Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

18.04.2025, 09:47

Русские не хотят, мигрантов мы не хотим

В Петербурге некому водить автобусы: россияне не хотят, мигрантам — не дают. Водители пассажирского транспорта стали вымирающим видом несколько лет назад. Они нужны всем — и частным перевозчикам, и государственному «Пассажир-автотрансу». Не хватает водителей трамваев и троллейбусов. Даже «Горэлектротранс» уже готов принимать на работу мигрантов.

Власть предлагает перевозчикам искать водителей на ярмарках вакансий и в регионах. Но на последней ярмарке не нашлось ни одного водителя автобуса. А в ближайших регионах — например в Архангельске - на маршрутках работают все те же мигранты.
Претензии
50% коммерческих автобусов в Петербурге обслуживают иностранные рабочие — узбеки, реже — таджики и азербайджанцы. У населения много претензий: русский язык водители знают плохо, на дороге лихачат, правил не соблюдают. Но найти русскоговорящих мигрантов оказалось проще, чем искать местных водителей с трехлетним стажем.

В крупных компаниях уверяют: их водители-мигранты держатся за место, поэтому, как правило, и маршрут знают, и русский язык, и специфику работы. А лихачат «нелегалы» и мелкие перевозчики. Кстати, два самых крупных за последние годы ДТП с автобусами — на Невском проспекте и на Таллинском шоссе - совершили водители-россияне.

Портрет водителя
Типичный водитель маршрутки — мужчина 40-50 лет, ранее работавший таксистом или водителем автобуса в одной из республик СССР. Есть среди них госслужащие, много бывших милиционеров. Содержит семью. Раз в год выезжает на родину, как того требует российское законодательство. Для этого он увольняется и через месяц возвращается на прежнее место, оформляя рабочую визу, разрешение на работу и прочие документы.

На зарплату в 25-30 тысяч мигранты могут кормить семьи на родине и снимать жилье в Петербурге. Бабур, водитель маршрутки № 41, вспоминает, как тратил 200 долларов в Узбекистане: «Я гулял, водил друзей в рестораны, покупал подарки, а все равно осталось».

Где местные?
По словам заместителя гендиректора по персоналу «Третьего парка» Юрия Дорожкина, дефицит водителей связан с дороговизной прав категории «D» (50-70 тысяч рублей), с требуемым сейчас стажем и с непрестижностью профессии.
«У нас же все хотят менеджерами быть, — смеется Юрий. — Я называю это беловоротничковой избалованностью. 25-35 тысяч для молодого человека — неплохие деньги. Но у него нет стажа. Да и проще работать охранником в магазине».

«В 90-е годы сократилась зарплата, многие водители перешли работать на автобусы туристических компаний, в таксомоторные и грузовые перевозки. Обратно вернуть потерянные кадры очень сложно», — добавляет Дмитрий Игнатьев, пресс-секретарь Комитета по транспорту. По сообщению комитета, сейчас зарплата водителя автобуса составляет 35 тысяч, в следующем году планируется ее повышение на 5-10%.

Что будет
Количество мигрантов, которые будут работать водителями, высчитывается по заявкам предприятий. «Мы просили у города 1800 человек, а нам дали 1600. 250 человек, которые отлично знают маршруты, сидят дома третий месяц», — рассказывает Юрий Дорожкин.

Не могут получить рабочую визу около 1100 водителей — 500 автобусов могли бы курсировать по городу. По словам Василия Киселева, председателя ассоциации перевозчиков пассажиров, мигранты идут работать к нелегалам. Квоту на водителей-мигрантов разобрали компании, не работающие с пассажирским транспортом. Комитет по транспорту просил увеличить квоту на тысячу, но вопрос не решен. Глава Комитета по труду Дмитрий Чернейко заявил, что задача города — свести к минимуму число водителей-мигрантов. Со временем город планирует перейти к транспорту большой вместимости — даже на коммерческих маршрутах, говорят в Комитете по транспорту.

Проверки на дорогах
Тесты
При поступлении на работу к крупному перевозчику (ПТК, «Питеравто», «Третий парк») водитель сдает экзамен по русскому языку и экзамен на вождение. Служба безопасности изучает его дело, смотрит, нет ли имени в черном списке.

Каждое утро водители проходят медосвидетельствование и получают путевку.
Мелкие перевозчики (предприниматели) позволяют себе больше свободы. Водитель одного из маршрутов в Кировском районе сообщил, что каждый вечер путевки «на утро» им привозит «диспетчер». Работают они по 15 часов в день. Но и зарабатывают — 40-50 тысяч в месяц.

Черный список
У перевозчиков есть общий «черный список» профнепригодных водителей. «Стоит один раз провиниться — и путь в пассажирские перевозки будет закрыт», — рассказали в «Питеравто». В онлайн-базу заносятся фамилии всех водителей, попавшихся на ДТП, воровстве или алкоголизме. Пароль есть у каждого перевозчика.

Часть списка попала в руки корреспондента «МР». Из 116 фамилий — большинство славянских. У 25 из них причина неблагонадежности — ДТП. У 25 — пьянство, у 55 — воровство. Остальные попали в перечень из-за хамства или проблем со здоровьем.

Что будет в 2013 году
Тахографы — считают время работы водителя за рулем, чтобы тот не перерабатывал.

ГЛОНАСС — система спутниковой навигации. Каждый автобус можно будет увидеть на интерактивной карте города. С 1 января коммерческие перевозчики обязаны установить систему.

Обязательное страхование: с 1 января каждый пассажир будет застрахован. Если пассажир получит травму во время движения — он имеет право на компенсацию (перелом черепа по вине перевозчика — 2 % от 2,5 млн рублей, ребра — 4%).
Видеофиксация работы водителя и салона вводится во всех автобусах «Питеравто».

Справка:
Более 50% рынка занимают пять крупных компаний: «Третий парк», «Питеравто», «ПТК», «Вест-Сервис», «Шпунт-Северо-Запад», остальные 49% — 11 мелких. 576 55 55 — телефон круглосуточной горячей линии, куда можно пожаловаться на перевозчика. Предприятие обязано ответить письменно.

Третий парк: 88 коммерческих маршрутов, 79 социальных. Иностранцы (по данным перевозчика): около 50%.

«ПИТЕРАВТО»: более 400 маршрутов в СПб и ЛО. Иностранцы (по данным перевозчика): около 30%.

100% текучка у иностранных водителей: они обязаны каждые 11 месяцев выезжать из страны. Оформление новых документов занимает около месяца и стоит 12 тысяч рублей.

10,5 тысяч водителей-мигрантов приехали в Петербург в 2012 году.

4 тысячи автобусов — автопарк всех «частников».

80% мигрантов работают водителями в «Третьем парке» не менее четырех лет.

Посмотрите в лицо: везет же
Миробид Облокулов, 55 лет.
Маршрут К 55, водитель, бригадир. Родом из Самарканда. В прошлом — участковый милиционер. Двое его сыновей — Тимур и Амир — работают в «Третьем парке» слесарями. Тимур недавно женился на русской девушке. Миробид начинал путь мигранта в Сеуле, работал столяром, на стройке, водителем. Выучил корейский язык. Потом решил перебраться в Петербург — «к родине ближе». Недавно из Самарканда приехал знакомый Миробида. Там он работал заместителем управляющего банка и получал 120 долларов, здесь устроился кондуктором.

«Я своих пассажиров знаю, и они меня знают. Детей провожу бесплатно — они же в школу едут. У меня в бригаде 14 водителей: узбеки, таджики, киргизы. Были двое русских, но ушли: один выпивал, другой ушел по здоровью. С приезжими проще: они более обязательные, у них выхода другого нет».

Усмон Сабиров,
42 года. Маршрут К 178. Бригадир. Закончил технологический институт. В 2000 году уехал на заработки в Израиль. В Хайфе работал пять лет по контракту водителем автобуса. Отдохнул шесть месяцев в Узбекистане и снова уехал — в Петербург. 16-летний сын поступает в самаркандский вуз — отец против того, чтобы он был водителем.

Бабур Бегиев,
53 года. Маршрут № 41, водитель. Бабур — сын узбека и украинки, родом из Душанбе. В Петербурге седьмой год. «По идее, я могу сделать гражданство российское, но я лентяй — все никак не займусь, — смеется он. — Российские водители на хороших маршрутах работают, где много народу».

Бабур доволен и хозяевами, и машиной, и маршрутом: «Я на нем отдыхаю. Тут и пассажиры вежливые, и движение спокойное». Среди его знакомых водителей — «два мента в отставке», бармен. «Раньше на маршруте еще дагестанцы работали, но их убрали: они лихачили и женщин охмуряли всю дорогу», — говорит Бабур.

Алишер Шарипов,
45 лет. Маршрут 216, водитель-инструктор. Родом из Каттакургана (Узбекистан). Водить научился в воинской части. В Петербург приехал в 2004 году. Был одним из первых иностранцев на маршруте. Сейчас экзаменует водителей.

Светлана Борисова,
34 года. Маршрут № 129, водитель. В 15 лет познакомилась со своим будущим супругом в автобусе «Икарус». Каталась с ним в кабине. Как-то раз увидела женщину за рулем и побежала сдавать на права. После рождения ребенка решила пойти на работу, хотя муж и не одобрял. Сейчас Светлана участвует в соревнованиях по водительскому мастерству — у нее три кубка и две медали. На огромном КАВЗе Светлана Борисова работает четвертый год. В жаркое лето 2010 Светлана ездила по маршруту в купальнике — пассажиры были счастливы.

Анатолий Виноградов,
53 года. маршрут № 425, бригадир. Этот маршрут считается элитным. Здесь работают только местные и проверенные водители. До этого Анатолий был хозяином продуктового магазина в Сестрорецке, но бизнес не пошел. «Теперь на своем маршруте я царь и бог», — смеется он. В бригаде Анатолия 28 человек на 12 машин. Фанат «Зенита», он даже летал в Манчестер на игру Лиги чемпионов. Поэтому среди водителей его бригады есть негласное правило: красное не надевать.

Андрей Терехин,
47 лет. Маршрут № 96, бригадир. Занялся извозом в 1995 году. «Двое детей, нужно было выживать», — вспоминает он. Пассажиров возил на бывшем школьном «Мерседесе», пригнанном из Германии. У Андрея в бригаде всего лишь один узбек, остальные — петербуржцы.

Елена Бережецкая,
41 год. Маршрут № 79, водитель. То, что жена умеет водить, теперь признает даже муж, хотя он был ярым противником категории D. Однако Елена, женщина своенравная, мужа поставила перед фактом: «Все-таки 15 лет сидеть дома — это наказание».

Елена водит автобус с 2003 года: «У меня на маршруте все пассажиры свои: утром на работу, вечером с работы. И лица, и повадки знаю. На 8 марта цветы дарят. Да и на дороге — одни и те же водители». У Елены есть два пассажира-«талисмана»: «Одна — женщина 1933 года рождения, которая до сих пор работает. И дедуля такой же. Оплату с них не могу брать».

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета