Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

21.04.2025, 04:56

Погоды не делают

Почему в Петербурге перестали разгонять тучи
Анастасия ДОЛГОШЕВА

По-научному это называется «активное воздействие на погоду»: самолет доставляет в облака хладореагент – и осадки выпадают там, где надо нам, а не им. В Москве тучи разгоняют теперь только дважды в год, в День города и перед 9 Мая; в Петербурге уже привыкли, что хорошая погода на городских гуляньях не гарантирована. Ладно бы гулянья – баловство одно. Когда-то «активное воздействие» было спасением сельхозугодий от засухи, населенных пунктов – от слишком обильных снегопадов, лесов – от сокрушительного бедствия, пожаров. Куда что подевалось?


Облачные технологии

Первым был голландский профессор Фераат. В 1931 году он провел первое успешное «активное воздействие» твердой углекислотой с самолета на облака.

Механизм несложен. Облака нижнего и среднего яруса (в наших широтах это 1 – 3 км в высоту) часто капельные; капли в жидком состоянии могут существовать в атмосфере до минус 40, а то и до минус 45 градусов.

– Если в капельном облаке вдруг появляется область с резким переохлаждением (а этого можно достичь с помощью хладореагента), температура резко понижается, – объясняет Андрей Синькевич, главный научный сотрудник Главной геофизической обсерватории (ГГО) им. А. И. Воейкова. – Капли превращаются в кристаллики льда, быстро растут, становятся тяжелыми и падают. И в зависимости от температуры возле земли выпадают в виде дождя, снега или так называемой крупы.

В нашей стране «активные воздействия» широко применялись с послевоенного времени. Последствия для окружающей среды, конечно, оценивались. В Молдавии, например, одно время использовали йодистый свинец – отказались: накапливается в почве. Загрязнение от другого реагента, йодистого серебра, оценивается как минимальное, не сопоставимое с выбросами промышленных предприятий. Реагент «углекислота» – вообще атмосферный газ.
По распоряжению Мосгорисполкома в свое время был создан отдел, регулярно проводивший воздействия – для снижения снегопадов в Москве. Ленгорисполком тоже планировал создать такую службу: снежные завалы вполне могут парализовать мегаполис. Уже и штатное расписание было составлено.

Но началась перестройка. И кончились деньги. Обсерватория лишилась своей авиации, москвичи – тоже. Теперешний разгон облаков в столице организован иначе: коммерческая фирма арендует с десяток самолетов у военных и обеспечивает столице безоблачный день. Платит правительство Москвы. Наша обсерватория тоже проводила воздействия на арендованных частных самолетах (с военными пока договоришься...), но это было всего несколько раз.

В прошлом году, рассказывает Андрей Синькевич, в обсерваторию обращалась служба по уборке города на предмет «нельзя ли уменьшить количество снега в Петербурге?» Переписка окончилась ничем. И потом: как знать, снежная ли выдастся зима? Может, обойдется?


Грузите бочками

Опять же в советское время Обсерватория им. Воейкова иногда помогала увеличить осадки в Ставропольском крае в летний период, но в большей степени участвовала, как ни странно, в тушении лесных пожаров.

«Обсерваторский» самолет Ил-14, предназначенный вообще-то для научных целей, в случае лесного пожара получал приказ, исследования сворачивались, и «летающая лаборатория» превращалась в пожарного. К тому же в стране работала служба Авиалесоохраны (базировалась в подмосковном Пушкине), ее самолеты отслеживали возгорания, а обсерватория ставила на самолеты средства воздействия, чтобы, если возможно, еще и тушили.

Службы Авиалесоохраны больше нет.

– В России работы по воздействию на облака для тушения пожаров прекратились, – говорит Андрей Синькевич.

...В I квартале 2014 года (то есть только за весну!) в России было зафиксировано 473 лесных пожара. Обычное «первоквартальное» количество – до 15 пожаров. Из недавних, летних, новостей: «...в Сибири действует 169 лесных пожаров на площади 20 тыс. 602,5 га...», «за последние сутки площадь лесных пожаров возросла в полтора раза...» В Ленобласти пока спокойно; до нас обычно докатывается к середине лета.

Как сейчас тушим? «Грузим бочками». Самолеты МЧС загружаются водой и летят к месту пожара. Эффективность так себе. Самолет поднимает, положим, 10 тонн воды, и еще вопрос, сколько ее долетит до огня. Во-первых, при задымлении летчику плохо виден очаг возгорания, и попасть в цель на скорости 70 м в секунду с высоты 50 – 100 метров затруднительно (не все самолеты оборудованы тепловизорами); во-вторых, часть воды по пути просто испаряется.

Сравните: из хорошего облака поток осадков, как из реки – 500 тонн в секунду.


Не ждать милости от природы?

Но, подчеркнем, «из хорошего облака». Это ключевое условие: лесные пожары норовят стрястись в антициклон, при хорошей погоде. Нет облака – не на что воздействовать.
Можно ли облако создать?

Вопрос не праздный. В советские годы один ставропольский энтузиаст подал заявку на изобретение: если сбросить с самолетов большое количество воды, компенсирующий восходящий поток приведет к формированию облачности.

Если вы подумали, что идея «немножко бредовая», то вы подумали ровно то же, что сотрудники обсерватории. Но ничего не попишешь: ставрополец оказался настырным, добрался до самых верхов и добился практической проверки. Обсерватории было поручено наблюдать за торжеством человеческого разума.

Два десятка (!) самолетов Ан-2, груженные баками с водой, поднялись в воздух, выстроились гусиным клином и по команде всю воду сбросили... Вода испарилась.

