07.12.2024, 14:36 |
Прощай, сладкая жизнь?30.01.2015, 21:35  ИД «Крестьянин», Ростов-на-Дону
После введения Западом санкций против России очень многие производители и реализаторы продуктов питания воспользовались моментом в свою пользу. А падение рубля открыло им дополнительные шансы для манипуляций. Ценники поползли вверх. Какие действия в данной ситуации предпринимает федеральная антимонопольная служба, «Крестьянин» решил выяснить у заместителя начальника отдела изучения контроля товарных рынков Ростовского УФАС России М.И. Исмаилова. – Мурсал Исмаилович, следить за ценами – штатная функция УФАС, но сейчас проверки, видимо, участились. С чем это связано? – В первую очередь с количеством поступающих обращений от граждан на рост цен на продукты питания. Раньше это было редкое явление. Теперь на «горячую линию» ежедневно поступает 7-8 жалоб. Наибольшей активностью отличаются жители Ростова, Таганрога и Гуково. Потом это связано с поручениями правительства РФ и президента. Наши специалисты принимают участие в совместных выездных мероприятиях с представителями прокуратуры, департамента потребительского рынка, службы Россельхознадзора, Роспотребнадзора. Выясняем, есть ли признаки ценового сговора между участниками рынка, есть ли необоснованное повышение цен. – Вы следите за какой-то определённой группой товаров? Что входит в объект пристального внимания? – Да, мы работаем по перечню 24 социально значимых товаров, которые определены 530-м постановлением правительства. Помимо этого наш центральный аппарат спустил поручение о мониторинге оптово-отпускных цен по 12 наименованиям продуктов. Туда входят молоко, сливочное масло, куры (кроме окорочков), свинина и говядина (кроме бескостного мяса), мороженая неразделанная рыба, гречка, фрукты-овощи. – По этим позициям вы контролируете производителей? – Именно производителей, потому что розница – вотчина наших коллег из департамента потребительского рынка. – Ваши права распространяются только на территорию Ростовской области? Скажем, «сюрпризом» последнего времени стал сахар. Но у нас нет ни одного сахарного завода. – То же самое по гречке. Но мы проверяем то оптовое звено, которое имеется в области. Есть у нас крупный поставщик ПТО «Основа». Эта компания закупает товар, фасует его и мелким оптом поставляет в торговые сети, на рынки. И когда мы выявляем нарушения в действиях хозсубъектов, которые находятся на территории других регионов, то направляем информацию нашим коллегам. Так мы поступили по гречке, выявив, что цена выросла в закупке. Производитель находится в Воронежской области. Туда и направили письмо с просьбой разобраться. – Какие вопиющие факты удалось раскрыть за всё время усиленного мониторинга? – На сегодняшний день у нас нет ни одного возбуждённого дела, поскольку не выявлено даже признаков антимонопольного сговора или нарушения нашего законодательства. Многие обстоятельства являются объективными, равными для всех производителей и продавцов. Что связано в том числе и с курсом евро и доллара. Многие товары, продукты питания содержат часть ингредиентов, которые закупаются за рубежом и привязаны к курсу иностранной валюты. Потом в каждом продукте имеется топливная составляющая, на что нам указывают производители. А энергоносители постоянно растут в цене. – Но как можно связать с ГСМ повышение стоимости того же сахара? Осенью он стоил в «Магните» 30 рублей, теперь – 52. По закону о торговле госрегулирование цен на социально значимые товары правительство может вводить, если в течение любых 30 дней их цена выросла на 30% или более. А сахар подорожал фактически на 70%, но плавно, за 3-4 месяца. Россия обеспечивает себя сахаром на 85%. Последние два года урожаи сахарной свёклы рекордные. Годовой запас этого продукта в стране увеличился наполовину по сравнению с предыдущим сезоном. Однако то, что мы видим по результатам снижения цены после ваших совместных с прокуратурой проверок на 2-3 рубля, оптимизма не вселяет. – Согласен. Но нам объясняют высокие розничные цены тем, что закупочные поднялись до 45 рублей за килограмм. То есть здесь я сомневаюсь, что могло быть злоупотребление со стороны торговых сетей. Скорее всего, нужно смотреть именно обоснованность изменения цены у производителя. По сахару мы направили запросы в шесть субъектов, которые указали торговые сети как основных поставщиков. Как только получим информацию, мы перепроверим её и только тогда сможем дать свою оценку. Вы правильно замечаете, что объективных предпосылок, может быть, и не было: нет импортной составляющей, нет дефицита урожая и прочих каких-то показателей. Но при этом некоторые предприятия указывали, что у них имеются кредиты в валюте, стоимость которых перекладывается постепенно на продукцию. Это всё, конечно, ложится на плечи в том числе потребителя. Насколько такие действия обоснованы, разбираемся. Возможно, имеет место спекулятивная составляющая. В последние дни совместно с прокуратурой проверяли торговые сети «Апекс плюс» и «Седьмой континент». – Что выявили? – Предварительно судить о нарушениях не совсем корректно, поскольку акт не составлен. Как говорится, два юриста – три мнения... – Хорошо. На что обратили внимание? – По тому же сахару: не изменилась величина торговой наценки. Стоил, условно говоря, 30 рублей, наценка была 35%, и 50 стал стоить – наценка 35%. Но мы же понимаем, что 35% от 30 и 50 рублей это абсолютно разные суммы. Притом что издержки самой торговой сети, как правило, не так подвержены изменениям, как цена в закупке. И мы проверяем, насколько обоснованно было держать наценку в таких пределах и получать в натуральном выражении больше денежных средств. – Какие санкции возможно применять к тем, кто манипулирует наценками, и есть ли примеры подобных наказаний? – Если мы устанавливаем факт нарушения антимонопольного законодательства, то привлекаем к административной ответственности. Штрафы у нас от 1 до 15% от выручки за предыдущий год. Суммы серьёзные, возможны и десятки миллионов рублей. За период с августа по декабрь, о котором мы в основном говорим сейчас, такие санкции ещё не применялись. Но в 2013 году привлекали к административной ответственности «Юг Руси» за монопольно высокую цену на муку пшеничную 1-го сорта. Штраф, насколько я помню, был 1 млн 14 тыс. рублей. Кроме того, мы даём предписание снизить цену, а невыполнение нашего предписания предполагает дополнительные санкции. – А у ваших партнёров по проверкам какие механизмы воздействия? – У прокуратуры механизмов, конечно, гораздо больше. Она может выдавать представления, предостережения, если видит лишь признаки, что какие-то действия торговой сети могут привести к нарушению или усугублению и без того напряжённой социальной ситуации, ценовой. – В жалобах, поступающих на вашу «горячую линию», просматривается какая-то системность, сезонность? – Достаточно чётко. В августе-сентябре это были куры, сентябре-октябре – рост цен на молочную продукцию. Но это происходит традиционно, поскольку заканчивается сезон большого молока. Потом лидировала гречка, сейчас в центре внимания сахар, растительное масло. Кстати сказать, наши ставропольские коллеги возбудили дело в отношении птицеводов, вменив им монопольно высокую цену. Есть определённый механизм её определения. Упрощённо говоря, когда цена включает излишние издержки, которые можно было не включать. То есть получается необоснованная прибыль. И также эта цена превышает цену, сложившуюся на конкурентном рынке. За конкурентный рынок Ставропольское УФАС брало Ростовскую область. Антимонопольщики смогли обосновать свои претензии. Поймите, мы же не ставим перед собой задачу выявить нарушение как таковое, наше дело разобраться в ситуации. Нарушение можно выявить и красиво оформить. Но в суде нужно ещё отстоять законность этого решения. Мы будем не совсем убедительны в суде, когда в целом ситуация объективно менялась и действительно издержки у предприятия росли. На этих предприятиях работают люди, которые получают заработную плату, и требовать от предприятия продавать себе в убыток и идти постепенно к банкротству – не наша цель. – А ваша служба на упреждение ситуации способна работать? Можете вы предвидеть, какой следующий товар вызовет ажиотаж? – Предвидеть можем. Более того, эти вот наши выездные проверки, даже если мы не выявим нарушения, сам факт того, что административный орган следит за ценообразованием, обязует предприятия и торговые сети не допускать необоснованных наценок. Наша служба у них уже на слуху. Санкции серьёзные – вплоть до того, что мы можем дисквалифицировать директора, отстранив его на три года от должности. Хотел бы ещё отметить, что много спекулятивных моментов создают сами люди, провоцируя изменение цен. Взять гречку: кто и не ел её никогда, на фоне роста цены считает нужным купить, да не одну упаковку, а несколько. В результате она с полок исчезает, торговцы, видя, что товар уходит и за 35, и за 45 рублей, решают: почему бы не поставить 55 рублей. Нельзя поддаваться ажиотажным настроениям. – Ну, а если налицо резкое повышение цены, звонить по номеру: (863) 240-64-36. – Да-да, мы проверим. |
|