21.01.2025, 18:07 |
«Мой департамент - как морковка впереди СМИ»21.12.2012, 10:10  ИА «URA.Ru» (г. Екатеринбург)
Журналисты, по природе своей, к любому движению власти относятся настороженно. Вдвойне - к новому департаменту администрации губернатора – печати и массовых коммуникаций. Ведь свердловские власти, ранее лишь создававшие альтернативную новостную повестку через департамент информполитики, теперь пытаются изнутри отрегулировать медиа-среду под свои задачи. Поводом для проникновения в журналистский «улей» власть называет удручающее состояние сферы районных и муниципальных СМИ. В глазах екатеринбургского медиа-сообщества это выглядит как закручивание гаек. «URA.Ru» попытался вывести на чистую воду главу департамента Дмитрия Федечкина. Подробности – в интервью. На втором этаже резиденции свердловского губернатора формируется новый департамент - печати и массовых коммуникаций. На днях туда трудоустроилось пять сотрудников, которые сейчас листают подшивки газет и налаживают контакты с муниципальными и районными СМИ. Руководитель департамента Дмитрий Федечкин, выходец из похожей челябинской структуры, которая была упразднена, называет свое подразделение стартапом, позволяющим провинциальным СМИ развиваться. Стимулом для прессы станут дотации за областной счет, и этот факт заставляет екатеринбургские СМИ сомневаться в добрых намерениях Федечкина и его куратора, замглавы администрации губернатора Ильи Ананьева. - Департамент создан для работы с прессой городов и районов Свердловской области. Мы планируем создать внятную систему господдержки этого сектора, поскольку многие газеты являются единственным источником информации о местных событиях на территории. Вторая тема, которой мы планируем заниматься, связана с развитием и обучением журналистов этих СМИ. 52% СМИ городов и районов не вложили в обучение своих сотрудников ни одного рубля. Поэтому их продукты, на мой взгляд, требуют улучшения и более тщательной адаптации к современным условиям, - говорит Федечкин. - В-третьих, мы будем коммуникатором между прессой, общественными медийными и околомедийными структурами, профильными вузами. Сразу говорю, мы не разделяем СМИ на муниципальные и частные. Если у людей нет принципиального желания дистанцироваться от власти ради пунктика, то мы готовы помогать. - Что за пунктик? - На территории России есть районные СМИ, которые строят такую политику: мы не стремимся сотрудничать с властью, не вступаем с ней в контакт и гасим на корню ее инициативы пойти нам навстречу. Но на Среднем Урале я пока не сталкивался с таким антагонизмом. - Как раз-таки в более грамотной, профессиональной среде, мне кажется, этот пунктик развит больше. Пример, который касается вас: сейчас в екатеринбургском журналистском коммьюнити сплетничают, что департамент по печати и массовым коммуникациям создан для того, чтобы «промывать мозги» муниципалам и «пилить» деньги… - Если бы нужно было «промывать мозги» муниципалам, то не было бы никакого смысла создавать отдельную структуру. Разделение между департаментами информполитики и печати предельно понятно любому СМИ, руководство которого существует по принципу «директор - главный редактор». Главный редактор задает информационную повестку (в данном случае, его роль выполняет департамент информационной политики). Директор решает хозяйственные вопросы (это наш департамент). Вообще считаю, что идеологию и экономику не всегда полезно смешивать. - То есть насаждение идеологии - не ваша задача. А если муниципальное СМИ опубликует фото, скажем, Федечкина в смешной шапочке «Единой России», будете его поддерживать? - Во-первых, это была не «смешная шапочка «Единой России», а фанатский шлем магнитогорского хоккейного клуба «Металлург», с логотипом партии. Во-вторых, если Федечкин в шапочке способствует реализации какого-то социально значимого проекта, например, развитию детско-юношеского спорта, то почему бы не поучаствовать и не поддержать освещающее его СМИ? Мы хотим создать механизм поддержки различного толка, в том