– Идей насчет влияния на атмосферные процессы много и сейчас, – рассказывает Андрей Синькевич. – Как правило, околонаучных. Но некоторые получают даже государственное финансирование. Шутки шутками, а одно время по Ставрополью ездил экстрасенс, предлагал директорам хозяйств: я буду вызывать дожди, и, если урожай повысится на 10%, вы мне одну сотую от прибыли заплатите... Некоторые соглашались.

Но возвращаясь к лесным пожарам: их ведь тушили и с помощью хладореагентов, аж с 1960-х. Как? Так: лес горит не один день, недели; погода начинает меняться, появляется облачность – и тогда можно действовать «по науке».

– Тушение из бочек не должно исключать активного воздействия на облака, если это возможно, – считает Андрей Синькевич.


Рацпредложение

Вопрос о том, не вернуться ли к активным воздействиям, поднял специалист в области, мягко говоря, не близкой к влиянию на погоду. Зато близкой к влиянию на окружающую среду – директор предприятия «Гипроцемент-наука» Лев Григорьевич Бернштейн (о предложении ученых употребить с пользой мусор в цементном производстве мы писали в № от 5.02.2014, «Отходное» производство»).

Сейчас новая идея. При производстве цемента выделяется углекислоты больше, чем на тепловой электростанции: на каждую тонну цемента выбрасывается тонна углекислоты. В России производится 60 млн тонн цемента в год – и углекислоты с него столько же. И почему бы этот хладореагент не использовать, тем более что технология его производства наработана? Заводы вам – углекислоту, тем самым снижая собственные выбросы, вы ее используете, спасая лес от пожара, и все счастливы. Возможно, и «зеленые» прислушаются: в России лесов – 22% территории, 1 млрд 200 млн га, каждый год пожары охватывают от 0,5 до 2,5 млн га, а в результате сгорания органических материалов с этих площадей ежегодно выделяется от 14,0 до 40,0 мегатонн углерода. А тут мы малым количеством СО2 вроде как уменьшаем парниковый эффект.

Но в обсерватории сомневаются. На что углекислота, если самолетов нет? Появился один, Як-42, для проведения исследований, и то не у обсерватории, а у Росгидромета. Каждый его вылет – праздник великий и нечастый: час полета «лаборатории» стоит 360 тыс. рублей, средний полет длится четыре часа, вот и считайте.

Но самолеты есть у МЧС. И (счастливое совпадение) МЧС участвует в тушении лесных пожаров. И нет надобности снабжать эти самолеты всеми лабораторными дорогими «наворотами».

Скепсис сотрудников обсерватории понятен. Уже было, предлагали. Лет десять назад обсерватория направила МЧС предложение: оборудовать самолеты министерства средствами воздействия. Чтобы в случае облачности не носить воду коромыслами, а «выжимать» облако.

Как говорит Андрей Синькевич, получили отказ. «Их это не интересует».

Между нами: видимо, возить бочками интереснее; сколько ходок «водоем – пожар» можно сделать. Каждая ходка – отдельные деньги.

Пожарная команда

– Можно дурацкий вопрос, – спрашивает Лев Григорьевич. – Ну допустим, мы, Россия, бедная страна: нефти нет, ничего нет. Но богатые страны типа Америки, Германии не занимаются активными воздействиями?

– Занимаются! – отвечает Юлия Александровна Довгалюк, в обсерватории она заведует лабораторией физики облаков. – Частные фермеры заказывают такие работы. Все понимают, что сгоревший виноградник лет 6 – 7 надо восстанавливать.

– Активные воздействия очень развиты в Китае, – добавляет Андрей Синькевич. – Там каждая провинция имеет свои самолеты, ведутся антиградовые работы и работы по увеличению осадков. В Таиланде, в Южной Америке. Но у таких проектов цель – увеличение осадков, проводятся работы в определенный период, когда есть облачность. Нанимают самолеты, потом оборудование снимают, а самолет используют для других целей. Вот в Испании случились пожары – и кто вызовет эти самолеты? Это не пожарная команда, которая сидит и ждет тревожного вызова.

– Я не понимаю, – разводит руками Лев Григорьевич. – Я много читал о том, что в советское время активными воздействиями удавалось предотвратить огромный ущерб. Почему нельзя иметь аэродром с 10 самолетами, которые работали бы по вызову? Позвонили нам, допустим, из Испании или Израиля: «Пожар!». Нет вопросов, вылетаем, это стоит «2 рубля с полтиной»...

Лев Григорьевич не считает, что наладить «активные воздействия» – вопрос огромных денег. По сравнению с ущербами – ничто. Вспомним жуткий 2010 год. По данным МЧС, к августу того года в России пожарами было охвачено около 200 тыс. га. Помощь предлагали Сербия, Италия, Украина, Польша, Белоруссия, Армения, Казахстан, Болгария, страны Прибалтики. Даже не самые близкие к нам США и Венесуэла. «Лесными пожарами были полностью или частично уничтожены 127 населенных пунктов. Огнем были охвачены 22 субъекта РФ. Произошло около 30 тысяч лесных и торфяных возгораний на общей площади более 1,6 миллиона га», – это из отчета сотрудников МЧС.

Лев Бернштейн планирует отправить в инстанции очередное предложение. Десять лет прошло, – может, что изменилось? Потери в 2010 году были убедительны: без жилья остались 3,5 тысячи человек. Можно и в рублях посчитать. Сколько нанесено ущерба... Какой ущерб удалось бы предотвратить, если бы... И т. д.

Можно не считать в рублях. В тех пожарах погибли больше пяти десятков человек.

ФОТО IGOR KOSTIN сайт www.photodom.ru

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета