12.12.2024, 14:18 |
Закрыть нельзя, оставить...14.02.2015, 03:09  "Нижегородская правда"
По данным Росстата, за последнее десятилетие в стране было закрыто почти 12 тысяч сельских школ. Одни из них умерли тихо, своей смертью - от естественных причин, а другим помогли. Ведь ко всем прочим проблемам малокомплектной школы добавилась еще одна напасть - нормативно-подушевое финансирование, когда сумма, перепадающая школе из местного бюджета, напрямую зависит от количества учащихся. И то, что в городе, по идее, должно было обернуться конкуренцией школ и борьбой за каждого ученика, для села стало катастрофой... Но далеко не все сельские школы согласны добровольно самоликвидироваться. Вот и решение администрации Шахунского района о закрытии, а правильнее - об изменении вида муниципального образовательного учреждения путем преобразования возмутило только одного претендента из двух - Акатовскую среднюю школу. На защиту школы встали родители учеников и население Акатовской сельской администрации во главе с главой. Свою позицию они довели до руководства района, но не удовлетворились ответом пошли дальше. Открытое письмо с 60 подписями было направлено в адрес губернатора, а затем и в адрес редакций областных газет. «Школа - одно из условий сохранения жизни на селе, - уверены акатовцы. - А возрождение села - одно из главных направлений политики государства. Но нам кажется, что делается все, чтобы лишить наших детей будущего. На территории Акатовского сельского совета имеется всего одна общеобразовательная школа, где созданы все условия для обучения и развития детей из 11 населенных пунктов. Здание школы соответствует всем нормам и требованиям СанПиН и пожарных организаций. Кабинеты оборудованы всем необходимым. Мебель в классах новая, в хорошем состоянии столовая, спортзал, мастерские. Наших детей кормят вкусными обедами. В школе тепло, уютно. Условия для обучения детей созданы хорошие, и школа для них является вторым домом. Непонятно, почему наших детей хотят этого лишить?» Невдомек этим родителям, что виной всему вечная головная боль нашей системы образования - нехватка средств. Ведь согласно нормативно-подушевому финансированию деньги школе выделяются в зависимости от числа учеников. Получается, что чем больше школа, тем больше денег она получает. Сельские школы в таких условиях становятся неэффективными и «невыгодными». Потому что той же Акатовской школе, по информации отдела образования района, сегодня не хватает 2,5 миллиона рублей для того, чтобы эффективно организовать образовательный процесс для ее 42 учеников. И тех денег, что получит из бюджета малокомплектная школа, ей может не хватить даже на базовую зарплату учителей, а о развитии материально-технической базы в этом случае речь уже не идет. Конечно, в закрытии малокомплектных школ есть и свой резон. Главный аргумент - повышение качества образования. В самом деле, зачем открывать в сельской школе кабинет физики с лабораторией для опытов или компьютерный класс, если ими будут пользоваться от силы полтора десятка человек. По словам заведующего районным образованием А. П. Быкова, часто бывает и так: проверка знаний ребят из малокомплектной школы показывает их низкий уровень. Но есть и другие примеры когда закрывают действительно достойную школу. Ведь и на селе сегодня немало таких учебных заведений, которые хорошо укомплектованы, в них работают учителя-новаторы, а ученики побеждают в районных и областных олимпиадах и, как правило, успешно продолжают учебу в колледжах и вузах. Да и вообще, исследования доказывают, что маленькие сельские школы часто дают лучшее образование благодаря возможностям индивидуального обучения. Глава района Александр Курдин пояснил, что вопрос по каждой школе рассматривается индивидуально, и, если существует шанс какие-то из них сохранить, его всегда используют. - И у меня, и у главы района болит душа, но другого выхода здесь нет, - говорит начальник районного управления образования Анатолий Быков. - О чем бы мы ни говорили и ни спорили, существует законодательная база, согласно которой будущего у этих школ нет. А законы надо выполнять, а не обсуждать... Действительно, весь парадокс происходящих реорганизаций в том, что в них как бы никто и не виноват. Проекты спускаются в областной центр из Москвы. Департамент рассылает их по райцентрам. Районные депутаты не могут их не принять, так как никто «лишние» школы финансировать не может и не хочет. В итоге федерация и область не виноваты, потому что голосовал район. А район ни при чем, потому что решение пришло сверху. Здесь остается только один вариант - нужно либо следовать букве закона, либо улучшать этот закон. Однако МОУ Акатовская основная общеобразовательная школа все же осталась средней, а не начальной. Проблему решил губернатор, по инициативе которого еще на год был продлен переходный период внедрения системы подушевого нормативного финансирования общеобразовательных школ Нижегородской области. Еще год акатовские ученики не покинут стен родной школы, а дальше как знать, что их ждет? Но уже сейчас Н. В. Потехина, Т. В. Кузнецова, Н. Е. Золотарева, В. Ф. Захарова, Н. В. Вихарева, Т. А. Лемехова, Н. А. Лебедева и другие родители учеников и педагоги возмущаются и говорят, что закрытие школы - это нарушение прав человека на образование и угроза национальной безопасности страны: «Школа - это центр культуры, это ВСЕ, и для наших детей, и для нас!» На мой взгляд, ликвидация малокомплектных сельских школ идет как раз вразрез соображениям экономии и обойдется стране очень дорого. Мы можем наступить на те же грабли, что и при ликвидации и продаже детских садов. В итоге деревни и села останутся без последних очагов культуры и образования. А обратного процесса уже не будет... |
|