![]() |
21.04.2025, 04:54 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Есть такое слово - демиург12.10.2012, 23:10
5 - 7 октября в Волгограде состоялся общероссийский Форум региональных СМИ «Новая Медиа Россия». В нем приняли участие ведущие эксперты, представители федеральных СМИ, около 150 главных редакторов и журналистов из 43 регионов страны. Давно такого масштабного события, да еще в российской провинции, не случалось. ![]() В связи с такой многомиллиардной удачей Волгограда местные СМИ наперебой соревнуются в восторгах в адрес губернатора области Сергея Боженова, его чудесных пробивных способностей и деловых качеств. Не знаю, насколько велики его заслуги в таком благоприятном исходе отборочных мероприятий, ведь он губернатором всего ничего, с февраля нынешнего года. Наверняка решение исходило из высших сфер. Но что есть, то есть. По крайней мере, прием журналистской делегации, а основные расходы несло местное правительство, был на высоком уровне и воистину с казачьей щедростью. Грех жаловаться. Возможно, в таком внимании к журналистам был отголосок весеннего скандала, когда Сергей Боженов, не успев вступить в должность губернатора, с местными чиновниками и депутатами, а также с их родственниками спецрейсом улетел в Италию отпраздновать свой день рождения. Тогда, пожалуй, не было ни одного крупного СМИ в стране, которое на этом эпизоде не потопталось бы, тоже с удовольствием и размахом. 5 октября Сергей Анатольевич вместе с заместителем министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексеем Константиновичем Волиным на берегу бассейна в загородном клубе «Олимпия», где мы и проживали, и обсуждали свои проблемы, открыли наш форум. Один из тезисов выступления, несколько раз повторенный губернатором, звучал примерно так: и власть, и СМИ нуждаются друг в друге, они должны делать все, чтобы у людей было хорошее настроение. Не знаю, как насчет власти, но вот создавать хорошее настроение людям, может быть, и задача СМИ, но далеко даже не второстепенная. Волгоградские же СМИ, похоже, уже четко уяснили себе этот губернаторский посыл и соревнуются вовсю в укреплении людей в мысли, как все замечательно, позитивно, духоподъемно в их богоспасаемом регионе. Хотя взять то же строительство. Мы несколько раз проезжали по огромному новому мосту через Волгу (правда, не при Боженове построенному), прозванному в народе «пьяным» или «пляшущим», и скорее в шутку волновались, как бы он не стал под автобусом раскачиваться, как это не раз было при сильном ветре. А ведь опять же миллиарды на него ушли. Что касается взаимоотношений СМИ и власти, то это была одна из главных тем разговора. Что называется, «сижу в президиуме, а счастья нет», как говорил Расул Гамзатов. Некоторые из выступавших придерживались довольно жесткой позиции, что если СМИ берет у власти деньги, то власть - это хозяин и негоже, неудобно заглядывать хозяину в шкаф, выискивая там какие-то скелеты. Так что лучше знать свой шесток и воспевать только хорошее. Другие оценивали ситуацию более взвешенно: если газета или телеканал живут по принципу «Чего изволите?», то они неинтересны ни власти, ни читателю или зрителю. С другой стороны, если СМИ только критикует власть, не видя ничего в ее деятельности хорошего, рано или поздно к нему теряется доверие. Так что редактор должен проявлять зрелость, чтобы проскочить между Сциллой придворной лести и Харибдой неприязни. Далеко не всем и всегда это удается. А вот еще недавно модный разговор о том, что не должно быть государственных или муниципальных СМИ и власти должны выйти из них, чтобы все были в равных рыночных условиях, как-то шел без энтузиазма. И власти упорно не выходят из соучредительства, и многие СМИ обрели хозяев со стороны капитала, так что не бедствуют. Впрочем, есть среди региональных СМИ и показательные точки роста. Это крепко стоящие на ногах издательские дома «Северная неделя» в Северодвинске, «Каспий» в Астрахани, «Алтапресс» в Барнауле, «КарманЪ» в Волгограде, выпускающие много изданий. Их руководители - владельцы своего процветающего бизнеса, и им практически до фонаря, есть государственные СМИ или нет. Немало было выступлений, касающихся содержательной стороны СМИ, в частности газет. В 90-е годы, как крысы за дудочкой гаммельнского крысолова, мы покорно шли за западными СМИ. Представляли их образцом и тем самым много потеряли в своей самобытности. У нашего читателя другой менталитет, нежели у американца или немца. Одно время увлеклись клиповостью: мол, не надо грузить читателя, дай короткую информацию, пиши сжато, емко, больше иллюстраций, картинок, графиков. Разжуй, словом. У нас в России это не срабатывает. В западных СМИ - усредненная мультимедийность - куча ссылок на авторитетов, специалистов, тонны цифр и так далее. Многие наши издания пошли по этому пути. Продраться через такой отвлекающий от смысла частокол русскому читателю тяжело. У него сохранилась тяга к авторской журналистике, особенно в провинции. Есть тяга к известным авторитетам, полюбившимся именам. Наш читатель против усредненности. И еще - люди хотят быть услышанными. Не всегда это происходит в традиционных СМИ. Отсюда тяга к Интернету, к социальным сетям. Благодаря этому у нас каждый третий считает себя журналистом: как же - сидит на сайтах, заводит блоги. Поэтому одна из главных тем форума - СМИ в эпоху Интернета. Грозит ли СМИ, прежде всего бумажным, скорая гибель? Эксперты - сторонники Интернета говорили, что популярная массовая журналистика вся уйдет во Всемирную паутину, а СМИ на бумажных носителях тоже останутся, но как элитные, узкопрофессиональные, гламурные. Я же вспоминал, как лет пятнадцать назад мы были в Германии в издательстве Акселя Шпрингера и с тревогой задавали главному редактору самой популярной там газеты «Бильд» вопрос: какое будущее ждет наши издания ввиду развития телевидения, электронных СМИ? Он говорил: «Успокойтесь, не только на наш век хватит, но и внукам останется». Прошло пятнадцать лет. «Бильд» процветает. У нас тоже не все захирело. В ответ «интернетчикам» мы говорили, что Интернет - это языковая клоака, это погибель русского языка, ведь как там ужасно говорят, это вавилонское смешение, и эта башня не раз рухнет. В традиционных газетах сохраняется нормальный, русский литературный язык. Во-вторых, газета - это качественная журналистика, это отбор материала, отсев непроверенных фактов. В-третьих, СМИ несут ответственность за свои публикации, там подпись журналиста и главного редактора. И чуть что - закон суров. А в Интернете 99 процентов мусора. Нам в ответ: нет, в Интернете нельзя говорить неправду, там все прозрачно, и если будешь врать, твой блог перестанут посещать. Ну, это бабушка надвое сказала, что перестанут посещать. Вон Геббельс врал напропалую - и притягивал взоры миллионов. Неправды-то в Интернете побольше. Впрочем, симбиоз бумажного и электронного носителей вполне реален уже сейчас. В том же Волгограде в редакции популярного рекламного издания нам показали первую страницу, на ней разные штрихкоды. Подносишь смартфон к одному - смотришь видеофильм, к другому подставляешь - там музыкальный клип или аудиореклама. Впечатляет. Впрочем, какие бы жаркие споры ни происходили на форуме, большинство участников сошлись на том, что тезис о СМИ как четвертой власти устарел. Скорее СМИ - демиург, творец нашей реальности. |
![]() |
![]()
![]() ![]() ![]() |
![]() |