10.12.2024, 05:19 |
Домашнее задание будем делать в планшете02.02.2015, 20:48  «Псковская правда»
Вслед за электронными дневниками в школы придут электронные учебники
Школьники смогут выбрать между традиционной книгой и ее аналогом на экране планшета или ридера.
С 1 января в России можно издавать только учебники, для которых существует электронная версия. Этого требует вступивший в силу закон об образовании. Издательство учебников сейчас разрабатывает полный комплект интерактивных пособий. Весной они должны поступить в школы – пока в тестовом режиме. Псковская область в число регионов, непосредственно участвующих в эксперименте, не вошла, но заключить договор с издательством планирует. – О полной замене бумажных учебников на электронные речь не идет, – сообщил начальник управления образования Псковской области Александр Седунов. И добавил: «Закон касается только пособий, издаваемых начиная с 2015 года. Изданных ранее учебников он не отменяет». Приключения электроникиНапомним, первая попытка заместить книги гаджетами была предпринята еще три года назад. Тогда глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс представил вариант учебника на основе ридера компании «Plastic Logic». Школьникам новшество скорее понравилось, а вот преподаватели выступили против.Дело не в излишнем консерватизме старшего поколения: сами пособия были явно сыроваты – в «читалки» не мудрствуя лукаво «залили» отсканированные страницы. На этом инновации благополучно закончились. Электронный учебник образца 2015 года также будет в точности воспроизводить содержание бумажного собрата. Но, кроме того, разработчики обещают и ряд интересных опций: во-первых, перекрестные ссылки между предметами и курсами; во-вторых, дополнительные изображения, аудиозаписи и видеофайлы; в-третьих, контрольные задания. Работать программа будет на базе всех основных операционных систем. Цифровая средаВ электронных пособиях появится функция проверки знаний. Педагог сможет давать индивидуальные задания, а устройство будет контролировать, как школьник с ними справился. То есть «отсидеться» на уроке или списать у соседа двоечник уже не сможет. Учебник станет частью информационной среды школы и будет связан с электронным дневником и журналом. Для полноты картины остается только сконструировать учителя-робота, как шутят многие.Очевидно, что использование электронных книг повлияет на методику преподавания. Ученики будут сами искать информацию, а педагог – выступать модератором этого процесса. Вероятно, что не всем учителям такая роль придется по душе. Да и дети, которые нами воспринимаются как «цифровые аборигены», на самом деле часто делают выбор в пользу традиционных носителей информации. – В моем классе установлена интерактивная доска, она активно используется. Но в какой-то момент я заметила, что ученики – особенно старшеклассники – перестали ее любить. Для них прошел эффект новизны, эффект игры. То же самое с электронными книгами: как ни странно, дети часто предпочитают книги традиционные. В 2003 году я начала применять в школе информационные технологии, для многих это еще было в диковинку. Но уже тогда эта тенденция прослеживалась. Я ни в коем случае не являюсь противником электронных пособий, но они вряд ли сами по себе станут мотивацией к обучению, к чтению, – рассказала учитель русского языка и литературы Ирина Евлампиева. Сэкономить не получится?Очевидно, что электронный учебник – это только инструмент. Инструмент, который может реально повысить качество образования – опыт зарубежных стран (Аргентина, Великобритания), перешедших на «цифру», тому пример. Но учиться пользоваться электронным пособием придется всем – и детям, и педагогам. И вопросов, связанных с нововведением, пока больше, чем ответов.Для нормальной работы школьникам понадобится качественная техника. Иначе будет неудобно пользоваться электронным пособием, плохая картинка может испортить зрение. Пока не понятно, кто будет платить за гаджет – школа или родители. Для учебных заведений, участвующих в эксперименте, планшеты закупят региональные власти. Остальным, по всей видимости, предстоит эксплуатировать свое «железо». Александр Седунов, начальник управления образования Псковской области: – Мы планируем заключить с издательством договор на поставку электронных учебников. Не взамен бумажных, а в качестве дополнительных пособий. Вопрос о материально-технической базе я не считаю релевантным, сегодня практически у всех дома есть компьютеры. Светлана Озерова, директор Псковского технического лицея: – Пока не могу однозначно оценить, как электронные пособия скажутся на учебном процессе. Все зависит от оснащенности учебного заведения, от того, насколько доступны электронные носители школьникам. Алла, мама семиклассницы: – Для нашей семьи это нововведение – палка о двух концах. С одной стороны, у ребенка зрение – минус пять, и компьютеры тут явно не на пользу. С другой, сколиоз – все-таки рюкзак станет полегче. Сейчас он очень тяжелый – благо комплектом бесплатных учебников нас обеспечили. В школе гаджеты под запретом – учителя отказываются отвечать за их сохранность. Но вообще, детей от планшетов не оторвать, теперь вот еще и уроки в них будут учить. Не знаю, поддержат ли учителя такую инициативу – в нашей школе не все классы сейчас оснащены компьютерами. Из-за этого даже оценки в электронные дневники не всегда вовремя выставляются. Бывает, что в конце четверти, когда исправлять нужно, уже поздно. Плюсы• Гаджет весит намного меньше, чем кипа бумажных книг.• Новые возможности: процесс обучения станет более интересным. • Учебник проверит знания каждого ученика. Минусы• Читая с экрана, школьники рискуют испортить зрение.• К инновации готовы не все педагоги. • Потерянный или сломанный гаджет влетит в копеечку. Кстати415 электронных учебников одного из издательств уже переданы на экспертизу в Российскую академию образования и Российский книжный союз. |
|