13.01.2025, 05:58 |
Любить чужих детей - несложно!25.07.2013, 19:41  Моя Мадонна, Благовещенск
Ольга Алексеевна Поплевкина 18 лет ведет работу по музыкальному воспитанию в Свободненском социальном детском приюте, одном из первых в области. Доброта, терпение, любовь к детям помогают ей построить доверительные отношения со своими подопечными, научить их смотреть на мир доброжелательно и радостно. О том, как это бывает, рассказ Ольги Алексеевны от первого лица. Помню, как всё начиналось. Поступление голодных и грязных детей с «формой 20» и чесоткой приводило в шок. Сердце сжималось от боли, хотелось всех ребятишек забрать к себе домой, но умом осознавала, что всех - невозможно. Как сделать правильно? Как помочь? Как отвлечь? Как? Как? Как? Вопросов было больше, чем ответов. Ведь в одночасье не исчезнут из детской памяти картины вечно пьяных родителей, побоев, голода, холода. Попробуй-ка на фоне всего этого - запой да запляши! Опыт работы с ребятами у меня уже имелся, но что скрывать - было трудно. Самое главное для себя я решила сразу: надо искать индивидуальный подход к каждому ребёнку, сделать так, чтобы детская душа оттаяла, чтобы малыш поверил в себя, почувствовал, что он нужен. Вот впервые собрались мы с ребятами в игровой комнате. Я с аккордеоном, они, настороженные, - вокруг. Смотрю на них: кому - 16, кому - 8, в глазах радости мало, всё больше любопытство и волнение. Познакомились, поинтересовались, что за инструмент, поговорили немного «за жизнь» - и только потом предлагаю: «Ну что, ребята, может, споём?» «А что вы знаете?» - слышу в ответ. «Ну, я-то много чего пою и знаю, хотелось бы послушать вас…» И тут: «Голуби летят над нашей зоной» - знаете?» «Нет, - говорю, - не слышала». «А «Над могилой прокурора»?» - «Да не встречалось как-то…» - «Ну а «Мурку»?» Много песен, связанных с зоной, воровством, разгульной жизнью, называли мне дети. Но отталкивать их сразу, объясняя, что песни плохие - нельзя. Это их жизнь. Это их прошлое. Говорю им, что не знаю текста, но если они мне напишут слова, обязательно споём вместе. А сама демонстрирую им свою игру и пение других песен: лирических, добрых, светлых. Притихли. Слушают. Задумались. Говорят, что нравятся. Значит, будем петь! На музыкальные занятия никогда никого не «загоняю». Зато когда дети заходят в зал с улыбкой на лице - знаю, что толк будет! Много пою им сама. Когда песня им нравится, пытаются подражать. Говорю: «Скоро вы сами научитесь правильно и красиво петь - для этого существуют свои правила». Показываю, как правильно брать дыхание, развивать музыкальную память, ритм, слух, «включать» эмоции. Много говорим о характере произведения. Это учит детей размышлять, анализировать, переживать, радоваться. Незаметно и ненавязчиво стараюсь привить ребятам и интерес к стихам. И всегда говорю им: петь песни, учить их - это труд, с выражением рассказывать стихотворение - это труд, выступать перед зрителями - это тоже огромный труд. Привожу в пример наш коллектив, который трудится в приюте для них: заботится о здоровье, готовит обед, стирает, помогает сделать уроки и т.д. В ответ дети тоже стараются сделать что-то особенное для взрослых: смастерить своими руками поделки, подготовить концерт, предложить свою помощь. Не всегда все бывает гладко. Иногда дети приходят на занятия взволнованные, грустные, вялые. Причины разные: состояние здоровья, грусть по дому… В общем, не поётся. Заставлять - нет смысла. Надо отвлечь. Со словами «Сегодня мы построим занятие иначе» предлагаю поговорить о каждом из них. Ребята сразу оживляются, на лицах появляются улыбки. Каждый хочет услышать про себя что-то хорошее, интересное, доброе. Проходит 10 минут - и этот экспромт вселяет в них такой положительный заряд, что оставшиеся 30 минут мы не только с радостью поём любимые песни, но и успеваем поиграть в музыкальные игры. …Вот говорят: трудные дети! А почему они трудные? Кто их такими сделал? Что они видели хорошего в жизни? Случается, когда лишают родителей прав, пьяные мамы, чтобы детей не забрали, прячут их в подполье, и они сидят там по три часа, голодные и холодные. Привозят таких ребятишек к нам, а они как «маугли»: в глазах только тревога и страх, от всех шарахаются, не знают меры в еде. Как-то привезли к нам мальчика Женю 7 лет. Во время музыкальных занятий в актовом зале все дети садились на стульчики, а Женя сразу же прятался за свой. Это был запуганный и за-травленный как зверёк ребёнок. Занятие за занятием он наблюдал за нами, видел, как мы разучиваем новые песни, слушаем музыку, играем в игры, как я их хвалю, прижимая к себе. И - о чудо! Мальчик успокоился, расслабился, перестал прятаться за стул и постепенно вместе с детьми стал включаться в процесс обучения. Через полгода он выступал со своей песней на конкурсе «Алло, мы ищем таланты!» перед всем приютом. Надо было видеть его счастливые глаза. Он подошёл ко мне и сказал: «Ольга Алексеевна, вы такая же добрая, как моя мама, когда она водку не пила». Так и хочется в такой ситуации крикнуть: «Да где же она, твоя мама?! Почему не видит и не слышит, каким ты стал, как ты поёшь, как ты радуешься своим успехам?!» Но говорить ребёнку плохо о его маме - это значит настроить против себя. Детская память не помнит долго картин прошлой страшной жизни, и если у нас ребёнку хорошо, ему хочется верить, что там, дома, тоже всё хорошо, и что мама стала такой, как прежде, доброй и заботливой. Никогда не говорю детям «вы должны»… Лучше: «Что делать? Выручайте! Пригласили всех выступить с концертом! Как вы думаете, справимся?» Они начинают суетиться, соображать, предлагать музыкальные номера и говорить мне, что переживать не стоит, они что-нибудь придумают. Это сплачивает детский коллектив, делает ребят ответственными. Постоянно стараюсь повышать их самооценку. Например, предлагаю прослушать новое стихотворение или песню: «Вот послушайте - пойдёт или не пойдёт, ещё никому не читала в приюте». Тишина. Слушают. Говорят, что пойдёт. Берём. Нравится. А самое главное - радуются, что они первые, что им доверяю больше всех и считаюсь с их мнением. Можно было бы рассказать еще о многом. Привести бесконечные примеры, как молчаливые, озлобленные дети превращаются в доброжелательных, доверчивых, ласковых ребят. Музыка творит чудеса. Но еще на большие чудеса способно доброе человеческое сердце. Время быстро бежит, Никому эту скорость не сбавить, То зима, то весна, То листвы осыпается медь. Потому и спешим Огонёк в сердце детском оставить, Нам бы только успеть… Только успеть… И это правда! Успеть помочь, успеть любить, успеть подарить ласку. От редакции: Ольга Алексеевна не только хороший воспитатель, но и прекрасная мама. У нее двое сыновей (оба летчики) и четверо внуков. В свободное время она увлекается садоводством и цветоводством, пишет стихи и басни. |
|