Арс-Пресс

АЛИПОВА Светлана Анатольевна

БАГРОВ Роман Александрович

БАЛАКИРЕВА Наталья Юрьевна

БАЛДИЦЫН Василий Вячеславович

БАТЫРШИН Дамир Рафаилович

БЕЛОУСОВ Вячеслав Васильевич

БЕРТМАН Ирина Николаевна

БАШКИРОВА Мария Анатольевна

БОГОМОЛОВ Станислав Евгеньевич

БОЛДЫРЕВА Людмила Григорьевна

БОНДАРЕНКО Наталья Кимовна

БУРАКОВА Наталья Михайловна

ВАСИЛЬЕВА Наталья Васильевна

ВАСИЛЬЕВ Владимир Львович

ВОХМИНА Лариса Николаевна

ГЕРАСИМОВ Алексей Ильич

ГИМЕЛЬШТЕЙН Александр Владимирович

ГОЛЬДБЕРГ Рафаэль Соломонович

ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна

ДЮДИНА Татьяна Ивановна

ЕВДОКИМОВА Татьяна Васильевна

ЕФРЕМОВ Дмитрий Александрович

ЕФРЕМОВ Игорь Олегович

ЖИХАРЕВ Виталий Иванович

ЗАЙЦЕВА Галина Александровна

ЗАКИРОВ Марс Фаритович

ЗВЕРЕВА Стелла Борисовна

ЗЕЛИНЬСКА Наталья Алексеевна

ЗНАМЕНСКАЯ Наталия Анатольевна

ИВАНОВА Людмила Сергеевна

ИГНАТОВ Петр Иванович

ИГНАТОВА Наталья Николаевна

ИЛЬЮШЕНКОВА Наталья Евгеньевна

ИШМУХАМЕТОВА Галина Газимовна

КАЗАКОВА Ольга Николаевна

КАМИНСКАЯ Елизавета Юрьевна

КАПИТАНСКАЯ Галина Валерьевна

КАРАМА Марина Владимировна

КАСАЕВ Алан Черменович

КАСАТКИНА Зоя Михайловна

КАЧИН Валерий Александрович

КАШТАНОВ Олег Александрович

КОВАЛЕВА Лидия Юрьевна

КОЛЫВАНОВА Наталия Витальевна

КОРЧИГАНОВ Олег Владимирович

КОЩЕЕВ Лев Леонидович

КУЗОВА Ирина Юрьевна

КУЗЬМИНСКАЯ Надежда Александровна

ЛАЗАРЕВ Алексей Генрихович

ЛАМЕЙКИН Виктор Александрович

ЛАТЫШЕВ Александр Николаевич

ЛЕЗВИНА Валентина Александровна

ЛОБЫЗОВА Ольга Григорьевна

ЛОМТЕВ Александр Алексеевич

ЛОШКИН Сергей Леонардович

МАЙОРОВА Марина Владимировна

МАКАРОВ Ярослав Юрьевич

МАМХЯГОВА Людмила Ивановна

МАНЮК Анна Анатольевна

МЕРЛЯН Павел Степанович

МЕЛЬНИКОВА Людмила Николаевна

МИКРЮКОВА Татьяна Ивановна

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Ивановна

НЕЧАЕВ Алексей Николаевич

ОДИНАЕВА Гулчехра Хабибулаевна

ПАВЛОВА Елена Владимировна

ПАВЛОВСКИЙ Владимир Евгеньевич

ПИРОГОВА Людмила Ивановна

ПЛАХИН Игорь Юрьевич

ПОЛЯНИН Дмитрий Павлович

ПОТЯЕВ Александр Викторович

ПУРГИН Юрий Петрович

РАСТОРГУЕВ Юрий Александрович

РЕШЕТЕНЬ Виктор Владимирович

РОМАШИН Роман Викторович

РУДЕНКО Виктор Григорьевич

САВАРСКАЯ Надежда Аркадьевна

САГАН Мария Аркадьевна

СЕВОСТЬЯНОВА Белла Анатольевна

СЕППЕРОВ Миназим Мевлетович

СКОРБЕНКО Александр Николаевич

СКРИПАЛЬ Сергей Владимирович

СМИРНОВ Василий Васильевич

СОЛОВЬЕВ Африкан Германович

СТАРИКОВА Оксана Анатольевна

СТАРИЦЫН Алексей Анатольевич

СТОЛПОВСКАЯ Наталья Сергеевна

СУЛТАНОВА Зульфия Набиевна

СЫСОЕВ Александр Алексеевич

ТЕРЕБУНОВА Александра Ивановна

ТОДОРЕНКО Ирина Владимировна

ТРУШНИКОВ Сергей Васильевич

ТЮРИН Олег Игоревич

ТЮРЮМИНА Анна Игоревна

ФЕДОСЕЕВА Галина Филипповна

ЧЕКАЛОВА Любовь Леонидовна

ЧУДИНА Ольга Николаевна

ХАРИТОНОВА (БАРАНОВА) Татьяна Михайловна

ХАЮТ Леонид Александрович

ХРИСТОФОРОВА Мария Николаевна

ШЕВЦОВ Олег Леонидович

ШЕВЧЕНКО Надежда Игоревна

ШИРЯЕВ Сергей Валериевич

ШРЕЙТЕР Наталья Владимировна

ЮДИНА Елена Геннадиевна

ЮЖАНСКАЯ Вера Николаевна

ЯКИМОВ Сергей Сергеевич

ЯКУПОВА Венера Абдулловна

17.01.2025, 20:02

Ректор СКФУ о будущем высшего образования на Северном Кавказе

Сразу после назначения ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская стала на Ставрополье ньюсмейкером: о СКФУ заговорили в вузах, в редакциях, в маршрутках…

Тема создания федерального университета волнует и читателей «Ставропольской правды». Наш корреспондент встретилась с А. Левитской.

– Уважаемая Алина Афакоевна! Среди вопросов, которые наши читатели задают в связи с Северо-Кавказским федеральным университетом, есть и касающиеся вас лично. Из какой вы семьи, какое образование получили, какие моменты в своей жизни считаете наиболее значимыми…

- Знаете, коротко трудно ответить. Конечно, есть памятные вехи в судьбе, о которых нельзя не сказать. Определяющим для себя я считаю, что родилась в семье очень порядочных людей, больших тружеников. В рабочей семье. Папа мой, Афако Кайтикоевич Цомартов, был участником Великой Отечественной войны, на фронт ушел семнадцатилетним мальчишкой, дважды ранен. После второго ранения его демобилизовали. Воевал он в армейской разведке, награжден боевыми наградами. Когда на сайте Минобороны России «Подвиг народа» стали публиковаться документы о всех награжденных в годы войны фронтовиках, мы с детьми прочитали наградные материалы на моего отца, их деда. На сайте относительно каждого награжденного приводится описание его подвига, геройского поступка – словом, за что человек представлен к награде; дается фотокопия указа о награждении… И сын меня спросил: «Дед тебе когда-нибудь рассказывал об этом? О том, какие подвиги он совершил в девятнадцать-двадцать лет?». Нет, не рассказывал. Он был очень скромным человеком. С войны вернулся инвалидом II группы, но благодаря, наверное, молодости и силе характера последствия ранений преодолел. Закончил лесной техникум, какое-то время был лесничим, а потом поступил работать плавильщиком электролитного цеха завода «Электроцинк» в г. Владикавказе (Орджоникидзе) – в то время это был флагман советской черной и цветной металлургии, где проработал двадцать лет. За свой труд был награжден двумя орденами Ленина и удостоен звания Героя Социалистического Труда. К моменту своего ухода из жизни, к сожалению, очень раннего (в сорок восемь лет), он и дорогами войны прошел достойно, и в историю отечественной металлургии вошел, и успел построить хорошую семью, воспитать двоих детей – нас с братом Владимиром.

Что касается моей мамы, Зинаиды Николаевны Цомартовой (Баевой), то правительственных наград у нее нет, но, думаю, без нее отец за свою недолгую жизнь не успел бы так много. Она была и надежным тылом, и вдохновителем всех его побед. Мама всегда была нам, детям, а потом и внукам умным, самым преданным и любящим другом. Она ушла из жизни в феврале этого года…

Отец и мать были простыми людьми, не профессорами педагогики, но с раннего детства сумели внушить нам несколько основополагающих человеческих истин. Главная из них заключается в том, что порядочность – категория абсолютная, нельзя быть порядочным по ситуации. Или наполовину, или, например, на семьдесят процентов… Родители нам всегда говорили и о том, как важно ценить и помнить то добро, которое сделали тебе люди. Но когда ты сам сделал что-то хорошее, не сосредотачивайся на этом. Сделал – и забудь.

А еще и папа, и мама остаются для меня и для брата образцами трудолюбия и ответственного отношения к делу, к людям.

Считаю, что очень повезло мне и со школьными учителями, одноклассниками, друзьями студенческих лет, которые до сих пор остаются самыми близкими мне людьми. У меня была прекрасная классная руководительница, учительница английского языка Татьяна Михайловна Школьникова, с которой мы дружим и по сей день.

Очень важная в моей жизни веха связана с учебой в вузе и аспирантуре. Это было нечто большее, чем просто получение профессионального образования. Уроки жизни, культуры, человечности. То, чего, на мой взгляд, так не хватает высшей школе сегодня.

Ну а мое профессиональное становление началось на филологическом факультете Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (ныне факультет русской филологии), по окончании которого я поступила в очную аспирантуру Ленинградского государственного университета им.  А.А.  Жданова.

На филфаке СОГУ в годы моей учебы царила настоящая академическая атмосфера: высокая требовательность к студенту в сочетании с глубокой интеллигентностью. Со многими педагогами меня связывают и по сей день теплые человеческие отношения. По возвращении из аспирантуры я прошла в СОГУ все ступени профессионального роста, от ассистента кафедры до декана факультета русской филологии, профессора.

В годы учебы в ЛГУ при кафедре общего языкознания филологического факультета сформировались мои научные интересы, которые нашли отражение в диссертации на тему «Аспектуальность в осетинском языке, ее генетические и ареальные связи». В последние пятнадцать лет системно заниматься научной работой в сфере общей и сопоставительной аспектологии не удавалось, поэтому мои научные интересы реализованы не в полной мере. Но надеюсь, что теперь, оказавшись в лоне университета, я смогу совмещать и ректорские обязанности, и научные изыскания.

Несколько слов о тех, у кого мне посчастливилось учиться в Питере. Заведующий кафедрой общего языкознания профессор Ю.С. Маслов, мой научный руководитель – профессор Л.Г. Герценберг, академик А.В. Десницкая, профессора Л.Р. Зиндер, Е. Д. Панфилов, Л.В. Бондарко и др. – эти имена и сейчас многое скажут специалистам. И вот эти выдающиеся ученые не только вели с нами занятия, но и приходили на лекции к нам, аспирантам, в том числе и ко мне, во время прохождения нами доцентской практики. Ю. Маслов бывал на моих занятиях регулярно (я вела за ним практикум по курсу «Введение в языкознание»). А потом подробнейшим образом анализировал «подвиги» начинающего вузовского преподавателя. Эти «разборы полетов» я помню в деталях по сей день. Они интересовались моей жизнью, моим распорядком дня. Помню, как Юрий Сергеевич ругал меня за то, что я приезжаю в публичную библиотеку рано, к открытию, внушал: «Вы человек южный, к нашему промозглому климату непривычный. Вам в Ленинграде нужно высыпаться!». Он выступил на моей предзащите с подробным, очень доброжелательным анализом, хотя «по протоколу» не был обязан это делать. Высказал во время обсуждения мысли, которые на длительную перспективу определили мои научные изыскания и после защиты. Такое человеческое и профессиональное неравнодушие ведь тоже воспитывает! Я сейчас бываю на защитах диссертаций, вижу, насколько формально они проходят.

– Вы считаете, ту университетскую атмосферу можно восстановить?

- Как ректор федерального университета мечтаю об этом, потому, наверное, и рассказала о своих воспоминаниях так подробно.

Сейчас, когда уже прошли встречи с коллегами по СКФУ, я все больше убеждаюсь, что принципы подготовки в магистратуре и аспирантуре нужно менять. Как и кого из молодых людей мы готовим к исследовательской работе в научной лаборатории? Как и кого – для занятий научно-педагогической деятельностью в высшей школе? Как и кого – в соответствии с запросом работодателя? В зависимости от ответа на эти вопросы и должны выстраиваться разные образовательные траектории. Между ними есть существенная разница в научной специализации, они должны соответствовать разным квалификационным характеристикам.

Человек, который уходит в большую науку, являясь носителем новейших идей, разработчиком новых технологий, не склонен в аспирантский или магистерский период профессиональной подготовки заниматься штудированием фундаментальных трудов, готовиться к лекционному чтению в ближайшей перспективе основных учебных курсов, возиться со студентами, чтобы приобщать их к исследовательской деятельности. Эту миссию берут на себя другие, преподаватели-методисты, она очень важна, и ею должны заниматься люди, специально к этой деятельности подготовленные, имеющие вкус к такой работе, способные развиваться в этом профессиональном поле. Здесь есть над чем подумать и в какую сторону двигаться.

– На первой вашей пресс-конференции вы говорили, что объединяющиеся вузы уже представили каждый собственное видение дальнейших перспектив использования своего научного и педагогического ресурса в общей структуре федерального университета. Какая складывается картина?

- Действительно, все три вуза представили аналитические справки, согласно которым общий их потенциал весьма значителен. Вот, например, данные по бывшему Северо-Кавказскому государственному техническому университету. Исследования ведутся в рамках десяти научных школ по 24 направлениям. Здесь 66 научно-исследовательских и учебно-исследовательских лабораторий, пять НИИ, четыре специализированных конструкторских бюро, десять специализированных центров и так далее. Аналогичная информация по двум другим реорганизуемым университетам. Но насколько активно этот потенциал сегодня работает, насколько он интегрирован в российскую и мировую науку, предстоит еще проанализировать

Для меня, например, было открытием, что международные контакты бывшего СевКавГТУ настолько широки и серьезны. Причем это отнюдь не только обмен студентами, но и весомые совместные научные исследования.

Есть между тем проблема в том, что в силу определенной инерции в федеральных проектах (да и в международных тоже) у нас участвуют в основном вузы, расположенные, как часто говорят, «в пределах Садового кольца». То серьезное, ценное, что накоплено учреждениями высшего образования за этими пределами, вынуждено с трудом пробивать себе дорогу. Поэтому одна из задач, которую нам предстоит решить, – заявить о себе как о значимом научно-образовательном центре. И пройти путь к этому как можно быстрее.

– Это одна из стратегических задач. А тактические? Например, во всех объединяющихся университетах есть аналогичные факультеты, кафедры, направления подготовки. Что будет с этим? Правда ли, что из этих «параллелей» будут созданы в структуре СКФУ отдельные институты? Или это только предстоит определить?

- Что только «предстоит определить», говорить некорректно: времени мало. Мы сейчас активно над этим работаем, но дело движется не так быстро, как хотелось бы. Формируемая мною команда проректоров изучает предложения всех трех коллективов. По-видимому, институтов будет не более десяти-одиннадцати, по укрупненным направлениям подготовки. В рамках институтов произойдет также и укрупнение кафедр. Например, только в бывшем Ставропольском государственном университете их около 90. Это и для МГУ многовато.

Уже понятно, что среди создаваемых подразделений будут институты юриспруденции, экономики, нефти и газа, живых систем, гуманитарный, педагогический и другие.

Сложность не в том, чтобы их создать из «параллельных», как вы говорите, направлений подготовки, а в том, что территориально Северо-Кавказский федеральный университет будет располагаться в Ставрополе и Пятигорске. В приказе же № 444 сказано, что в ходе реорганизации не должны быть нарушены интересы коллективов. Это значит, что студенты, которые на сегодняшний день уже изучают экономику или юриспруденцию в Пятигорске, так и должны продолжать обучаться и жить там. А их преподаватели – работать. И только в последующем здесь возможны перемены, связанные с тем, что в подразделении СКФУ в Пятигорске будет наращиваться образовательный, научный потенциал для обеспечения развития туризма, гостиничного дела, сервиса при параллельном сокращении этого направления в Ставрополе, а другие направления подготовки там будут в течение 5 лет сворачиваться и развиваться в Ставрополе. Я за то, чтобы не придавать этим процессам излишнее ускорение, которое для кого-то может стать болезненным, дискомфортным. На объединение нам отведен год, и я надеюсь, что за это время мы сможем «устаканиться». Во всяком случае, по плану-графику, составленному во исполнение приказа, мы движемся заданным учредителем курсом в намеченные сроки.

Вовремя началась и вступительная кампания. Мы постарались объяснить абитуриентам и их родителям, что как дети собирались поступать, например, в СГУ или СевКавГТУ, так они пока туда и поступают, на заявленные ранее направления и специальности. Но после завершения реорганизации и объединения вузов в одно юридическое лицо ректор СКФУ издаст приказ о зачислении поступивших на первый курс в Северо-Кавказский федеральный университет. Сейчас абитуриент, сдавая документы, получает памятку, где это сказано, и расписывается в знак согласия. Думается, что этот простой прием помогает убрать слухи и «страшилки», каких вокруг создания СКФУ ходит немало. Студенты же других курсов напишут заявления о переводе их в СКФУ, который уже в ближайшие дни войдет в реестр юридических лиц как объединенный университет.

– Ясно ли уже, какая судьба ожидает в связи с реорганизацией лицей-интернат для одаренных детей Ставропольского края, который до сих пор работал при СевКавГТУ?

- Думаю, самая благоприятная. В рамках новой федеральной целевой программы развития образования с 2011 по 2015 год отдельное направление связано с созданием при ведущих университетах страны подобных школ, лицеев-интернатов для детей, обнаруживших, как корректно говорят психологи, признаки одаренности («признаки» – именно так следует относиться к обнаруженным способностям, ибо то, что родителям и педагогам кажется проявлением у ребенка большого таланта или даже гениальности, часто в более взрослом возрасте перестает так оцениваться, выдающиеся способности не всегда подтверждаются). Для успешного произрастания таланта на средней и старшей ступенях школы нужна особая среда. Сеть лицеев-интернатов, где ее возможно организовать, как я уже сказала, будет развиваться вокруг крупных университетов. При нашем же федеральном университете такой лицей есть, у него десятилетняя история, и мы сделаем все необходимое для его развития.

– Он будет финансироваться из бюджета?

- Это моя принципиальная позиция: лицей будет бюджетным, обучение в нем для ребят – бесплатное. Как известно, способности детей и заработки их родителей далеко не всегда сопрягаются. Кроме того, состоятельная семья, как правило, находит возможность отправить ребенка учиться за рубеж, в элитную школу вроде лондонского Итона, в Швейцарию и т.д. А наша забота состоит в том, чтобы способные дети из обычных, со средним достатком, или из малообеспеченных семей оказались в поле государственной поддержки. Понятно, что хорошее образование и благоприятная развивающая среда по определению не могут быть дешевыми, в это нужно вкладывать солидные деньги. До сих пор в бюджете университета их не было, но я надеюсь, что мы совместно с нашим учредителем изменим ситуацию и лицей заработает по-другому. Он станет учебным заведением для одаренных школьников уже не только Ставропольского края, а для детей всего Северо-Кавказского федерального округа.

Хочу подчеркнуть, что это не должно вызывать в умах тот резонанс, что-де из всех республик Северного Кавказа «понаедут», и ставропольским детям останется мало мест. Подобные образовательные центры создаются сейчас при университетах во всех субъектах СКФО, а при некоторых они существовали и раньше. И в каждом субъекте стараются привлечь самую талантливую, самую перспективную молодежь, чтобы она осталась на малой родине. Представления, что все талантливые школьники или абитуриенты ринутся в Ставрополь, чтобы здесь остаться, – обывательские. Это миф.

– А разговоры о том, что предполагается квотирование мест в федеральном университете для абитуриентов из северокавказских республик?

- Они тоже реальности не соответствуют. Квоты не предусмотрены. Мы живем в едином правовом пространстве, и любой гражданин России вправе представить свои результаты ЕГЭ в любое высшее учебное заведение страны. Да, существуют целевые наборы: субъект РФ – в том числе, конечно, и республики Северного Кавказа – может обратиться с просьбой о целевых местах к учредителю того вуза, подготовка специалистов в котором интересна этому региону. Например, если в самом субъекте нет таких направлений подготовки или если нужных специалистов готовится мало. И учредитель будет принимать решение.

Но в том контексте, о котором вы говорите, нет предпосылок для квотирования целевых мест в СКФУ. Субъекты Северного Кавказа кадры для себя готовят вполне успешно. Есть единичные, может быть, случаи: к примеру, подготовка уникальных специалистов по нанотехнологиям в бывшем уже теперь СевКавГТУ. Но каждый регион должен обосновать необходимость в таких кадрах: какое производство он собирается в ближайшей или среднесрочной перспективе создавать? Для чего ему понадобятся специалисты с подобным узким профилем и т.д.

– Какие еще мифы вы, может быть, хотели развеять со страниц нашей газеты?

- «Страшилку» о том, что Северо-Кавказский федеральный университет якобы – о ужас! – станет центром исламского образования. Говорила об этом уже не раз, и к вашим читателям тоже хочу обратиться: не верьте этим досужим домыслам. Как в светском государстве светский университет может стать образовательным центром какой-либо конфессии? Это все невозможно по действующему в стране законодательству.

Другое дело, что федеральный университет должен взять на себя задачу обеспечить качественное светское образование – в сфере знания истории, культуры, традиций, особенностей всех конфессий. Это поможет нам лучше понимать друг друга, более уважительно относиться к представителям всех конфессий.

– Предполагается, что федеральный университет станет важным фактором геополитического влияния на Северном Кавказе. Как вам это видится?

- Перед нами поставлена задача, опираясь на серьезную финансовую поддержку государства, используя, если хотите, административный ресурс, создать мощные кластеры, которые объединяли бы науку, образование, инновации в СКФО и в конечном итоге позитивно повлияли на устройство всех сторон нашей жизни в округе.

На решение этой задачи нам выделяют 7 млрд рублей. Но уже через пять лет мы должны обеспечивать себя сами – мощно развиваться, зарабатывать, используя потенциал, который есть в университете.

Недавно пришло неожиданное письмо из Пятигорской государственной фармацевтической академии: они хотят к нам присоединиться. Может, и другие вузы изъявят такое желание, если мы станем по-настоящему привлекательны.

А для этого нужно сейчас, на этапе реорганизации, выработать понимание, куда мы движемся, на что ориентируемся. Конечно, какая-то часть коллектива мало верит в успех – инерция очень сильная. Студенты на форумах пишут: ничего не изменится, придут новые люди и тоже будут «деньги делать»… Грустно и горько, что в умах молодых такие представления. Но ведь не без оснований, наверное.

Очень важно, чтобы и студенты, и педагогический коллектив поверили, что можно изменить ситуацию, что можно избавиться от коррупции, которая есть сейчас в каждом вузе. А поверят в это, когда увидят, что те, кто поступил с дутыми баллами ЕГЭ, быстро обнаружили неспособность учиться в вузе, после первой же сессии были отчислены, потому что ни за какие деньги оценки купить нельзя.

Я мечтаю, чтобы с годами в университете сложилась атмосфера большой семьи. Чтобы принадлежность к выпускникам СКФУ ценилась в обществе так же высоко, как принадлежность к питомцам Гарварда, Оксфорда или Кембриджа. Чтобы люди с гордостью говорили: «Моя alma mater – Северо-Кавказский федеральный университет!».

Последние новости

30 лет назад, 18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейскими сообществами. Эта дата стала отправной в построении официальных отношений России как государства-продолжателя СССР с Европейским союзом.
20.12.2019 23:54 /
В эти дни в Праге проходят две выставки Музея-заповедника «Абрамцево»: «Лики Гоголя» и «Театр начинается с Абрамцева».




20.12.2019 23:22 /
Несмотря на почтенный возраст, Василий Леонидович Угрюмов не только хорошо управляет своими старенькими «Жигулями» и «Нивой», но даже сам по-прежнему ремонтирует машины.
В этом году статус объекта культурного наследия регионального значения присвоен могиле Несвитского Н. Н., контр-адмирала, участника Гражданской и Великой Отечественной войн, который расположен в мемориальном сквере в Хабаровске. Еще четыре здания внесены в реестр в качестве объектов муниципального значения. Все они расположены в Комсомольске-на-Амуре.
Герои живут не только на страницах эпосов и в кадрах блокбастеров, они – среди нас, ходят по одним с нами улицам, а для совершения подвигов им не нужны суперспособности и эффектные костюмы. Обычные люди. Разве что сердце у них гораздо больше.
Архив новостей





АРС-ПРЕСС О воде земле и небе Текстовые миры Рунета