21.01.2025, 18:11 |
На смерть Дантеса19.01.2013, 13:45  «Нижегородская правда» (г. Нижний Новгород)
«А Россия не простила» — так называется новая книга Сергея Чуянова, известного тележурналиста и писателя, Почетного гражданина Городецкого района и села Большое Болдино. Тема, поднятая им, не нова, но и спустя 176 лет она всё не дает покоя, вызывая порой самую бурную эмоциональную реакцию. Речь о дуэли Пушкина и Дантеса.
Автор менее всего касается так и не до конца открытой подоплеки интриг и страстей, приведших поэта к роковому барьеру. Он затрагивает более важное. Потому что побуждает каждого читателя искать свой ответ на вопрос, можно ли ныне простить того, в чьей руке «не дрогнул пистолет». И получается, что вопрос этот вовсе не праздный в нашем ХХI веке, когда, казалось бы, дело позапрошлого столетия быльем поросло. Что-то глубинное в национальном самосознании задето давней дуэльной историей, что-то в ней уязвляет по сию пору всякое чуткое гордое русское сердце. Конечно же, не примитивное злопамятство. Что же? Сто страниц книги дают достаточно богатую пищу для размышлений и выводов. Затравкой послужило событие не столь давнее, когда делегация болдинцев побывала в родовом замке Дантесов во французском Сульце и вернулась окрыленная перспективой толерантно оставить в прошлом «распрю», наладить связь между непримирёнными домами убийцы и убитого. Это многих шокировало и вызвало к жизни саркастичную статью С. П. Чуянова, опубликованную, кстати, в нашей газете. Именно то публицистическое выступление легло в основу нынешней книги, но автор пошел дальше, сделав подборку мнений уважаемых специалистов, потомков Пушкина, газетных дискуссий, статей и опросов. Сергей Петрович уделил место и тем, кто лоялен в отношении Дантеса, видя в нем не злодея, а скорее игрушку обстоятельств, что свели в могилу национального гения. Нам дана возможность увидеть ситуацию глазами потомков барона де Геккерна. В приложении опубликованы также хроника последуэльных суток жизни Александра Сергеевича, отклики на его уход современников, в том числе — стихотворные, включая и гневное лермонтовское «Смерть поэта». Все это вместе еще раз открывает читателю картину «общественной катастрофы», как охарактеризовала свершившееся зло дочь Николая I — Великая княжна Ольга Николаевна. И освежив в памяти эту трагедию, понимаешь, что даже свой уход гений превратил в великое творение, в прекрасный и загадочный миф. По сути, это Пушкин убил Дантеса. Да так, что ни прожитая бароном после изгнания из России долгая жизнь с благими делами и уважением соотечественников, ни стремление его потомков оправдаться-примириться — ничто уже не вызволит из могилы в прах разбитую честь. «А Россия не простила» — единственная эпитафия на эту моральную смерть Дантеса, которую многие и многие произнесут вслед за автором новой книги. |
|