13.01.2025, 04:20 |
ЖКХ: конец света - в 2023-м01.11.2012, 22:39  «Северная неделя» ИД (г.Северодвинск)
«Вечерка» участвовала во Всероссийском совещании по проблемам ЖКХ, которому предсказывают скорый коллапс Полное название совещания несколько громоздко, но многозначительно: «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях благоприятных условий проживания граждан». Оно собрало в Екатеринбурге чиновников и депутатов во главе с вице-премьером Дмитрием Козаком и руководителями комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы, а также работников предприятий ЖКХ, компаний, выпускающих продукцию для ЖКХ, и общественных организаций – представителей более чем 70 субъектов Федерации. Честны перед читателем Наша газета была приглашена на форум как лауреат III Всероссийского конкурса на лучшее освещение реформы жилищно-коммунального хозяйства. Организационные вопросы взял на себя Альянс руководителей региональных СМИ России. Награды лауреатам вручал президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. На конкурс, учрежденный Министерством регионального развития РФ и Фондом содействия реформированию ЖКХ, поступило более 800 журналистских работ со всей России. «Вечерний Северодвинск» победил в номинации «Что означает содействие» - так отмечен цикл материалов, в которых мы освещали капремонт жилых домов, осуществляемый при софинансировании Фонда содействия реформированию ЖКХ, - со всеми плюсами и минусами этого процесса. В комментариях к нашим публикациям организаторы конкурса особо отмечают, что газета честна перед собой и читателями, «что для дела куда полезнее безумных бравурных фанфар». Полный коллапс До бравурных фанфар было далеко не только в наших материалах, но и на самом екатеринбургском совещании. Вот лишь несколько цифр, фактов, оценок из выступлений участников. В современной России деградировала система профессиональной подготовки работников ЖКХ: о соответствующих направлениях просто нет речи в документах Минобразования и Минтруда! Но главное - в другом. Износ сетей водоотведения в России достигает 72 процентов, сетей теплоснабжения – 63 процентов, экономические потери в результате превышают 300 млрд рублей в год. Прогнозируемый итог – полный коллапс коммунальной системы в общероссийском масштабе в 2023 году. Чтобы за десять лет хотя бы стабилизировать процесс, необходимо 4,6 трлн рублей. Таких денег в бюджетах всех уровней нет и не предвидится. Как же решать проблему? Некоторые выступавшие, представлявшие различные производственные фирмы, уверяют, что большую экономию даст внедрение предлагаемых ими новых материалов, оборудования и технологий. Например, целую программу представила компания «Полипласт». Упомянем лишь о тех задачах, которые, по мнению предпринимателей, следует выполнить властям. Необходимо ориентироваться на окупаемость проектов, исключая возможности завышения цен на местах, а также внедрить современную технологическую политику – с требованиями и стандартами, соответствующими XXI веку: сроки службы от 50 лет, энергетическая и экологическая эффективность. Резервы платежеспособности А если же говорить о затратах, то отметим, что один из выступавших, эксперт фонда «Институт экономики города», произнес многозначительную фразу: «Резервы платежеспособности у населения есть…» А вице-премьер Козак, говоря о проблеме «недоремонта» жилья и оценивая ее в 3,5 трлн рублей, заметил: «Тут необходимо инициативу проявить гражданам, самим решить – либо самостоятельно делать капремонт своего жилого дома, либо ждать помощи…» И все же хотя бы в публичных выступлениях высокопоставленные участники совещания признавали: триллионов у простых потребителей нет. И уж точно рядовые граждане не могут модернизировать водоканал или построить мусоросжигательный завод. Это – ответственность публичной власти. – Накопилось много заблуждений, в том числе о том, что невидимая рука рынка сама все отрегулирует, - говорил Дмитрий Козак. – Это не так. Пока мы не установим предсказуемые правила поведения и требования к качеству предоставления коммунальных услуг, частные инвестиции можно не ждать. Рискнем добавить: в этом случае можно не ждать не только частных инвестиций, но и элементарной работоспособности системы. Судьба фонда Кстати, об инвестициях – но не частных, а государственных. Очень многие в России смогли оценить поддержку, оказываемую целому ряду местных и региональных программ из Фонда содействия реформированию ЖКХ. В Северодвинске, скажем, налицо удачные примеры капремонта домов, замены лифтов. В целом же по России фонд выделил за годы своей деятельности 322 млрд рублей. Отремонтировано 135 тысяч домов, из ветхого и аварийного жилья переселено 17,4 млн человек. Однако работа фонда к 2013 году заканчивается. А масса коммунальных проблем по-прежнему давит и рядовых жителей, и муниципальные и региональные власти, на которые все более и более перекладываются полномочия по их решению. Многие выступавшие надеются, что президент продлит работу фонда. Депутат Госдумы Александр Коган, к примеру, предложил продлить его деятельность до 2015 года. Еще одна его идея – деньги из фонда, выделенные на переселение из аварийного жилья, направить на социальный найм жилья для той же категории граждан. И вообще развивать доходные дома, аренду жилья. «Ведь сейчас в муниципалитетах не признают жилье аварийным, потому что по закону людей необходимо будет переселять, а денег на это нет, - полагает депутат. – Если мы будем арендовать жилье, то решим больше проблем…» В любом случае, даже самом благоприятном для регионов и муниципалитетов, схему поддержки планируется изменить. По крайней мере, на совещании не раз звучала мысль о том, что следует отказаться от прямого софинансирования тех или иных проектов, предлагаемых муниципалитетами и регионами. Акцент должен делаться на привлечение последними кредитов. А фонд или его преемник мог бы в этом случае субсидировать заемщиков или выступать гарантом по кредитам. По мысли высокопоставленных аналитиков, это должно сделать процесс более прозрачным и надежным: об «учете и контроле» станут заботиться еще и банки. Очевидно, такая схема должна будет и подстегнуть процессы акционирования в ЖКХ, и потребовать очень многих новаций в законодательстве всех уровней. Кстати, на совещании подробно говорилось о том, как много тематических законопроектов рассматривается сейчас в Думе. Сытый голодного не разумеет А вот насколько приемлемы и удобны эти новые способы поддержки будут для простых граждан, а также и для муниципалитетов и регионов, пока остается неясным. И вообще, многое звучавшее на совещании решительно непонятно рядовому получателю квитанций. Например, жалобы представителя Федеральной службы по тарифам на то, что для эффективного долгосрочного регулирования тарифов не хватает людей и материально-технической базы. По его словам, за последние пять лет штаты ведомства выросли всего (!) на 25 процентов! А что сказать о тех же «доходных домах»? Депутат Коган не пояснил, кто и на какие средства будет эти дома строить. Неужели опять муниципалитеты и сами жители? Или идея обсуждать тарифы на онлайн-конференциях, чтобы сделать их прозрачными. Как могут такие обсуждения решить проблемы, определяемые диктатом монополистов? Правда, зампредседателя профильного комитета Госдумы Елена Николаева в яркой речи призывала не слушать распространяемые в СМИ, по ее выражению, «ужастики» и верить, что все обсуждаемые в парламенте меры направлены только на эффективное решение накопившихся проблем. Так, депутат заверила, что Дума всячески будет отстаивать существующую схему, по которой программы, связанные с расселением аварийного жилья, финансируются федеральным бюджетом на 50 процентов, а не на 30, как предлагает Минфин. Но ведь и этого представителям регионов мало: тут же под аплодисменты прозвучала просьба финансировать до 70 процентов… Поэтому если и способно совещание вселить оптимизм, то лишь самый сдержанный. |
|