Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

27.04.2024, 08:59

Детки в клетке

Корреспонденты «НВ» побывали в единственном в России лицензированном карантинном центре «Велес», который даёт попавшим в беду диким животным второй, а порой и единственный шанс на жизнь

 


Нильского крокодила Гену Гражданского нашли сотрудники ЖКС №2 Калининского района и, подержав у себя несколько дней, благоразумно решили сдать его в карантинный центр


 

Медведи, рыси, лисы, енотовидные собаки, хорьки, ёжики, всевозможные птицы – каких только обитателей не повидал «Велес» под Петербургом за шесть лет своего существования. Большинство животных поступают сюда покалеченными, как правило, не без участия человека. Тех, чьё здоровье полноценно восстанавливается, отпускают в естественную среду обитания. Однако многие остаются на попечении специалистов центра пожизненно. Здесь к ним относятся не как к братьям меньшим, а как к детям – порой капризным, своенравным, упрямым, но неизменно – родным.


Любовный треугольник

В деревне Рапполово, что под Петербургом, дорогу к «Велесу» знает каждый – свернуть направо у заросшего кустарником по самую бороду памятника вождю мирового пролетариата, ещё несколько десятков метров по раскисшей весенней дороге – и в глаза бросается ярко-жёлтый, контрастирующий с окружающей серостью двухэтажный дом за зелёным забором. У ворот заливистым лаем встречает секьюрити – пёс Лис, из-за строения тела и склонности к чревоугодию проходящий также по кличке Кабачок. Следом за ним появляется Виктор Сенин – один из четверых постоянных сотрудников центра.

– Проходите-проходите, полюбуйтесь на наших котяток, – призывает он, пропуская нас на территорию.

«Котятками» на поверку оказываются три взрослые рыси – брат с сестрой Хвост и Пушенька, за стенкой – величественный Макс. Всех их выкупили со зверофермы, где животных выращивали на шубы. Нынче в кошачьем семействе интрига: Пушенька беременна, но вот от кого из кавалеров – неясно. Недавно проломила доску и прорвалась к Максу, с которым сожительствовала пару дней. Потом, правда, вернулась. Хвост по-братски простил, но осадочек остался – теперь не отходит ни на шаг.

– Пойдёмте в дом, мне надо кашу доварить, – говорит Виктор.

«Выключи везде свет в 22! Животным нужно спать, береги их нервы!» – гласит табличка на двери. На плите в огромной кастрюле поспевает овсянка, как выясняется, для медведей. Тут же в тазу размораживается салака – для серого балтийского тюленя Живочки. Её, раненную винтом, спасли рыбаки – на шее остался шрам. На посетителей глядит внимательно, высунув морду из бассейна.

– Кусается! – предупреждает наш провожатый.

Раздаётся звонкое «кукареку» – в соседней комнате обитают лебеди и куры с петухами. Рядом живут павлины, дальше – куропатки, ещё дальше – голуби. Но Виктор спешит познакомить нас со своей любимицей – Сеней.

– Родненькая моя, выходи, папа пришёл, – зовёт он, открывая дверь в небольшую комнатку, устланную сеном. Из угла на голос «папы» неторопливо выбирается лохматый заспанный медвежонок и, как-то неестественно косолапя и раскачиваясь, направляется к нам. Оказывается, Сеня – инвалид. Приехала в центр из-под Архангельска. Малышку вызволили с притравочной станции – истощённого измученного зверька с последней стадией рахита долго выхаживали, борясь за её жизнь. В центре Сеня заново научилась ходить, есть, постепенно привыкла не бояться людей. Правда, годовалый медвежонок размером не больше трёхмесячного и больше уже не вырастет. Но зато теперь, под нежным присмотром приёмных родителей, проживёт в разы дольше своих диких сородичей. «Медвежий» холодильник посреди кухни забит детскими кашами и пюре, рядом на полках – баночки с мёдом, сгущёнкой, йогуртом…

 


Самка серого балтийского тюленя Жива, спасённая рыбаками из¬под винта, скоро сменит тесноватый бассейн на уличный – попросторнее

 


Медвежий папа

Всего в «Велесе» сейчас живут 11 медведей, из них семеро – совсем ещё крохи, сосунки. Их подбросили к воротам совсем недавно. Поэтому Виктор теперь почти не спит. Ведь за медвежьими детёнышами – совсем как за человеческими – глаз да глаз нужен.

– По соскам и пелёнкам я теперь профессор, – шутит «медвежий папа». – Стиральная машина вообще без остановки работает. Будильник мне не нужен – у меня их семь!

Впрочем, Виктору не привыкать – у него четверо детей и двое внуков. Сам он, декоратор и художник по металлу, 30 лет проработал в театрах – Малом драматическом театре и «Зазеркалье». А потом решил поселиться здесь, в «Велесе». 

Поднимаемся на второй этаж. На столе во второй, «человеческой» кухне – вахтенный журнал. Сюда Виктор записывает время кормления медвежат и общие наблюдения. Вот, например: «3.10. Поели, в общем, неплохо. 8.30. Неважно питался Фунтик, остальные – здорово. Итог дня – проглотили 1500 мл». Ярик, Крюк, Фунтик, Фантик, Панда, Миха и Гриня тем временем просыпаются – из стоящей неподалёку радионяни раздаётся писк и сопение. Значит, пора проведать ясли.

По дороге к медвежатам делаем ещё одну остановку – у Гены. Ставший звездой СМИ нильский крокодил-подкидыш, которого работники ЖКС № 2 Калининского района Петербурга в начале месяца нашли возле мусорных баков, теперь обитает в «Велесе» и ждёт решения своей участи. Вероятно, он отправится в Екатеринбург, в специализированный питомник для рептилий. Пока же на вид безобидный крокодильчик застыл в углу маленького аквариума. Очень скоро кроха вырастет (до шести метров!), и тогда подойти к нему мало кто отважится. Но смотритель центра любит всех своих подопечных. Для каждого находит ласковое слово, даже для Гены, который у нас на глазах чуть не откусил кормильцу палец.

– Все должны о ком-то заботиться, – считает Виктор. – Я переживаю за них, хочу, чтобы они выжили. Они меня не раздражают. Бывает, рассержусь, но держу в себе.

С медвежатами Виктору вскоре предстоит расстаться – уже в конце лета их выпустят в дикую природу на Карельском перешейке. Но их место быстро займут новые «детки» – начинается тёплый сезон, когда подкидышей традиционно становится больше.

 

 


Малыш Крюк – самый бойкий из медвежьей банды: шустрее всех выбирается из коробки в ожидании кормёжки

 

 

 

 

Центру нужна помощь

Многие наивно путают центр с зоопарком, приезжают целыми группами, причём в основном в выходные, когда у сотрудников законный отдых. В посещении стараются по возможности не отказывать. Но и гостям надо понять: в первую очередь здесь ждут не праздного любопытства, а помощи. Причём речь идёт не только о деньгах, хотя они, конечно, нужны в первую очередь. Охотно принимают продукты, лекарства, хозтовары. Ещё охотнее – физический труд. В питомнике круглый год работают волонтёры – приезжают со всей России и не только. Живут в центре (специально для гостей наверху есть спальные места), работают на территории, ухаживают за постояльцами.

Территория «Велеса» – чуть меньше гектара. А учитывая всё возрастающую популярность, скоро места вновь прибывшим сироткам и подранкам перестанет хватать.

– Изначально мы не рассчитывали держать здесь животных, – рассказывает основатель центра Александр Борисович Фёдоров. – Центр открывался именно как карантинный: подлечили – выпустили. Но всё оказалось не так просто. Поступил, скажем, лебедь со сломанным крылом. Крыло подлатали, но летать он уже не сможет. И куда его девать?

Поэтому сейчас Александр Фёдоров со товарищи занимаются оформлением другого участка земли, куда планируют перевезти большинство своих постояльцев. Правда, не всё так просто – по земельным законам просто передать участок под целевое использование власти, при всём желании, не имеют права. Нужно участвовать в аукционе, а гарантий, что его удастся выиграть, никто не даст. Изменить ситуацию может только решение губернатора. При этом «Велес» – пока единственный в России некоммерческий центр, имеющий государственную регистрацию и разрешение на содержание диких, в том числе редких и охраняемых, животных. Он не получает государственной поддержки, существует на средства своего основателя и добровольные пожертвования. Сейчас бюджет центра находится на грани кризиса.

– В прошлом месяце только за электричество заплатили почти 50 тысяч, – говорит Александр Борисович. – В этом счёт будет ещё больше, потому что строили вольер для новых мишек. Он обошёлся в общей сложности в миллион двести – спасибо, что нам помогли, сами бы мы не потянули.

Хорошо, что друзей, да и просто неравнодушных, готовых помогать, у «Велеса» много. Но средств всё равно не хватает – пожертвования составляют около 10 процентов от необходимой суммы. Поэтому руководство центра намерено вскоре зарегистрировать его как фонд, чтобы сделать сбор помощи официальным и централизованным.


Маша, Миша и Потапыч

Напоследок Александр Борисович лично знакомит нас со взрослыми медведями.

Двое из них – представители охраняемого гималайского вида Маша и Миша – прибыли в начале марта из Приморья. Вместе с восемью другими мишками они жили на подворье егеря, но хозяин умер. Двоих зверей пристрелили, шестерых выпустили, но, привыкшие к человеку, они пошли по деревням, где их постигла та же участь. За Машу и Мишу вступилась общественность. Деньги на транспортировку в Ленобласть – более 300 тысяч рублей – собирали всем миром в группе в соцсети. Так сиротки обрели новый дом – теперь уже навсегда.

– Эти ребята тут пожизненно, – говорит Александр Фёдоров. – Они выросли в неволе и в природу вернуться уже не смогут, привыкли к людям.

Завидев Александра, Маша выжидательно смотрит и усаживается у решётки. Знает – без угощения не останется. Яблоко – одно из любимых лакомств – аккуратно берёт прямо из рук. Зажимает двумя лапами и откусывает по чуть-чуть. В этом вольере царит матриархат: Миша поначалу робко отсиживается в берлоге и лишь спустя несколько минут выбирается наружу, поводя круглыми, как у Микки-Мауса, ушками. Медведи ещё только привыкают к новому месту. Скоро им расширят жилплощадь, ведь в дальнейшем сотрудники очень рассчитывают на потомство.

Но всё-таки признанная звезда «Велеса» – исполин Потапыч, пятилетний бурый медведь. Он, в отличие от дальневосточных соседей, местный. Предполагают, что зверь сбежал с притравочной станции в районе Гатчины. Забрёл на стройку, выгнал из вагончика гастарбайтеров, несколько дней пользовался их гостеприимством. А потом за ним приехали сотрудники карантинного центра. Потапыч – самый давний житель «Велеса», и отношение к нему особенное. Например, ему достаётся съедобный бонус – груши. Причём с фруктов надо предварительно удалить черенки, их мишка не ест и, если таковые попадаются, недовольно плюётся. А когда все груши съедены и Александр поворачивается, чтобы уходить, призывно фыркает и валится на пол вольера, подставляя загривок: мол, чеши, куда собрался. Провожает грустным взглядом.

Перед отъездом ещё раз заходим в дом – попрощаться. На столе возле вахтенного журнала натыкаюсь взглядом на свёрток – баночка мёда. На крышке – надпись: «Сенечке. Лично в лапки».



Старожил «Велеса», его символ и всеобщий любимчик – пятилетний бурый медведь Потапыч. К обожанию мишка привык и поэтому охотно позирует



P. S. О нуждах центра можно прочесть на официальном сайте или на странице «ВКонтакте».


(О том, нужно ли России законодательство о содержании диких и экзотических животных, читайте в одном из ближайших номеров «НВ».)

// Анастасия Ложко. Фото Алексея Лощилова

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета