27.04.2024, 12:47 |
Влиятельные друзья16.11.2013, 21:19  Псковская правда
Журналист, фотограф и волонтер Дмитрий Марков помогает псковским сиротам найти свое место во взрослой жизни
У нас есть хорошие контакты в Общественной палате. Есть кое-кто в администрации города. Есть мобильник руководителя отдела опеки Псковской области, да что там отдела — есть телефон начальника всего управления и не его одного. Хотя, пожалуй, это уже слишком. Моя подруга Алина сидит в машине, изучает телефонную книгу и отмечает дружественные контакты. Со стороны кажется, что мы планируем захватить власть в городе или лоббируем кадровые перестановки, но все куда прозаичней: мы пытаемся перевести студента из одного учебного заведения в другое. Проблема в том, что студент - сирота, и чтобы это случилось, нам необходимо выполнить сложнейший ритуал по ублажению семи нянек. Сварочные работы и информационные технологииЛеша попал в интернат после смерти отца. Когда его увозили, сотрудники органов опеки заверили, что это на время и если ему не понравится в детском доме, он сразу оттуда уедет. Леше там не понравилось, но уехал он лишь спустя три года, став студентом Псковского политехнического колледжа. К тому моменту Леша подрос: у него появилось личное дело, подростковые усы, аттестат без троек и легкое недоверие к обещаниям взрослых.
Леша размышляет о нелегкой судьбе творческого человека. Изначально Леша планировал пойти учиться на программиста в колледж, где есть специализация «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Однако, как выяснила социальный педагог интерната, на эту специальность нет бюджетных мест. Продолжить обучение в школе-интернате представлялось наиболее логичным, только вот, по словам юноши, он был настолько измучен своей принадлежностью к сиротской касте, что был готов пойти куда-либо, чтобы вырваться из удушающих объятий системы. Так, Леша стал студентом отделения «Сварочных работ и информационных технологий» Псковского политехнического колледжа. МаневрНа втором месяце обучения Леша попал в волонтерскую компанию (один из ее представителей излагает обстоятельства истории). Молодой человек сделал для себя ряд любопытных открытий. Прежде всего, он понял, что в колледжах бывают разные программы обучения: начального и среднего профессионального уровня. И хотя замдиректора заверила, что его образование по инновационной программе интегрированных методик «что-то между техникумом и вузом», следующие два года юноше предстояло изучать школьную программу, а затем осваивать навыки оператора электронно-вычислительных машин. В попытке вырваться из интерната Леша был немало удивлен тем фактом, что интернат приехал вместе с ним в виде полного гособеспечения. Это в корне отличалось от положения его бывших одногруппников, многие из которых получали пособие в виде денег, а не продуктовых наборов по выходным и комплектов одежды, приобретенной в ходе госзакупок. Алексей решил совершить сложный маневр и осуществить перевод из одного учебного заведения в другое посреди учебного года. Изучив немногочисленные варианты, студент остановился на специализации «Фотовидеотворчество» колледжа искусств: во-первых, там учился его друг по интернату, во-вторых, данная специализация логически продолжала увлечение светописью, которое Леша начал еще в фотокружке интерната. Сбежав с уроков литературы политеха, парень прошел собеседование с мастером курса в «кулек» и, благополучно пройдя тестирование, получил наказ приступить к занятиям. Сделать это, правда, не удалось: в этот момент его несистемные движения стали настолько очевидны, что отозвались эхом телефонных звонков из соответствующего управления. Образовательный калейдоскопЕсли в колледже искусств молодого человека с хорошей успеваемостью и покладистым нравом готовы были принять, то, похоже, по той же самой причине его не планировали отпускать из политехнического. Ситуация осложнилась также тем, что бюджетных мест на отделении не осталось, а внебюджетные не сочетаются с сиротами, поскольку не предусматривают государственного обеспечения.
Это сложная тема: с одной стороны, у ребят из детдомов и интернатов есть сиротский капитал, который вроде как не грешно потратить на образование. С другой стороны, тратить детские деньги, когда дают государственные — поступок странный и даже в чем-то немножко аморальный. С третьей стороны, платить за образование из своего кармана — прекрасный стимул для ответственной учебы и первый шаг к постижению истинного устройства мира за пределами интернатовской калитки... Словом, на ситуацию можно смотреть под разными углами; однако если глаз много, плюс за всем происходящим глядит недремлющее око прокуратуры, картинка превращается в пестрый калейдоскоп. - Фотография сейчас очень востребована и дает возможность зарабатывать сразу, – говорит Николай Владимиров, мастер курса «Фотовидеотворчество». – Видно, что ты парень неплохой, большой плюс, что ты уже занимался фотографией. Если будешь хорошо работать на занятиях, в группе, все получится. - Нам звонили из управления образования, сказали, что для Алексея нет места, – комментирует Наталья Николаева, заместитель директора по УВР политеха. – И потом, у него нет данных. Колледж искусств — это не для него. Пока не будет согласования от органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и ,главное, его мотивированного объяснения причин, он никуда не перейдет. Признайтесь, это все ваше влияние на ребенка. А еще нас беспокоит тот факт, что он куда-то относит свой воскресный паек. Мы уже отправили письмо в соответствующие органы. - Я знаю мальчика около трех лет, – говорит Алина Чернова, руководитель волонтерского объединения «Отказников.нет». – Очень жаль, что, имея аттестат без троек, он учится по программе начального образования, куда берут ребят без вступительных испытаний. Он, безусловно, может больше. Я надеюсь, нам удастся помочь с переводом, хотя сделать это сейчас, когда год начался, непросто. Закон жанра требует закончить статью словами главного героя. Они, недостаточно мотивированные для взрослых, не вызывают, впрочем, вопросов у ровесников и звучат так: «Мне тут не нравится. Я уже не хочу быть программистом». |
|