![]() |
19.04.2025, 01:09 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Между Сциллой и Харибдой19.10.2012, 12:10, "За изобилие"
НЕРВНИЧАЮ, когда навигатор в машине начинает издавать громкие звуки, предупреждая о предстоящей дорожной опасности. Поэтому на хорошо знакомых маршрутах этот аппарат не использую. Но, собираясь вместе с обозревателем нашей газеты Ингой Плиевой в Волгоград на общероссийский форум региональных СМИ «Новая медиа Россия», чудо-прибор вернула в авто, поскольку путь предстоял дальний, дорога была не известна. Забегая слегка вперед, замечу, что доехали до города-героя благополучно, испытав все прелести федеральной трассы М6 с красивым названием «Каспий». Покрытие дороги – грубо наляпанные друг на друга куски асфальта, многие из которых, наверное, были положены еще во времена съемок фильма «Три плюс два». Часть мостов, их на трассе немало, на ремонте, в связи с чем приходилось подолгу пропускать встречные потоки. Каких-либо нареканий в наш адрес со стороны ДПС на всем пути не было. волгоградских сотрудников ДПС, о неожиданной встрече с которыми навигатор не просигнализировал. Общение было недолгим, после которого вспомнился известный советский анекдот: Собрались как-то гаишники и думают, что подарить коллеге на 50-летие. – А давайте ему машину подарим! – В позапрошлом году дарили уже. Да и юбилей, надо что-то посолиднее. – Предлагаю подарить дачу у озера. – Нет, дачи у него уже есть, целых три, последняя недавно от тещи досталась. – Я придумал! А давайте в день его рождения мы не выйдем на работу, и он будет стоять всю смену один! – Ты что, совсем тронулся?! Зачем такой дорогой подарок дарить?! В нашем случае получилось все гораздо дешевле. Добрые гаишники попались… Первый региональный Около 200 главных редакторов и журналистов из всех федеральных округов страны собрались на волгоградской земле по приглашению АРС-ПРЕСС. Форум, организаторы которого – правительство Волгоградской области и Академия медиаиндустрии при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, объединил в себе несколько направлений, интересных для представителей региональной прессы. Журналисты собрались для того, чтобы, как записано в программе форума, «повысить профессиональный уровень региональной журналистики, стимулировать активную интеграцию внутри отрасли на основе использования медиатехнологий, сформировать перспективную повестку развития региональных СМИ». Такого масштабного события, да еще и в российской провинции, не случалось давно. В открытии фестиваля принял участие губернатор Волгоградской области Сергей Боженов. Партнеры или прислуга? ![]() Некоторые из выступавших придерживались довольно жесткой позиции: если СМИ берет у власти деньги, то власть – это хозяин, и неудобно заглядывать хозяину в шкаф, выискивая там какие-то скелеты. Если же денег у власти не брать, то у нее и СМИ отношения становятся партнерские. Ведь в диалог вступают с равными, а с прислугой никто не разговаривает. Другие оценивали ситуацию более взвешенно: если газета или телеканал живут по принципу «Чего изволите?», то они неинтересны ни власти, ни читателю, ни зрителю. Далее позволю себе вставить чужой абзац – это дословное цитирование из статьи красноярского журналиста, главного редактора общественно-политической газеты Владимира Павловского о зависимости и подконтрольности государственных СМИ, когда материалы согласовываются, просматриваются и визируются: «Что теряет от такого поведения власть? Доверие населения. Доверие прессы. Но главное – она теряет нити управления территорией. В редакции поступает масса информации, чаще всего негативной, и журналисты изданий готовы адресовать ее органам власти, чтобы получить ответы на вопросы читателей. Получается странный контакт. Газета публикует критику, власть ее, как это сейчас принято говорить, мониторит, но не отвечает людям через те же СМИ. И теряет, теряет, теряет свой авторитет». Хотя, если СМИ только критикует власть, не видя ничего в ее деятельности хорошего, рано или поздно к ним теряется доверие. И здесь редактор должен проявлять мудрость, дабы проскочить между Сциллой придворной лести и Харибдой неприязни. Далеко не всем и всегда это удается. В выступлениях звучали как оценки сегодняшней ситуации в отношениях власти и прессы, так и предложения по стабилистабилизации непростого финансового состояния СМИ. Шквал аплодисментов вызвало ироничное замечание все того же красноярского редактора: «Как можно делить журналистику на федеральную и региональную? Это все равно, что физика московская и физика региональная». Одной из самых острых оказалась дискуссия на тему «Освещение проблем религиозной и этнической толерантности в региональных СМИ». Как относиться к людям, лишившимся дома – беженцам, вынужденным переселенцам, мигрантам? Как защитить их? И главное – как писать на эти крайне больные темы, чтобы успокоить общество, погасить вспыхивающие очаги злобы, а порой и откровенной ненависти к «чужим». Секция, которую провели представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Геше Карренброк и исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская, прошла в формате «круглого стола», где выступавшие отстаивали свою точку зрения. Сошлись в одном: освещение проблем религиозной и этнической толерантности требует от журналистов максимальной объективности, такта, четкого соблюдения профессионально-этических норм. Не протоколист жизни, а ее модератор «Печатные СМИ», «Интернет СМИ», «ТВ и радио». Актуальные проблемы этих направлений обсуждали во второй день работы форума. Жизнь не стоит на месте. Следовательно, формируются новые требования к печатным изданиям. В числе важных тенденций названы визуальный подход в дизайне и наличие электронной версии газеты. Некоторые считают: рано или поздно интернет-издания поглотят остальные средства массовой информации. Но всемирную сеть стоит рассматривать не как угрозу, а как новый виток развития медиа. Доцент кафедры современных коммуникативных теорий РГГУ Александр Калмыков отметил, что интернет-ресурсы являются полноправными компонентами системы СМИ. А доцент кафедры печати Академии медиаиндустрии Владимир Кравцов уверен: будущее за конвергентными редакциями, объединяющими в себе несколько видов масс-медиа. Где бы ни работал журналист: в печатном или интернет-издании, на телевидении или радио, – необходимо творчески относиться к подаче информации, ориентироваться не на сенсационность, а на образность. Важно помнить, что журналист – это не протоколист жизни, а ее модератор. О подвиге, трамвае и футболе После теоретической части мужская половина журналистов была приглашена в качестве игроков на товарищеский матч по футболу. Проведен он был в честь прохождения Волгограда в список городов, которые в 2018 году примут у себя чемпионат мира по футболу. Команда волгоградских журналистов играла против приезжих гостей. Разумеется, была и экскурсия на Мамаев курган. В канун 70-летия победы в битве под Сталинградом, которую будут отмечать 2 февраля 2013 года, идет реставрация мемориальных плит, установленных Героям Сталинградской битвы. Одна из них – Герою Советского Союза Василию Прокатову. Удалось прокатиться в знаменитом волгоградском скоростном трамвае. Это некий компромисс между традиционным трамваем и полноценным метро. Идея создания такого вида транспорта возникла в 70-е годы. В связи с уникальной протяженностью Волгограда вдоль Волги в городе особо остро стояла транспортная проблема. Но метро полагалось только городам-миллионникам, к которым Волгоград в ту пору не относился. Идея заключалась в создании протяженного трамвайного маршрута в центральной густозастроенной части города – «упакованного» под землю на манер метро. Новый вид транспорта очень быстро показал свою эффективность, и уже через несколько лет в Волгоград для знакомства с деталями проекта скоростного трамвая приехали украинские специалисты. Вскоре аналог волгоградского скоростного трамвая появился в Кривом Роге. Больше нигде в мире ничего подобного не существует. Сегодня скоростной трамвай – еще одна «визитная карточка» Волгограда. Общение на пользу В течение трех дней участники форума со всех уголков страны обсуждали профессиональные проблемы, которых у нас у всех, по большому счету, выше крыши. И то, что в таком, скажем нестоличном формате о них говорили, заряжает оптимизмом. Как и то, что подобное общение пойдет на пользу средствам массовой информации всех регионов России. Возвращаясь домой, уточнили дорогу у волгоградских сотрудников ДПС. Не обманули. Добрые гаишники попались... Проезжая через Урюпинск, обратили внимание на рекламный щит с огромными словами: «Кто не бывал в Урюпинске, тот не видел России». Яркий слоган как нельзя точно вписался в уверенное ощущение: кто ни побывал на форуме в Волгограде, всякий еще раз убедился, что современные СМИ – наиважнейшая составляющая нынешнего бытия. |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |