Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 19:36

ГДЕ ЖЕ КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ ВСЁ?

В продолжение дискуссии об эффективности производства молока в Красноярском крае я хотел бы заострить внимание на важности соблюдения технологических требований в новых экономических условиях. 


Несоблюдение технологий кормления, содержания ремонтных тёлок ведёт к увеличению срока их выращивания до 893 дней при себестоимости 64 979 рублей в среднем по краю, а в некоторых хозяйствах - и до 966 дней при затратах на выращивание первотёлки 84 526 рублей. А ущерб от забоя 3 436 первотёлок на мясо по краю составляет 223 267 844 рубля.

Срок использования коров в крае - 2,97 лактации, а в ЗАО "Искра" Ужурского района - 2,2 отёла. Тогда как обладая высоким генетическим потенциалом продуктивности, они могли бы производить молоко как минимум 6-8 лактаций. Этим я хотел бы подчеркнуть, что, не решив проблему снижения затрат на выращивание первотёлок до получения первого отёла в 750 дней при живой массе 375-400 килограммов и не увеличив продолжительность жизни коров, мы не сможем решить проблему повышения конкурентоспособности производства молока.

Выбытие коров по причине гинекологических заболеваний, болезней конечностей, вымени является результатом несоблюдения технологии и показателем низкой технологической культуры. Невольно возникают вечные русские вопросы - кто виноват и что делать?

На мой взгляд, кризис в молочном скотоводстве края, как и в целом в сельскохозяйственном производстве, является проявлением несоответствия уровня знаний и практических навыков специалистов и руководителей по сопровождению современных технологический требований.

В систему подготовки сельскохозяйственных кадров должны быть внесены изменения. Выпускник Аграрного университета, технолог производства и переработки сельскохозяйственной продукции должны не только знать, но и владеть основами технологического процесса.

При организации процесса образования мы должны исходить из реального изменения экономических отношений. В советское время была чёткая отраслевая организация сельского хозяйства. Техника, оборудование, сорта растений, породы животных были отечественные, программы - строго регламентированы. Функциональная часть вуза и материальная часть учхоза соответствовали, и все основы теоретических знаний и практических навыков достаточно хорошо преподавались.

Сейчас же теоретическая часть сохранилась, а прикладные дисциплины, формирующие производственный опыт, изменились на основе применения современной зарубежной техники, оборудования, производственных стандартов, генетического потенциала сортов растений, пород животных и технологий.

Современное сельхозпроизводство на основе безотходных, энергосберегающих технологий, органического земледелия невозможно сконцентрировать в рамках учхоза, но они реально существуют в сельхозпредприятиях края. Для их функционирования Аграрный университет готовит технологов. Однако эта современная производственная технологическая база пока не стала местом формирования практических навыков у студентов в процессе обучения.

На мой взгляд, это и является сегодня самым главным недостатком в процессе подготовки технологов сельхозпроизводства. Думается, что в этой ситуации не надо искать крайнего в лице КрасГАУ. Лучше обратиться к опыту других стран, вспомнить то, что мы выплеснули под лозунгом "Рынок всё расставит и всё решит". И выходом из этой ситуации может стать дуальное образование.

Смысл его - в тесном сочетании активной практической подготовки на производстве и теоретического обучения в образовательных учреждениях. Эта схема успешно работает в Германии, где 40 процентов учебного времени отводится теории, а 60 процентов - практике.

Такой подход должен вернуть в вузы главное - подготовку высококвалифицированных специалистов для реальных нужд производства. А не для получения "корочек", как сейчас.

Приведу несколько примеров эффективно используемых технологий российского и зарубежного животноводства. Объём сельскохозяйственного производства в ВВП России на одного занятого в отрасли в 5,2 раза ниже, чем в Канаде, в 5,1 раза ниже, чем в Италии, и в 3,3 раза ниже, чем в Германии. Удой на одну корову в России в 2 раза ниже, чем в Канаде. В Израиле он составляет 12 000 килограммов, тогда как в Красноярском крае этот показатель за 2013 год ниже - 4 538 килограммов, что в 2,2 раза ниже, чем в США.

