг «Кто не с нами, тот против нас!». И на передовой окажутся именно средства массовой информации, которым придется выбирать, на какой из сторон они находятся. Выбор тяжелый. Тем интереснее и ценнее будет опыт тех, кто попытается занять позицию над схваткой и выжить в этой мясорубке. Если, конечно, такие в Перми еще останутся через год-полтора. |
|