числе, и систему грантов для поддержки социально значимых проектов. Потому что фактически это единственный способ изменить контентную составляющую сегодняшних СМИ, уйти от бесконечной «чернухи». - Планируется это делать через специальное автономное учреждение. АУ уже создано? - Создано. Пока планируется часть работы выполнять через него. - Я так понимаю, областной бюджет будут наполнять АУ средствами? - Субсидии СМИ будут выделяться из областного бюджета. - Сколько средств заложено на эти нужды в 2013 году? - 125 миллионов рублей будет направлено именно по линии нашего департамента. - Как эта сумма будет распределяться между СМИ? Будет проходить конкурс? - Как я сказал, будет разработана прозрачная система грантов для поддержки социально значимых проектов. А если мы говорим о государственных СМИ, то это будет система госзаданий. И в ней будут заложены различные показатели и коэффициенты, стимулирующие развитие газет. Эта деятельность также будет открыта и публична. - А разве сейчас муниципальная пресса не получает заказ от власти? - Да, есть муниципальные заказы на публикацию нормативно-правовых актов - это полномочия муниципалитета. То, что СМИ получают эти деньги - и хорошо, и плохо. Плохо потому, что некоторые живут только за счет прибыли от муниципальных заказов и не хотят развиваться по другим направлениям, чтобы более крепко встать на ноги. Наш департамент предлагает им стимулы заниматься собственным развитием. Мы - как морковка впереди СМИ. Также мы предлагаем изменить юридический статус газеты, стать государственным автономным учреждением печати Свердловской области. Да, в таком случае основной груз ответственности за ее судьбу ляжет на областные, а не муниципальные власти. Газета взамен получает стабильность в выстраивании инновационной, финансовой и кадровой модели. Мы не собираемся вырывать СМИ из местной информационной повестки, потому что прекрасно понимаем роль и значение глав в формировании локального пространства. Уверен, мы найдем компромисс, который устраивает все стороны и не ущемляет интересы самих газет. Такой шаг позволит решить одну из главных проблем районных газет – немотивированные отставки главредов на местах. Посмотрим статистику: в каждой второй-третьей редакции были отставки руководителей. По большей части, это происходит вследствие сложных взаимоотношений между главой и редактором. - Например, несколько месяцев назад в Североуральске развивалось противостояние местных журналистов и представителей городской власти. Ситуация достигла критической точки: практически вся редакция муниципальной газеты «Наше слово» вынуждена была уволиться из-за давления исполняющего обязанности главы города. - В курсе ситуации. Когда от редакции местные власти требуют гиперлояльности, а на страницах газет - сплошного позитива, оторванного от реальности, – это путь в никуда. Такое издание не будет востребовано читателями, потеряет свою аудиторию и в итоге не сможет соответствовать тем задачам, которые перед нею местными властями сейчас ставятся. Но ситуация на местах бывает разная. Это состояние редакции одной из местных газет [показывает фотографию здания редакции. На снимке - деревянный барак с покосившейся крышей]. Здесь - не до лояльности или нелояльности. Как театр начинается с вешалки, так и газета - с редакции. Человек, который живет на чердаке, имеет чердачную психологию. А от чердачной психологии местным медиа надо отказываться. - Вернемся к североуральскому случаю. Если бы тогда департамент был уже создан, как бы вы решили эту проблему? - Путем диалога, не всегда публичного. Я вижу департамент в роли арбитра. И этот арбитр не должен ставить вопросы профессионализма выше лояльности. Пока же редакторы муниципальных газет сами уступают в этом конфликте интересов, соглашаясь на роль личных PR-менеджеров мэров. Почему это происходит, тоже понятно: в городах и районах области очень часто просто нет пресс-секретарей – этот институт недостаточно развит. И это плохо, особенно в свете развития туристической