Кроме этого, на 1 килограмм привеса свиней в России в среднем израсходовано 5,9 килограмма корма. Для сравнения: в Дании этот показатель составил 2,76 килограмма, во Франции - 2,86, в Нидерландах - 2,64, в Германии - 3,1 килограмма. В Красноярском крае затраты корма на 1 центнер привеса свиней составляют 6,98 центнера кормовых единиц. Более того, на выращивание животного до товарного веса в 110 килограммов в среднем у российских производителей уходит 10-12 месяцев, а в странах с развитым свиноводством - 6.

Всё это позволяет сделать вывод, что используемые в России технологии неэффективны. И этим объясняется огромный разрыв в спросе и предложении на продукты питания собственного производства.

Возможности наращивания производства на основе использования традиционных агротехнологий ограничены. Сегодня будущее сельского хозяйства связывают с развитием биоинформатики, генетического тестирования, генного программирования, с расшифровкой геномов растений и с нанотехнологиями. Эти направления позволяют существенно повысить продуктивность растений, животных и обеспечить ускорение роста предложения вслед за растущим спросом.

Россия очень отстала в плане использования современных энергосберегающих технологий. При этом мы должны определиться с целями, стоящими перед отраслью: накормить своих граждан качественными продуктами и обеспечить продовольственную безопасность страны. А главным и определяющим звеном в совершенствовании отрасли и её переходе на новый технологический уклад должен стать технолог-зооинженер.

Он обязан знать, что только при кормлении полнорационными кормосмесями, при круглогодовом однотипном кормлении можно получить от коровы удой в 9 000 килограммов и более. Технолог должен владеть знаниями по управлению здоровьем животных и воспроизводством. А также уметь использовать и повышать свои знания в области кормопроизводства, кормления и содержания животных. Сотрудничать в области анализа состояния и совершенствования технологии производства с независимыми консультантами. Использовать современные коровники и новейшие технологии, позволяющие реализовать генетический потенциал животных.

Исходя из целей реформирования производства и учебного процесса по подготовке технолога-зооинженера, мы должны подготовить творческую личность, владеющую знаниями и практическим опытом инновационных технологий на основе достижений науки. Для достижения этой цели необходимо оценить соответствие требованиям для преподавательских кадров, материальной базы процесса подготовки и долю участия заказчика - министерства сельского хозяйства. И в этом процессе важным и определяющим является наличие мотивации у выпускника, в частности, размер заработной платы и набор социальных услуг.

Для решения всех этих задач я предлагаю образовать ресурсный центр для подготовки технологов. Это новообразованная структура на базе существующих учреждений, попытка создания своего рода уменьшенного варианта промышленного парка - то есть полноценной имитации того, чем выпускники будут заниматься на будущем рабочем месте. Причём на самом современном уровне - по крайней мере, не хуже, чем на крупном промышленном предприятии. Это должен быть ресурсный центр в сфере технологических услуг в области производства продукции животноводства.

Каждую отрасль и, соответственно, ресурсный центр должны венчать специализированные отраслевые советы. Это совещательный орган, который объединяет работодателей, представителей правительства региона и образовательного учреждения. Полномочия при этом совет имеет достаточно широкие - вплоть до обсуждения корректировки программ обучения студентов.

Главным при этом является поиск ответов на вопросы: насколько перспективны направления производства и успевает ли за этим система образования?

Обучение под заказ - это перспектива. И этим определяется понимание со стороны предприятия необходимости участия в процессе образования, что нуждается в длительном осмыслении. Важно, чтобы учебные заведения знали, а работодатели понимали, что качество образования - это обоюдный процесс, итогом которого является выпуск специалиста современного технологического уклада сельскохозяйственного производства.

Красноярский Агроуниверситет в большей степени переходит к региональному заказу, который должен формироваться в соответствии с потребностями рынка труда. Поэтому роль министерства сельского хозяйства края как основного заказчика образовательных услуг и их качества возрастёт.

Заказчик должен сформировать чёткие критерии того, какие ему нужны компетенции у выпускников. А Агроуниверситет, предоставляя образовательные услуги, формирует цели и ценности. И в этом общем процессе формирования высококвалифицированного технолога каждая из двух сторон должна ощущать свою степень ответственности за сделанное.

