27.04.2024, 15:13 |
Открыт закрытый город Фуюань08.10.2013, 13:12  Тихоокеанская звезда
Наводнение прервало пограничное сообщение между Хабаровском и китайским Фуюанем почти на полтора месяца. В краевой столице пришлось убрать дебаркадер, где размещалась таможня. В КНР здание этого ведомства было затоплено примерно на полметра. На днях навигация возобновилась. Одним из первых пароходов в Фуюань отправился наш корреспондент. Город-рынок без покупателей Напоминание о недавней стихии бросается в глаза уже на выходе из теплохода: около пристани еще можно увидеть дамбу из мешков с песком, которой китайцы пытались защитить таможню. В самом здании - ни запаха затхлости, ни желтых отметин, ни плесени. Вода стояла здесь две недели, но все отметины, что она оставила, заштукатурены и забелены. Говорят, что самый первый после наводнения теплоход в Фуюане встречали салютом, а пассажиров угощали шампанским. На самом деле фужеры с шипящим напитком достались только тем, кто попал в объективы камер центрального китайского телевидения, которое снимало сюжет про возобновление навигации. Про салют первые пассажиры, с которыми мне удалось пообщаться, тоже ничего не вспомнили. Сказали, что ничего необычного вообще не заметили. Нас же, прибывших на третий день возобновления навигации, встречает обычная толпа зазывал, непривычно агрессивная и требовательная. На свой отказ немедленно посетить салон по пошиву штор услышала такой отборный русский мат, от которого, что называется, уши свернулись в трубочку. Сразу видно, что переживая вынужденное расставание с русскими туристами, времени они зря не теряли. Центральная часть Фуюаня находится на возвышенности, поэтому вода сюда не дошла. И тем не менее наделала много бед и ввергла народ в уныние. Сами представьте, что будет, если в магазин перестанут ходить покупатели. Правильно, он разорится. Ни для кого не секрет, что Фуюань - это город-рынок. Он был построен на деньги, которые оставляют здесь русские покупатели, и существует для них же. Зимой универмаги, рынки и многие кафе закрываются. Большинство продавцов приезжают сюда только на время навигации. Местных жителей, в отличие от других китайских городов, здесь так мало, что зимой широкие проспекты пустынны, как в фантастическом фильме. Стоматолог Игорь живет в Фуюане постоянно, у него здесь семья и маленький ребенок. Говорит, что зимой работы у него так мало, что выручки не хватает даже на то, чтобы заплатить за аренду помещения, где находится кабинет. Семья живет на то, что удается заработать летом. В летние дни выручка вполне приличная. Предпочтение китайской стоматологии хабаровчане отдают потому, что она дешевле. Например, за «мост» из пяти единиц я в январе этого года заплатила в Хабаровске порядка 45 тысяч рублей. Женщина, с которой я познакомилась в эту поездку, поставила в Фуюане «мост» на 12 единиц. Обошлось ей это в 15 тысяч рублей. Впрочем, финансовый вопрос это еще не все. Оборудование, которым располагают сегодня китайские клиники, вызывает у наших медиков откровенную зависть. Помню, в прошлом году, узнав о том, что заведующая одного из диагностических краевых центров Хабаровска отдыхала в Удалянчи, очень удивилась. Отношение российских врачей к провинциальной китайской медицине известно: спасать тех, кто ездил в ближайшую заграницу поправить здоровье, им приходилось не раз и не два. Но оказалось, что моя знакомая ездила на китайский курорт с одной только целью - посмотреть, на каком оборудовании работают ее коллеги. Говорит, что была просто ошарашена. О технических новинках, которыми располагают заштатные поликлиники, ведущим медицинским центрам краевой столицы остается только мечтать... - Заплатить за аренду помещения вперед за всю зиму в этом году не получится, - сетует стоматолог Игорь. - Придется просить власти об отсрочке, обещают дать всем предпринимателям. В этом году все практически ничего не заработали. Кстати, впадать в депрессию китайские торговцы начали еще в самом начале этой навигации. Из-за затяжной весны пункт пропуска открыли позже обычного. Но первые теплоходы прибыли полупустыми. Несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом цены на путевки снизились, туристического ажиотажа не случилось. Я побывала в Фуюане в мае этого года и уже тогда обратила внимание на депрессивное настроение среди китайских предпринимателей. И это было, когда еще никто не предполагал, что будет наводнение и город-рынок лишится покупателей почти на два месяца. Новые дома в рассрочку На фоне происходящего в сфере торговли тема наводнения в Фуюане вообще отошла на задний план. Здесь большая вода пришла только в пригород, затопила крестьянские дома и поля. В пунктах эвакуации побывали примерно 500 человек. Один из них, где живет 50 человек, развернули в старом здании школы, которое этим летом собирались сносить. Условия здесь похожи на наши: в классах раскладушки, в столовой нехитрая еда из риса и овощей. Возле входа в школу припаркованы трактора - имущество крестьян, которое удалось отвоевать у воды. Только на лицах этих людей нет печати отчаяния. Продавец Миша из автомобильного магазина, у которого под затопление попали родственники, показал снимки того, как по Амуру уносило крестьянские хибары, и рассказал, что жители пригорода получат от государства новые дома. Но не даром. Государство компенсирует ровно столько, сколько человек потерял. Жилища, которые для них построят, стоят дороже. Эту разницу с людей потом вычтут. Но не сразу и не в один день. Квадратный метр жилья в многоэтажках в Фуюане стоит примерно 15 - 20 тысяч рублей. В пригороде еще дешевле. Получается, что для многих крестьян наводнение стало неплохим способом улучшить свои жилищные условия. Увидеть затопленные дома мне не удалось: как только сошла вода, их снесли. Новые будут строить неподалеку на пригорке. И работа здесь уже вовсю кипит. Причем стройка здесь идет днем и ночью, поэтому нет никаких сомнений в том, что новые жилища люди получат до наступления зимы. По словам Миши, государство компенсирует крестьянам часть потерянного урожая, а также обещает весной помочь с семенами. Кстати, с сельхозпродукцией в Фуюане сейчас туго. Обычно в это время на улицах полно торговцев овощами, сейчас встретила только троих. Картошка стоит 20 рублей за килограмм, примерно в два раза дороже, чем в прошлом году. А арбузы почти, как в Хабаровске, - 25 рублей за килограмм. А вот цены на экзотические фрукты, например, манго и гранаты, которые завозятся из южных провинций Китая, остались прежними - от 60 до 70 рублей за килограмм. Кстати, те же самые гранаты на нашем рынке стоят уже 350 рублей. Интересно, по какой цене наши коммерсанты будут продавать китайский картофель весной, когда закончатся свои запасы? Русские «кирпичи» китайцам портят всю торговлю Каждый день из Хабаровска в Фуюань уходит по пять теплоходов. Все полные, по 45 человек. Но радости этот факт торговцам не доставляет. Кто-то пустил слух, что после наводнения китайцы снизили цены чуть ли не в два - три раза, якобы, готовы чуть ли не даром отдать свой товар, лишь бы от него избавиться. Люди едут в надежде затариться на халяву. Но не тут-то было. Сегодня китайцы как никогда раньше не готовы торговаться. Если раньше можно было купить товар по цене в три раза меньше заявленной, то теперь продавцы бьются за каждый юань. Причина вот в чем. Многие предприниматели берут товар под реализацию на фабриках, за который в конце сезона должны рассчитаться. Но товар завис, отдавать нечего. Можно было бы, конечно, продать его по себестоимости, но тогда получится, что сами продавцы останутся без дохода. А им нужно на что-то жить до следующего сезона, нужно заплатить за аренду. Навигация продлится еще месяц. За это время китайцы отчаянно стараются хоть что-то выручить. - В этом году я не продал и половины товара, - рассказывает хозяин обувного магазина Рома. - Партнеры требуют, чтобы я расплатился, но я думаю вернуть товар им назад и вообще свернуть свой торговый бизнес. Говорят, что наводнения будут продолжаться, так что заниматься здесь торговлей будет не выгодно. Хочу заняться рекламой. Кстати, цены в магазине у Ромы такие же, как на рынке в Хабаровске. Зимние ботинки из искусственной замши стоят две тысячи рублей. Причем покупателей он сразу предупреждает, что цены на свой товар установил минимальные, поэтому торговаться не будет. Такой же политики придерживаются во многих других магазинах. Даже начало навигации не дает надежды китайским торговцам на то, что удастся хоть как-то поправить свои дела. Они прекрасно знают, что абсолютное большинство россиян едут в Фуюань в качестве «кирпичей». Роль этих людей в челночном бизнесе хорошо известна. Человек приобретает путевку за полцены, за это он должен привезти в Россию 45 килограммов коммерческого груза. Причем весь этот товар фирмы покупают не в Фуюане, а на фабриках. Приграничный китайский город - только перевалочная база. Российские «кирпичи» имеют право купить для себя товара весом не более 5 килограммов. Китайцы об этом прекрасно знают и не испытывают никакого воодушевления при виде человека, который, беря с прилавка любую вещь, прежде всего пытается определить ее вес. Между тем теплоходы уходят в Россию груженными под завязку. Из 45 человек нашей группы туристом была только я одна. Все остальные получили перед таможней свои сумки. У каждого, повторюсь, по 45 килограммов. Получается, что только на одном теплоходе ежедневно в Россию завозится больше двух тонн контрабанды. Оксана Омельчук. Фото автора |
|