составляющей территорий области. - Свердловский губернатор Евгений Куйвашев тоже придерживается этой риторики: муниципальные СМИ слишком сильно варятся в собственном соку, мало акцентируют внимание на том, что происходит в области и стране. Он даже жаловался, что как-то приехал в территорию, а местные жители удивились: а разве не Россель губернатор? - Такая проблема существует, и, поверьте, не только в нашем регионе. Но наша цель шире – создать в каждой территории серьезную редакцию, способную выпускать качественный продукт, готовую к переменам, вызову новых технологий. А серьезная редакция, по моему мнению, невозможна, если ее сотрудники не анализируют события, происходящие в области, стране и мире, и не соотносят их с проблематикой своей локальной территории. - Если департамент – такая полезная задумка, почему в Челябинской области он был упразднен? - Когда я уходил, мы договорились с руководителем, что я не буду комментировать эту тему.Что касается лично меня, скажу так: не сошлись во взглядах на пути развития местной прессы. Есть зеленое яблоко, и есть красное. Но их половинки не образуют единое целое. - Вы наверняка сравнивали самостоятельность медиа здесь, на Среднем Урале, и там, на Южном. Поделитесь наблюдениями. - Как корректнее выразиться? Челябинские местные СМИ, как мне пока показалось, сегодня чуть самостоятельнее в экономическом плане. В течение последних пяти-шести лет они привыкли к решению проблем в автономном режиме, больше полагаются на себя. Свердловская местная журналистика, если говорить в общем, а не о каких-то конкретно взятых изданиях, этот путь только начинает. - Не знаю, как в Челябинской области, здесь журналисты не едины, не солидарны друг с другом. Не работает важное творческое объединение – Союз журналистов Свердловской области. Кстати, сейчас даже проходит дискуссия о замене его руководителя… - Я разговаривал с [секретарем регионального Союза журналистов] Дмитрием Поляниным об этом. Он привел аргументы, почему он может сложить свои полномочия. Здесь нет интриг, подковерной возни. Мотивы понятны, и к таким личным проявлениям нужно относиться как минимум внимательно, с пониманием. Я считаю Союз журналистов Свердловской области очень важной структурой журналистского цеха. Рассчитываю, что будет помогать нам, например, в плане повышения квалификации журналистов. По-моему, региональной организации только нужно более четко определиться с ее стратегией и донести ее до сообщества. - Вы видите на посту регионального руководителя союза [экс-главу администрации свердловского губернатора] Александра Левина? - Не знаком лично, но следил за его судьбой. В ближайшее время планирую устранить недочет и познакомиться. Мне кажется, это вполне достойный кандидат: мэтр как свердловской журналистики, так и политики, он понимает, что происходит в этой среде. В назначении будет играть роль его личная позиция. Понимаю ведь, что работа в ФК «Урал» отнимает много времени… Так что первое решение за Александром Юрьевичем: захочет ли он сам взвалить на себя этот довольно проблематичный, хлопотный блок? А уже потом свое слово скажет свердловская журналистика. - Мы с вами обсудили многое, но я так и не уяснил по вашим ответам, вы понимаете, что создаете инструмент, с помощью которого можно манипулировать СМИ? Что он может повлиять и на развитие провинциальной прессы, и на ужесточение контроля за ней? - Конечно, я понимаю, что век чиновника ограничен. Все зависит от того, как этим блоком будет управлять мой последователь. Любую хорошую идею можно извратить, и я понимаю, как можно испортить нашу. Но это не повод стоять на месте – поодиночке главы могут заниматься развитием медиа, но не так эффективно. Это дорого и не совсем им по профилю. - Обещаете, что при вас новый департамент не станет «министерством правды»? - Мне, правда, это неинтересно. Я читал в СМИ о таком сравнении, улыбался. Для меня решение задачи с такой постановкой вопроса просто неприемлемо… Интервью на вычитку пришлете? Вопросы - Иван Некрасов, © «URA.Ru» |
|