Сегодня же, к сожалению, участие производственников при прохождении практики студентами превращается в формальность. В большинстве случаев в хозяйствах готовы сразу поставить печать и расписаться в дневнике - чтобы студент не мешал. При написании отчётов по производственной практике студентам не предоставляют экономических данных, не дают информации по используемым технологиям и оборудованию, объясняя отказ коммерческой тайной и забывая, что, возможно, завтра выпускник придёт работать в это хозяйство. А ежегодно проводимые ярмарки вакансий, по сути, превращаются в мероприятия, на которых просто встретились, поговорили и забыли обо всём ещё на один год - до следующей встречи.

Я понимаю, что подготовка кадров - это работа, где должна быть цель. Это подготовка высококвалифицированных технологов, а значит - ответственность министерства сельского хозяйства и преподавательского состава Агроуниверситета.

Хотелось бы вспомнить советский период, когда при управлении сельского хозяйства работали научно-технические советы, где специалисты, руководители, учёные совместно вырабатывали программу развития - систему производства. И самое главное - она выполнялась. Тогда учёные были обязательными участниками совещаний, конференций, причём не формально, а несли реальную ответственность. А сегодня мы забыли, что это одна из форм повышения квалификации преподавателей.

Мне также хотелось бы вспомнить свой период работы деканом, когда выпускники зоотехнического факультета в процессе обучения получали дипломы оператора машинного доения, техника искусственного осеменения, специалиста по птицеводству, селекционера. Сейчас же всего этого нет. Ну, как технолог-зооинженер может руководить коллективом в плане соблюдения технологического регламента, если он сам не обладает соответствующими практическими навыками?

Потому, возможно, тот факт, что в крае забиваются на мясо 16 098 из 64 783 коров при среднем возрасте их использования 2,97 отёла, является следствием отсутствия у выпускников Агроуниверситета практических навыков сопровождения современных технологий. А ведь эти навыки студенты должны получать в таких хозяйствах, обладающих современными технологиями, как "Назаровское", "Солгонское", "Таёжный", "Краснотуранский", "Красный Маяк", "Искра" Рыбинского района и других.

Кроме того, лучшие студенты могли бы пройти стажировку в наиболее сильных хозяйствах страны и даже за рубежом. Ведь в прошлые годы, например, студенты зоотехнического факультета КрасГАУ проходили практику по птицеводству в племзаводе "Горки-11" Московской области и в других хозяйствах.

Так что, говоря об опыте Германии в дуальном образовании, хочется сказать, что и у нас всё это было. Надо только вспомнить и не искать оправдания, не искать виновных, не плодить бумажные программы, комплексы, ожидая проверяющих, а организовать учебный процесс так, чтобы зооинженер или другой специалист был готов решать вопросы импортозамещения и проблемы продовольственной безопасности.

К сожалению, приходится констатировать, что импортозамещение как направление развития сельского хозяйства России сейчас выглядит не слишком убедительным словесным гарниром к основному блюду - проблеме продовольственной безопасности страны.

Мы как-то привыкли к тому, что для того, чтобы что-то сделать в сжатые сроки, нужен либо мегапроект, достойный цели, либо внешний стресс для мобилизации. Внешний стресс сегодня проявляется в виде западных санкций, а вот проекта для мобилизации решения проблемы продовольственной безопасности нет. В том числе нет и изменений в системе образования, подготовки высококвалифицированных кадров.

Хочется с благодарностью вспомнить опыт работы директора Берёзовского совхоза Петра Александровича Чупрова. В крае в то время было построено более 10 молочных комплексов на основе беспривязного содержания и доения в доильном зале. Но успешно работал только один Берёзовский комплекс - благодаря пониманию Чупровым важности соблюдения технологических требований.

Я у него да ещё у Николая Григорьевича Грязного, директора Владимировского птицесовхоза, видел на столе график лактационных кривых как показатель соблюдения технологического регламента. По каждой корове разбирались причины изменения этой самой кривой.

А сегодня в крае гуляет нож для забоя коров - опять же как следствие несоблюдения технологических требований. Приходится сожалеть, что нет сейчас Петра Александровича Чупрова и нет Берёзовского молочного комплекса. А у современных руководителей, специалистов сельхозпредприятий отсутствуют на столе лактационные кривые коров и другие информационные показатели состояния здоровья животных - основной критерий соблюдения технологического регламента и культуры производства.

Мы все понимаем роль кадров, роль технологов в современном производстве. Но почему же тогда в хозяйствах края за 2013 год не хватало 19 главных агрономов? Из 143 штатных единиц 7 работающих не имеют должного образования, и только 11 выпускников вуза из 155 пришли на производство. В 15 хозяйствах края из 112 не было главных зоотехников, 7 работающих не имеют специального образования и только 4 выпускника вуза из 61 пришли на производство.

Кроме того, не хватает 15 специалистов по воспроизводству из 246 штатных единиц, 146 операторов по искусственному осеменению не имеют образования. И ни один из 130 выпускников ветеринарного факультета не пришёл на работу по воспроизводству. А ведь современная технология в молочном скотоводстве предусматривает управление процессом воспроизводства и наличие специализированного образования

На мой взгляд, необходимо на молочных комплексах с современной технологией ввести в штатное расписание должность технолога с высшим образованием, ответственного за вопросы управлением воспроизводством стада. И чем быстрее мы уйдём от уровня операторов искусственного осеменения, у которых обязанность - выявить коров в охоте и осеменить, что сегодня уже не соответствует требованиям технологического уклада, тем успешней будет решаться проблема воспроизводства стада.

А вузам необходимо целенаправленно готовить специалистов с высшим образованием по управлению воспроизводством и здоровьем животных. Однако сегодня, по сути, ведётся подготовка ветеринарного работника с весьма широким кругозором, по принципу "всё и обо всём", что в итоге приводит к подготовке специалистов по лечению кошек и попугайчиков.

Это говорит об отсутствии мотивации у выпускников и работающих специалистов, о плохом отношении к технологу сельхозпроизводства. Да при этом ещё в большинстве хозяйств края заработная плата оператора по воспроизводству не превышает 11 000 рублей, а в отдельных хозяйствах - и вовсе 6 000 рублей.

Хватает и проблем с кормлением. Мы все понимаем важность организации полноценного кормления и его влияния на реализацию генетического потенциала, на рост продуктивности и конкурентоспособности продукции. Но почему же мы тогда кормоприготовление отдали в руки механизатора по производству кормосмесей? Он сам и дозирует, и смешивает, и раздаёт. А мы в стенах Агроуниверситета не готовим, да нам и не заказывает министерство сельского хозяйства подготовку технологов по кормопроизводству и кормоприготовлению.

Семеноводства многолетних трав в крае практически нет. В поисках чуда пропагандируют топинамбур, козлятник. А то наваливаются на кукурузу, даже в северных районах, забывая травосмеси многолетних трав. Зато есть при этом специальность "ландшафтная архитектура".

Одним словом, требуется определить приоритеты в развитии базовых технологических направлений нового уклада. В связи с чем возникают вопросы: почему мы не готовим инженерные кадры для сопровождения производства продуктов животноводства? Даже кафедры нет такой. Почему из 1 129 выпускников вуза - инженеров - пришли на производство только 9 человек?

Может быть, целенаправленная подготовка по обслуживанию животноводства повысит профессионализм инженерных кадров и интерес к этому самому животноводству, в котором сегодня 35 процентов коров доят вручную?

Кроме того, мне непонятна позиция государства по отношению к выпускникам разных вузов. В частности, если выпускник сельхозвуза пришёл на сельхозпроизводство, ему положены подъёмные в 100 000 рублей, а если выпускник медвуза приехал на село, то - 1 миллион рублей. По-моему, это проявление дискриминации и недооценки роли специалистов сельхозпроизводства в решении проблем не только продовольственной, но и национальной безопасности.

Хотелось бы верить, что руководители страны, Красноярского края понимают, что проблема кадров решается не за счёт решений и постановлений, а путём повышения привлекательности труда среди молодёжи, выпускников вузов - то есть модернизации животноводства. А самое главное - за счёт роста заработной платы, на которую можно было бы достойно жить, строить дома, растить детей, чувствовать и гордиться тем, что ты гражданин великой страны - России.

Николай ТАБАКОВ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Красноярск.

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета