Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

13.01.2025, 05:56

Есть пророк в своём Отечестве!

Главной достопримечательностью Ильинки, безусловно, надо признать белоснежный старинный храм Ильи-пророка. Ильинка издавна считалась центром поклонения покровителю земли Кузнецкой - самому суровому в христианстве святому.
В “Памятной исторической записке, или летописи о городе Кузнецке” Ивана Семеновича Конюхова читаем: “Пленные калмыки или киргизы сказывали, что с гор, лежащих близ города, видели в селе Ильинском большое войско, предводительствуемое седым стариком, ездящем на белом коне, а также во время набегов калмыков на село Ильинское видели такого же старика на белом коне и от него столб огненный до неба, и он поражал татар. Сие русские относят к Илие Пророку, икона коего и поныне находится в селе Ильинском, и почитают оную икону чудотворной и явленною, но когда и где явилась, о том достоверного сведения не имеется, но по некоторым преданиям явилась недалеко от Ильинского”.
По другой легенде енисейские киргизы пытались напасть на русские деревни на левом берегу Томи, в том числе и на Красный Яр, но получили отпор со стороны казаков при битве между селами Бедарево и Ильинкой. “С частыми нападениями и связана легенда о переименовании села Красный Яр в Ильинское, - писал историк Андрей Огурцов. - Рассказывают, что когда кочевники напали в очередной раз на село, жители обратились за помощью к святому Илье, который, как известно, заведует на небе молниями и громами, и святой не оставил в беде русских - метнул свою молнию в неприятелей и те в панике разбежались”.
Проявил себя положительно Илья и в сугубо мирных делах. Как свидетельствовал летописец Конюхов, очередное чудо Ильи случилось 16 мая 1857 года: “У солдата Сотникова потерялся пятилетний мальчик, который пред сим был болен, и отец его просил об избавлении от болезни святого пророка Илию и обещал отслужить ему молебен, но по выздоровлении мальчика обет свой не исполнил. Когда же потерялся мальчик, то он просил со слезами священника Павла Стабникова отслужить молебен Илие Пророку. По просьбе его 17 мая после обедни Стабников отслужил молебен пророку с водоосвящением, окропив его святою водой и благословив отыскивать сына, и посланные из полиции люди с квартальным надзирателем для отыскания нашли мальчика на горе против кладбища в боярышнике спящим. На вопросы мальчик объяснил, что его увел туда якобы какой-то мальчик же, а более по малолетству своему сказать ничего не мог, где и как он проводил ночь и половину следующего дня”.
“Ещё не лишне сказать, - продолжал Конюхов, - что во время засух и бездождиев, когда приносят из Ильинска в Кузнецк икону святого пророка Илии, едва ли проходило когда-нибудь без дождя. Ныне, в 1867 году, до приносу иконы Илии слишком месяц стояло бездождие и засуха, хлебы, травы и огородные овощи весьма засохли. По народной просьбе служили в церквах молебны с коленоприклонением, просили Господа Бога о ниспослании дождя, возили из города священников по селениям, на полях служили молебны, но дождей все не было. Когда же принесли икону святого Илии в город, то во время бытности оной, за день до обратного поносу, пошли дожди - намочили немало и все растения оживились и хлеба родились хорошие”.
О деревянной церкви Ильи-пророка упоминает в своем “Реестре деревням от Кузнецка до Томска” историк С.П. Крашенинников еще в 1734 году. По документам Тобольской духовной консистории за 1744 год, что исследованы искусствоведом Альбиной Шадриной, можно узнать о существовании Ильинского прихода с шестью часовнями в окрестных деревнях. В начале XIX века в Ильинском приходе числилось уже девять деревень с шестью часовнями. В Недорезовой - во имя великомученика Прокопия, в Красулиной - Покрова Пресвятой Богородицы, в Казанковой - архистратига Михаила, в Шороховой - Преображения Господня, в Иганиной - Петра и Павла, в Чичербаевой - Святой Троицы.
Двухпрестольная кирпичная Ильинская церковь в столь же суровом, как сам Илья, севернорусском стиле была заложена 16 июля 1803 года по благословению архиепископа Тобольского Антония. Строился храм на том же высоком береговом яру, что и деревянный. К 1808 году тёплый придел святого Николая был завершен. Тогда же ветхую деревянную церковь разобрали. Хотя основные строительные работы завершились в 1818 году, службы во всех приделах стали регулярно проводиться с 1830 года.
Архитектурный облик храма удивительный - он впитал немного от завершавшего свою историю сибирского барокко, но совсем не связан с приходившим ему на смену классицизмом. Вместо копирования из альбомов типовых прожектов архитектор обратился к традициям старинных каменных храмов Северной Руси.
А кто был архитектором? Это нам доподлинно неизвестно, но, очевидно, кто-то из учеников знаменитого иркутского зодчего Почекунина - автора других каменных храмов Кузнецка. Да и северные мотивы вполне могли быть почерпнуты не в Володге, а именно в Иркутске, где они наглядно провлялись в ряде по сей день сохранившихся храмов.
Земли при храме было 60 десятин. В 1859 году в селе Ильинском у обочины дороги на Кузнецк местным горнозаводским крестьянином Гаденовым была выстроена и небольшая деревянная часовенка. На главную же святыню Кузнецкой земли - икону Ильи-пророка в 1816 году “иждивением бывшего в селе Ильинском управителя Юрия Шпиноля и кузнецкого купца Михаила Гавриловича Ловыгина” была сделана позолоченная серебрянная риза. Из служивших тогда священников известны Викентий Семенович Хмылев, Яков Степанович Тутолин, в 1857 году - Павел Стабников. Причт храма, кроме священника, состоял из диакона и псаломщика.
Имя Ильи буквально шагало по Кузбассу. В середине прошлого века вместо Подзорной башни над Барнаульскими воротами Кузнецкой крепости был возведен Пророко-Ильинский храм при тюремном замке. В третьем поколении стоит Ильинская церковь в Осинниках и Тайге. Часовни в честь этого святого были в Ашмарино, Атаманово, других селах округа.
“И еще то весьма заметно, - подтверждал в 1867 году историк Конюхов, - что народное усердие к святому Пророку Божию Илие и честной его иконе не охлаждается и по какому-то как будто тайному внушению более усиливается, и прибавляется в сей процессии народ, и никогда не бывает столько расходу на свечи, как в сие время служений молебнов”.
Особый разговор - о ежегодном грандиозном крестном ходе со святой иконой Ильи в девятую пятницу после Пасхи. “Начала носить икону в город, - свидетельствует Конюхов, - 60-летняя девица добродетельного жития и честного поведения”. В Кузнецке икона попеременно стояла в Преображенской и Одигитриевской церк-вах.
В 1914 году хpам входил в 14-е благочиние, а в состав пpихода входили деpевни Шоpохова с часовней, Казанкова, Иганина с часовней Петpа и Павла, Чичеpбаева с часовней, Недоpезова с молитвенным домом Пpокопия Устюжского чудотвоpца, Кpасулина с часовней, Бедаpева, Ускова с часовней, Никольская, Бедаpева - Иоанна Пpедтечи, Мазеликова с часовней аpхистpатига Михаила, заселки Еpунаковский, Этапский, Тайлуганский. Пpихожан насчитывалось 3332 человека, в том числе 112 стаpовеpов.
В октябре 1917 года начался другой ход истории... В декабре 1932 года Ильинскую церковь закрыли и разграбили, сбросив с куполов кресты. Здание стояло бесхозным, пока в 1951 году его не приспособили под зерносклад. Дважды горела крыша, в итоге полностью выгорела кровля над трапезной, храмовый купол с главками, был утрачен пол, стены изгажены похабными надписями, а в алтаре уже в 80-е годы устроен загон для овец. Чудом уцелела лишь храмовая икона пророка Божия Илии, что хранится в Никольской церкви Старо-Кузнецка.
16 декабря 1989 года благочинный Алексий Курлюта провел сельский сход по организации общины, и 22 января 1990 года приход был зарегистрирован. В приспособленном домике около храма начались службы. Бессменный настоятель воссозданного храма Михаил Римар - он прибыл в Кузбасс из львовского села Билычи. Удивительно, но именно оттуда же еще шесть священников Кузбасса, что служат в Новокузнецке, Калтане, Топках, Анжерке, Мариинске и Чебуле! Впрочем, немудрено - 200 (!) хлопцев из села пошли в священники. Вообще Западная Украина, которую ныне не хает только совсем ленивый, в послевоенную эпоху давала едва ли не большую часть церковных кадров.
С 1991 года началась реставрация храма по проекту архитекторов В.Н. Усольцева и П.Г. Тиманова. Основную финансовую помощь оказали руководители Запсиба, совхоза “Чистогорский”, Плотниковской и Кузбасской птицефабрик, Антоновской автобазы и Новокузнецкой райадминистрации. Уже на Пасху 1992 года зазвонили колокола. В 1993 году закончилась реставрация свода под железной крышей, над куполом поднялся крест, были обустроены хоры и лестница, поставлен кедровый иконостас работы рубцовских мастеров. Ими же сделаны девять ажурных киотов и гробница. Росписи внутри храма и три мозаичные иконы на наружных стенах (Спасителя, Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка) выполнили художники из Московской духовной академии. А югославские строители построили великолепное здание воскресной школы с комплексом хозяйственных помещений.
При храме - воскресная школа и библиотека духовных книг. По субботам, воскресеньям и праздникам ведутся службы. Среди прихожан много новокузнечан, их привозит церковный автобус. С 1993 года тщанием писателей города во главе с Любовью Никоновой и казаков был возрождён и ежегодный, как и в прежние времена, крестный ход от храма в Кузнецк.
Валентин Волченков (фото)

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета