27.04.2024, 21:06 |
Село на картах17.07.2013, 23:09  Амурская правда
Жители глубинки все чаще ходят в магазины с банковскими картами Почти у каждого амурчанина есть банковская карта, и совсем неважно, городской ты житель или сельский. Однако жители большинства сел рассчитаться за товар с помощью пластика не могут — в магазинах принимают только живые деньги . Между тем в Приамурье установлено почти 4 тысячи терминалов для оплаты по пластиковым картам, но почти половина из них — в Благовещенске. Почему карточные расчеты непопулярны за пределами областного центра, разбиралась АП. Сельский безнал На пятаке около администрации села Новоалександровка Тамбовского района шесть магазинов, и в каждом работают терминалы для приема банковских карт. Последним в июне этого года устройство для безналичных расчетов установили в магазине «1 000 мелочей». — Мне директор совхоза Людмила Анатольевна Валова с помещением хорошо помогла, и я открыл свой магазин. Зарегистрировал ИП, и когда счет открывал в банке, они мне сами предложили установить терминал. Естественно, я согласился. Хоть и ждать нужно было три месяца. Но прошел месяц, и из банка мне привезли терминал. Так что теперь покупатели могут расплачиваться по карте, — рассказывает предприниматель Владимир Нечаев, довольно крутя в руках новенький аппарат. Причина такой осведомленности бизнесмена в безналичных расчетах — суровая действительность. В селе просто нет полноценного банкомата, а заработную плату и пенсию многим сельчанам зачисляют именно на карту. Поэтому в выгоде тот магазин, у которого есть возможность принять банковскую карту для расчетов. Единственный минус, по словам продавцов, — сложнее поймать должников, взявших товар до зарплаты. Они уезжают в Тамбовку для обналичивания средств и там же могут все их потратить. Такая «плотность» банковских терминалов в Новоалександровке скорее исключение из правил для Приамурья. Как показывают данные крупнейших игроков эквайринга на рынке области, банкиры не спешат устанавливать свои устройства дальше Благовещенского района. И на это есть объективные причины. Терминальный расчет — При установке нам объяснили, как пользоваться аппаратом. Никаких затруднений мы не испытывали. Стало удобнее работать с покупателями, не надо на сдачу мелочь и десятирублевые купюры искать. В день в нашем магазине в среднем обслуживается 200 человек. Из них по банковским картам — 20. Не так уж и много, — рассказывала корреспонденту АП Татьяна Соломина, продавец продуктового магазина «Алькон» в селе Новокиевский Увал. За видимым удобством для бизнесменов скрываются достаточно весомые издержки банков. Сам POS-терминал банки передают в аренду бизнесмену чаще всего бесплатно под ответственное хранение. Стоит устройство 20—30 тысяч рублей. Его доставка, обучение продавцов, постоянная поддержка и консультирование, как правило, входит в комплект услуг банков. «Одна из трудностей оснащения удаленных районов области — доставка оборудования до места установки», — указывает представитель ВТБ24. В АТБ на этот случай предусмотрена самостоятельная транспортировка оборудования: «Как правило, в отделении банка, которое работает с клиентом, проводится обучение по установке терминала, а непосредственно на торговую точку его устанавливает сам клиент. Что касается технической поддержки, то консультацию по мелким вопросам клиент всегда может получить дистанционно, по телефону. В случае же серьезной неполадки аппарат необходимо везти в банк», — говорит Анна Кувица, куратор направления «торговый эквайринг» Департамента по Амурской области банка АТБ. Другая проблема, которая до недавнего времени была особенно актуальна для отдаленных районов области, — отсутствие устойчивого канала связи. — Терминалы устанавливаются трех видов: GSM — передача данных идет по GPRS, Dial-UP — требуется стационарный телефон, Ethernet — используется наземный канал с доступом в интернет. Наиболее популярными являются терминалы с GSM модулем — они не требуют физического канала с доступом в интернет и могут быть установлены где угодно в рамках покрытия сотовой сети любого оператора, — отмечает Елена Бакуменко, управляющий ВТБ24 в Амурской области. Помимо территориального и связного факторов, у банков есть третье условие — рентабельность установки оборудования в точке продаж. Если аппарат будет простаивать большую часть времени, кредитная организация не окупит затрат на его приобретение, установку и содержание. Более того, банк несет постоянные издержки, размеры которых не раскрываются. Во-первых, комиссия процессинговому центру за каждую операцию по карте. Во-вторых, интерчендж — плата банку и системе, выпустившим карту. Например, при расчете по терминалу Россельхозбанка картой Visa ВТБ24 первый заплатит комиссию эмитентам: компании Visa и банку ВТБ24. Вся банковская кухня операций по банковским картам сложна и остается за кадром для бизнесменов. С них просто взимают определенный процент с расчетов, совершаемых по картам. Ставка устанавливается каждой торговой точке индивидуально и зависит от вышеперечисленных факторов, а также вида принимаемой карты «своя/чужая». По информации АП, размер комиссии на амурском рынке колеблется от 0,6 % до 2,5 %. Поэтому, прежде чем принять решение об установке терминала, например, в поселках Горный или Восточный, банкиры взвешивают свои риски. Ведь, как отметил АП один представитель банка, установка терминала для оплаты по банковским картам — не благотворительный проект. |
|