18.01.2025, 23:48 |
Хранитель традиций угличской журналистики15.01.2013, 21:25  «Угличская газета» (г. Углич)
Анатолия МАРЧЕНКО, несмотря на то, что по большей части он трудится пишущим журналистом, знают в лицо. Узнаваемым Анатолий Максимович стал благодаря авторской передаче на Угличском телевидении «Наедине с природой». Статный, высокий, с длинными седыми волосами мужчина с чрезвычайно добрыми глазами очаровал не одно поколение угличан. С азартом и неповторимой живостью он может часами рассказывать о различных камнях, растениях, насекомых... Благодаря своим энциклопедическим знаниям Анатолий Максимович с легкостью волшебника сдувает покров тайны с самой природы. В его внешности есть что-то от Жака Паганеля. С персонажем Жюля Верна Анатолия Максимовича роднит самая главная черта – это истинная любознательность ученого и безграничная любовь к науке. А еще чувство порядочности и уважения к людям. И это не пустые слова. Помню нашу самую первую встречу. С Анатолием Максимовичем мы познакомились по телефону. Я тогда учился в Угличском педагогическом колледже. Мобильные только-только начали появляться, и у меня не было столь дорогой по тем временам игрушки. Из «Угличской газеты» позвонили на обычный стационар телефон, который стоял в кабинете заместителя директора по воспитательной работе. Надежда Николаевна ДРЫГИНА разыскала меня и пригласила поговорить с Анатолием Максимовичем. Речь шла о моей самой первой статье в газету. Весьма тактично Анатолий Мксимович предлагал внести те или иные правки в материал. С юношеским максимализмом я пытался отстаивать некоторые свои словесные экзерсисы. Беседа наша длилась с полчаса. Все это время Анатолий Максимович разговаривал со мной как с равным себе. Когда мы попрощались, я положил трубку и подумал: «Так учтиво в наше время по телефону говорят только в старом кино». Потом уже, работая в редакции я понял, что это одна из характерных черт Анатолия Максимовича. Он всегда предельно вежлив и тактичен. Но вместе с природной интеллигентностью и скромностью наш Максимыч (так мы его зовем про меж себя) обладает и весьма взрывным характером, когда речь идет об отстаивании той или иной точки зрения. Чего только стоят его извечные бои с нашим корректором – Ольгой Витальевной КОЖАЕВОЙ. Спорят они так, что стены ходуном ходят – вот уж действительно болеют за свое дело. А на редакционных планерках Анатолий Максимович вообще сродни русскому гусару, скачущему во весь опор на вражеские цепи. Он машет руками, хлопает в ладоши, чуть ли не подпрыгивает на месте, всячески привлекая внимание к себе и своей мысли. Но все это остается за кадром. Все это эмоции творческой кухни. Когда все страсти окончательно унимаются, Анатолий Максимович берется за ручку и мелким убористым подчерком начинает исписывать одну за другой канцелярскую страницу. Сколько ни бились мы, чтобы подружить нашего хранителя традиций угличской журналистики с компьютером, ничего у нас не получилось. Видно, под чуть слышный шепот ручки и приходит к нему муза. В настоящее время Анатолий Максимович не часто балует нас своими материалами, он занят весьма серьезной и трудоемкой работой – подготовкой к выпуску журнала «Углече Поле», который в 2012 году стал лауреатом премии Союза журналистов России в номинации «Журнал года». В канун Дня печати мне хочется сказать, что я очень рад, что мне выпала честь работать бок о бок с таким человеком, как Анатолий Максимович Марченко. БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ – Анатолий Максимович, можете ли вы себя назвать счастливым человеком? – Почему нет? Конечно, могу! Спросишь, почему? Счастье – это любимое дело и семья. Если и там хорошо, и тут неплохо, то получается, что человек счастливый. С семьей у меня все нормально с самого начала, с молодости получилось. С работой тоже сложилось, может быть, не сразу, потому что я не сразу стал журналистом. Работал я и учителем, но главная ведь работа – это та, которой больше времени посвятил, а в журналистике я с 75-го года. – Что важнее – форма или содержание? – Форма – это облачение, поэтому это не главное, форма – это просто подача. Содержание – вот главное зерно. – Очерк или интервью? – Разумеется, очерк. Очерк требует творческого подхода, большого, хорошего, обстоятельного, всестороннего. Здесь нужно приложить максимум литературных и журналистских сил. Интервью более событийное, оно привязано текущему моменту. А очерк говорит о судьбе человека, это уже интересно получается. – Флора или фауна? – Прежде всего флора. Это зависит в первую очередь от того, к чему больше склонен конкретный человек. Исторически сложилось, что человек по ходу жизни больше внимания обращал на растения, а уже занимаясь флорой, человек поневоле приходил к изучению мира животных, хотя бы через тех же самых насекомых. У меня так же, в частности, получилось. Я приучил себя к познанию растений с детства, со школьных лет, постепенно стал интересоваться лепидоптерологией – наукой о бабочках. Цветы и бабочки – это удивительный, красивый симбиоз. Но, даже познавая флору, все равно получается выход на фауну. – Компьютер или шариковая ручка? – Для человека, любящего размышлять перед тем, как что-то сделать, конечно же, ручка. Компьютер – это уж постольку поскольку, это оргтехника, которая необходима. Но если брать серьезно, то все же ручка пишущего человека больше привлекает. Когда работаешь за компьютером, сама техника не позволяет входить в какое-то необходимое для творчества русло, следует вокруг себя расставлять жесткие рамки, постоянно отвлекаться на техническую часть и уходить от размышлений. Поэтому я к компьютеру себя особо не приучаю. Я могу у друзей полистать электронную книжку и закрыть ее, выучил только азы набора на компьютере и бросил, я лучше буду писать ручкой. – Волга или Нил? – Разумеется, я выбираю нашу Волгу. Нил – это для африканцев, для того же Макаревича и ему подобным, которые любят по континентам путешествовать. А для меня, как человека, ставшего волжанином в зрелые годы уже, и как для русского человека, ближе Волга. У меня есть хорошая такая тема: показать нашу матушку-Волгу во всей ее исторической красе. Сейчас великая русская река испохаблена водохранилищами, она вся изменена. А какой она была раньше, такой ее на память нужно сохранить обязательно. Поэтому у меня мечта – описать ее в первозданном виде, может быть, даже в нашем журнале «Углече Поле». Кирилл ВОРОНИН |
|