![]() |
23.01.2025, 07:21 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() УФИМСКИЯ ГУБЕРНСКИЯ ВЕДОМОСТИ20.06.2014, 00:32  Уфимские ведомости
Июнь 1888 года Этнографические очерки русскаго населения Уфимской губернии, в его народном быту, обрядах, обычаях и пр. (М. Колесников). Крестьяне и их житье-бытье. (продолжение). Пища крестьян довольно незатейливая и неприхотливая. На завтрак подается одно горячее блюдо - суп, лапша, вареная картошка. В будничные скоромные дни обед и ужин состоят из чернаго ржаного хлеба или ситнаго (из ржаной муки, просеянной сквозь частое сито), щей с свежей говядиной или солониной, каши на молоке. В праздники к столу подаются пироги с яйцами, курник, жаренная в сметане картошка, яичница, а ржаной хлеб заменяется пшеничным. В постные же дни пищу крестьян в обед и ужин составляют: капуста с квасом, кислыя постныя щи с конопляным маслом, редька, соленые огурцы, брюква, «паренка» (пареная репа), картошка, горох, соленые грузди, в праздник - рыба. Крестьяне, занимаясь постоянно физическим трудом, едят сравнительно много, поэтому, не смотря на неизысканный обед, они сидят за столом долго; перед тем как садиться за стол и по выходе из-за стола, они молятся Богу; за столом сидят чинно и ведут степенный разговор, не допуская смеху, шуток и споров, и если кто не хочет больше есть, тот, не сожидая остальных, выходит из-за стола. При еде употребляются круглыя деревянныя ложки, большаго размера, на стол подается один общий нож (вилки у крестьян не употребляются). Все кушанья едят из одной общей посуды: жидкия - ложками, а мясо и проч. - «своей пятерней», т.е. руками, для чего мясо, одним из обедующих изрезывается мелкими кусочками и складывается на неглубокую деревянную чашку, из которой и едят. После обеда и ужина пьют квас или просто воду. Самовар считается роскошью, он доступен не каждому и поэтому имеется только у самых зажиточных крестьян, которые, впрочем, чай пьют не каждый день, а изредка - по воскресным дням да в праздники. Взрослые дети едят ту же пищу, что и большие, а маленьких грудных детей кормят молоком, часто скисшимся, из нечистаго рожка; также дают им соску, то есть жеваный кислый хлеб, или кашу, иногда в грязной тряпице. От такой пищи дети часто страдают запорами и грыжею. Семейная жизнь крестьян. Семейная жизнь крестьян своеобразна, монотонна и трудовая. Старшим в семье является отец семейства, как глава семьи; он неограниченно управляет домом и ведет хозяйство, но как только он дряхлеет и теряет способность к работе, то обязанность эта возлагается на старшаго в семье неотделеннаго сына, который, впрочем, в этом случае действует с согласия своего родителя и до самой смерти последняго не выходит из его повиновения. Крестьянская семья часто встречается многочисленная, и численность ея доходит до 10 человек и более. В состав такой семьи входят снохи женатых сыновей и их дети. Но в таком составе семья остается недолго; начинаются семейные раздоры: снохи жалуются мужьям на деверей, свекра; свекровь на невесток, невестки и свекровь жалуются на снох. У них являются споры из-за труда, одни упрекают других, что те меньше их работают, снохи упрекают, что работа их идет не впрок, так как они батрачут, работают не исключительно для себя, а на всю «араву», т.е. общую семью. Глава семьи, видя все эти раздоры, решается наконец отделить из общей семьи старшаго своего сына. Он обращается к сельскому старосте с просьбою собрать сельский сход, который тем и созывается в один из ближайших праздников. Крестьянин ставит сходу угощение, четвертушку водки и, попотчевав ею старичков (в таких случаях мне никогда не приходилось видеть, чтобы сход был собран в полном составе а всегда состоит из десятков двух мироедов, как их называют крестьяне, или «каштанов», ищущих случая выпить), выражает сходу свое желание отделить своего Ванюху и просит мир или старичков, дать ему для Ванюхи «местечко», указывая сходу на намеченное уже им общественное пустопорожнее место. «Миру», конечно, земли не жалко, и он дает свое устное согласие на отдачу просителю той земли без всякаго приговора. (Продолжение будет.) Подготовила Анна МАСЛОВА |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |