10.12.2024, 05:36 |
«Доставка прессы должна компенсироваться государством», — Мария Христофорова, «Медиагруппа «Ситим»02.02.2015, 20:35  ИАА Восток России
Мария Христофорова, генеральный директор ООО «Медиагруппа «Ситим»:
- Недавно в Общественной палате Российской Федерации обсуждали проблему, с которой уже несколько месяцев сталкиваются все без исключения дальневосточные печатные СМИ. Речь - о нововведениях со стороны Почты России, которые повлекли за собой резкое удорожание услуг подписки на журналы и газеты. Результатом подобной политики стало реальное падение подписки на издания – многим жителям Дальнего Востока новые цены на СМИ оказались просто не по карману.
Примером может служить ситуация, складывающаяся в МГ «Ситим». Медиа-группа издает на якутском и русском языках 5 газет и 5 журналов, занимает ведущее место в информационном пространстве республики. С 2004 года якутские СМИ добились высоких результатов в расширении географии распространения периодической печати: газет и журналов — с 59245 экз. в 2004 году до 152500 экз. в 2013 году. По итогам подписной кампании 2 полугодия 2014 года, после резкого повышения почтовых тарифов, подписка на республиканские СМИ по сравнению с 2013 годом снизилась почти в два раза — с 152500 до 79670 экземпляров. По итогам подписной кампании 1 полугодия 2015 года общая республиканская подписка чуть повысилась и составила всего 84576 экземпляров. Население нашей республики достоверную информацию в основном получает из газет и журналов. Жители в районах имеют небольшие доходы. Поэтому при повышении почтовых услуг резко падают объемы подписки. Если общая подписка МГ «Ситим» в 2012 году составляла 96620 экз. газет и журналов, то после повышения почтовых услуг на 15% во втором полугодии 2013 года снизилась до 70833 экземпляров. А по итогам подписной кампании 2 полугодия 2014 года, когда почтовые услуги выросли еще на 53%, подписка на издания ИГ «Ситим» упала до 27129 экземпляров.
«Почта России» при проведении подписной кампании в стране применяет принцип территориального зонирования. В Якутии три таких зоны. Самая дорогая подписка в 3-й зоне, то есть в арктических районах. Если подписная цена газеты «Кыым» на 1 месяц до адресата для 1 зоны составляет 194,72 руб., то для 3 зоны – 271,19 рублей. При этом по сравнению с 1 зоной почтовые услуги до адресата в арктической зоне вырастают на 92 процента, т.е. почти в два раза — с 84,72 рублей для 1 зоны, до 161,19 рубля для Арктической зоны. Вследствие сохранения высоких подписных цен, в течение последних 20 лет в арктических районах институт подписки практически развалился. В 2013 году на республиканские периодические издания подписка выглядела следующим образом: в Булунском районе всего газет и журналов — 375, Аллаиховском – 230, Нижнеколымском – 181 экземпляр. В центральных районах, где доставка более налажена следующая картина: в Усть-Алданском улусе - 5563, в Нюрбинском – 7553, Намском – 3754 экземпляра.
Потеря читательской аудитории – это потеря взаимодействия внутри нашего общества, тотальная изоляция тех, кто живет в труднодоступных районах. Кроме того, сокращение читательской аудитории – это прямые убытки издательства, снижение его экономической самостоятельности и независимости. В случае сокращений – безработица многих журналистов, полиграфистов и других специалистов смежных отраслей. Согласитесь, задача издательства – произвести информационный товар, на который будет спрос. А снабжать удаленные поселки этими товарами – забота государства. Ведь возит же наше государство на Север и уголь, и дизельное топливо, и продукты питания. Огромные субсидии идут на энергетику – никто даже не заикается о том, чтобы переложить стоимость электроэнергии на местных жителей – и правильно: выйдет по 30-40 рублей за киловатт! Киловатты, тепло и горячая вода – первая необходимость. Информация – тоже. Поэтому, если в удаленном поселке кто-то изъявляет желание подписаться на СМИ, он должен иметь возможность получить издание по доступной цене, и совершенно разумно то, что доставка должна компенсироваться государством.
На уровне Общественной палаты Российской Федерации данная тема заинтересовала члена ОП РФ Марину Богословскую. Она пояснила, что «скачок тарифов привел к катастрофическому обвалу подписки на всей территории страны. То есть всего за год тиражи печатных СМИ обрушатся почти на 50%», — рассказала Богословская. По ее словам, вопрос сохранения социальных функций «Почтой России» стоит особенно остро, поскольку для жителей удаленных населенных пунктов подписка на газеты и журналы является единственной возможностью доступа к печатным СМИ, а для издателей в регионах реализация подписных тиражей — чуть ли не единственный способ выжить.
Член ОП РФ рассказала, что в апреле 2014 года Общероссийский народный фронт при поддержке Общественной палаты провел медиафорум «Правда и Справедливость», на котором был рассмотрен вопрос о патовой ситуации с подпиской в стране. Марина Богословская подчеркнула, что по итогам Форума Владимир Путин дал поручения Правительству РФ разработать систему приоритетного распределения грантов «Роспечати» для региональных и муниципальных СМИ, реализующих социально значимые проекты. «Как мы видим, это поручение так и не было исполнено», — заявила она. Марина Богословская также напомнила, что с целью нормализации ситуации с подпиской Общественная палата провела общественную экспертизу проекта закона «О почтовой связи» и разработала следующие предложения: вменить «Почте России» в обязанность выполнение функции по организации подписки и доставке подписных тиражей на всей территории Российской Федерации; установить, что тарифы на услуги подписки и доставки периодических печатных изданий, распространяемых по подписке, регулируются государством; закрепить соответствующие положения в проекте Федерального закона «О почтовой связи».
Помимо этого, Марина Богословская предложила добавить в эти предложения еще три пункта, а именно: вменить «Почте России» ответственность за своевременность и качество доставки периодических изданий до почтового адреса подписчика; отменить принцип территориального зонирования при определении тарифов подписной компании для Арктической зоны и других труднодоступных районов; а также принять меры для поддержки детских изданий на национальных языках народов РФ.
Периодическая печать по-прежнему занимает лидирующие позиции в России, особенно в провинции. Если наше правительство регулярно заявляет о развитии Дальнего Востока и Сибири, почему обходит стороной такой животрепещущий вопрос, как цены на на самый достоверный и основной источник информации - газеты и журналы? |
|